Глава 25.3. Государственная пошлина 19 страница
Интересно отметит,, что ни одна большая западная школа психологии не вклю-чаетвею последовательноспъ чепырех стадий в свое видение человеческой природы. Позитивистская психология щедро и полностью уделяетвнимание первым двум стадиям: удовольствию — в теориях снижения напряжения, подкрепления, либидо и по-пребностей, и успеху — в исследованиях власти, стапуса, лидерства, достижения, маскулинности. Но позитивистской психологии почти нечего сказапъ о могшее долга (за исключением того, что это реакция на интгрнализованный родительский образ), и еще меньше она можетсказапъ о желании философского и религиозного осмысления (за исключением намека на то, что такое желание ест, защитлый механизм, средство ухода, внешне не отличающееся отсуицида, алкоголизма и невроза). Напротив, экзистенциализм в полной мере опдаетдолжное долгу (ответственности) и воле к смыслу, но удивительно мало говоритобудовольствии и успехе как мотивах. 11 См., например: Smith H. The religions of man. N. Y.: Harper, 1958. Личность в психологии 455 Следовательно, оказываепся, что в этой индуиспской формулировке сущност пая природа человека предствлена обобщеннее и полнее, чем в любой западной школе мысли. Стили жизни Многие идеи, которых мы касаемся в эпой главе, можно рассмапривапъ в рамках концепции стиля жизни. Индивид, говоритАдлер, вырабапываетопределенные способы подстройки себя к жизни. В депстзе эту проста «стартовый стлль», складывающийся из природных данных и тгмпераментхребенка и требований общества к нему. Используя эпи разнообразные ингредиенпы, ребенок формируети реформирует свой спиль, чтобы быпъ в состоянии по возможности успешно решат, великие проблемы жизни, включая проблему самой жизни12. Не каждый спиль может быпь назван зрелым. Легко соскользнут в самоза-щигтый спиль, посредством которого распущий индивид просто опражает воздействия, угрожающие его самооценке. Чертгми тгкого спиля могутбыпъ предубеждения, невропические защипы, эгоцентрическая религиозность. Напропив, зрелый спиль жизни позволяетчеловеку справляться со всей суровостью жизни полноспью реалистичным образом (знать худшее в жизни и делапь из этого лучшее), используя инпеграпивные, а не защипные механизмы. Взгляд на личность как на процесс стилизации имеет по достоинство, что признаетбезграничноспъ индивидуальности (хотя, конечно, в целях сравнения можно группировапь сходные спили в типы). Такой взгляд полезен и для соединения динамики спремления с формами действия (включая рассмотренные в главе 19 стили экспрессивного поведения). Он допускаетпозипивистгкие принципы настолько, насколько они релевантны, как и базовые положения экзистенциализма. Таким образом, понятие спиля обладаетценноспъю в качестве синтетического понятия. Однако конкрепиое применение понятия жизненного стиля пребуетзначитгльных заимствований из других направлений мысли. Связи с философией Критики скажут что исключитгльно психологическая концепция человека — пустая мечта. Нужно знапь также его метафизическую природу и его место в космическом успройстве. Нужно обрапипься к древней мудрости (и философской, и тго-логической) и привлечь ее, чтобы не оказалось, что пы открыл общеизвеспиое. Психология не так давно вышла на сцену, и ее понимание в лучшем случае фрагментарно. Любая наука, претендующая на подлинную новизну, никогда не будет полноспью испинной. 12 Адлеровская психология, сердцевиной которой является понятие стиля жизни, хорошо рассмотрена в книге: The individual psychology of Alfred Adler / Ed. by H. L. Ansbacher, R. R. Ansbacher. N. Y.: Basic Books, 1956. Также ценен обзор: Gilbert A. R. The concept of life-style: its background and its psychological significance // Jahrbuch fur Psychologie, Psychotherapie und Medizinische Anthropologie. 1960. Vol. 7. P. 97—107. Я признаю здесь, как и в главе 19, что «стиль» — трудное для определения понятие. Но оно высоко релевантно морфогенезу личности, и психологии придется иметь с ним дело в будущем. 456 Структура и развитие личности Суть этим хорошо ухвачена. На самом деле, все рассмотренные нами почки зрения имеюпгскрыпые связи с основополагающими философскими представлениями. Позипи ей спеки е и психоаналипические взгляды опираются на физикализм или на несколько более широкий напурализм. Персоналиспская позиция в разных своих формах связана с немецким идеализмом, с пропеспанпской пеологией или помист ской школой мысли. Экзиспенциализм сам еспъ широкомасштабная сиспема эписпе-мологии и тгории ценностей. И пак обспоитдело со всеми формулировками, которые были или могутбыпъ рассмопрены. Наш обзор касался только психологической поверхноспи эпих доктрин. Чтобы познать человека как целое, мы должны поместить его в космический контексте соответствии с догматами философской теории. Философия человека неотделима от психологии человека. Исследователю полезно иметь в виду это важное предуведомление. Но психолог может внести и свой собственный вклад. Он надеется, что его конкретное изучение фактов предупредитошибочное философствование. Ибо, в конечном счете, ни одна философия человека не можетбыть верной, если она резко противоречит известным фактам относительно человеческой мотивации, научения, познания, стадий развития, патологии (при условии, конечно, что эти факты твердо установлены и достаточно полны). Но психология не можетдать достаточно полного знания для обоснования окончательного выбора одной интерпретации природы человека и отвержения всех остальных. Лучшее, что мы можем сделать в настоящее время, — это искать философскую формулировку, которая в целом кажется наиболее согласующейся с доступными психологическими данными. Личность как система Пожалуй, самые большие надежды на обнаружение связности возлагаются нами на подход к личности как целостной функционирующей структуре — то есть, системе. Конечно, это незавершенная система, демонстрирующая разные степени упорядоченности и беспорядка. Наряду со структурой в ней есть и неструктурированность, есть функции, но есть и неправильное функционирование. Как гово-ритМэрфи, «у всех нормальных людей есть много свободных концов»13. И однако личность обладает достаточной связностью, чтобы ее можно было квалифицировать как систему, которая определяется просто как комплекс элементов во взаимодействии. Далее, системы могутклассифицироваться как закрытые или открытые'4. Закрытая система определяется как такая, в которую не поступает материя извне и которая, следовательно, «разряжается» (подвергается энтропии согласно второму закону термодинамики). Некоторая внешняя энергия (например, изменение температуры или ветра) может влиять на закрытую систему, но, ввиду того, что у нее нет восстановительных свойств и нет взаимодействия с окружением, она (подобно гниющему амбару) погружается в «термодинамическое равновесие». Ни одна теория личности не придерживается таких взглядов. Закрытыми системами пусть занимает ся физика. Все живые системы — открытые. 13 Murphy G. Personality: a biosocial approach to origins and structure. N. Y.: Harper, 1947. P. 661; см. также: Idem. Human potentialities. N. Y.: Basic Books, 1958. 14 Подробнее об этом см.: Allport G. W. The open system in personality theory // Allport G. W. Personality and social encounter: selected essays. Boston: Beacon, 1960. Ch. 3 <Наст. изд. С. 62—74.> Личность в психологии 457 Мы можем сказапь, чпо отсрыпые сиспемы харакперизуюпся чепыръмя крите-риями: (1) Там есть поглощение и выделение вещества и энергии. (2) Там существу-етдоспижение и поддержание устойчивого (гомеосттического) состояния, пак что вторжение внешней энергии не будетсерьезно подрывапъ внутреннюю форму и порядок. (3) Обычно пим со временем увеличивается упорядоченность, что происходит из-за увеличения сложности и дифференциации частей. (4) Наконец, по крайней мере на уровне человека, там есть экстенсивное взаимодействие с окружением15. Все теории рассматривают личность как открытую систему, но не достигают согласия ни относительно акцента, который должен делаться на каждом из критериев, ни относительно количества принимаемых критериев. 1. Материальный и энергетический взаимообмен. Простейшая форма S—R-meopuu до такой степени концентрируетвнимание на этом критерии, что фактически исклю-чаетвсе остальные. По сути, она говорит что стимул входищ а реакция испускается (исходит). Конечно, между этими полюсами находится механизм суммации, хранения и задержки. Но для того чтобы изобразить функционирование личности, необходимо изучить только два главных полюса. Некоторые формы методологического позитивизма продвигаются еще на шаг дальше и говорягц что мы можем обходиться совсем без понятия личности, если сосредоточим внимание на измерениях стимульного входа и поведенческого выхода. 2. Гомеостаз. Как мы видели в предыдущих главах, многие выдающиеся теории мотивации и научения опираются на допущение, что личность — это процесс удовлетворения потребностей, снижения напряжения и тем самым поддержания го-меостатического равновесия. Таким образом, весь ход развития человека можетрас-сматриваться просто как расширение сферы применения принципа, объясняющего терморегуляцию, баланс объема крови и содержания в ней сахара на уровне физического тела. Личность — это попытка сбалансировать внутреннее и внешнее давление для того, чтобы достичь состояния покоя или равновесия. Все теории потребностей и квазимеханические объяснения научения признаютэтоткритерий. Большинство нынешних теорий личности полностью принимаетво внимание эти два первых требования открытой системы. Они учитывают взаимообмен вещества и энергии и тенденцию организмов поддерживать организацию элементов в устойчивом состоянии. Таким образом, они скорее подчеркивают стабильность, а не развитие, «снижение неопределенности» (информационная теория), а не творчество. Короче, они подчеркивают существование, а не становление. Эти теории биологичны в том смысле, что приписываютличности только две черты открытой системы, которые явно присутствуютво всех живых организмах. Однако есть еще два критерия, не акцентируемые позитивистскими концепциями человеческой личности. 3. Возрастание порядка во времени. Некоторые теории верно подчеркиваюттен-денцию человеческой личности выходить за пределы устойчивых состояний и вырабатывать свой внутренний порядок, даже ценой нарушения равновесия. Таковы теории изменяющихся энергий (глава 9) и функциональной автономии (глава 10). Эти 15 Эти критерии взяты из различных работ по теории систем. Четыре критерия хорошо соответствуют тому, что Шарлотта Бюлер назвала «базовыми тенденциями жизни» (Biihler Ch. Theoretical observations about life's basic tendencies// American Journal of Psychotherapy. 1959. Vol. 13. P. 561-581; Idem. Basic tendencies of human life: theoretical and clinical considerations // Sinn und Srin: ein philosophisches Symposion / Ed by R. Wisser. Tubingen: Niemeyer, 1960). 458 Структура и развитие личности концепции учипываютнепрестнное увеличение целей человека в жизни и их мор-фогенетческое влияние на систему как целое. Концепция гомеосгтза полезна для краткосрочной «ориентации на мишень», но совершенно не адеквата для объяснения интегрирующего тонуса, лежащего в основе «ориентации на цель»'6. Многие из рассмотренных нами в этой и предыдущих главах тгорий придают значение этому критерию, например, принцип первичностл поведения, выдвинутый Вудворпсом в противовес главенству потребности, а также доктрины самоактуализации Гольдштгйна и индивидуации Юнга. Можно вспомнить и мотивы развития Мас-лоу, противопоставляемые им мотивам нужды. Сюда же отлосипся эго-психология с ее вниманием к автономной и свободной отконфликтг мотивации. Акцентна компетентности у Уайта, согласованность Я у Леки, поиск идентичности у Эриксона, стиль жизни у Адлера, чувство заботы о себе у Мак-Дугалла — все ориентированы на этот критерий. Эти формулировки хоть и различаются между собой, но все обнаруживают «движение» личности в некотором динамическом напоре, который не сводится к бледной функции сохранения гомеостатического равновесия. Они признают растущую со временем упорядоченность и рассмаприваютизменение внутри личности как смещение напряжения, а не его затухание. Нетнужды добавлять, что экзистенциальная мысль движется в том же направлении. 4. Взаимодействие с окружением. Первые при критерия видятв личноспи самодостаточную систему, какой она, конечно, является. Все авторы признают, что вход и выход энергии способствуют определенному взаимодействию с окружением, но большей частью они сосредоточиваютвнимание на «внутренней» системе. Другие авторы отмечают, что система личности открыта окружающему миру шире, чем любая другая система. Бесчисленные предметы вызываютинтгрес и воспринимаются как вызов. Ни одно другое создание, помимо человека, не пытается формировать мир и даэнв внешнее пространство по логике своего сердца. Человек простлраетсебя так далеко, что некоторые теории вообще отказывают ся опделяпъ личноспъ отее контекста. Даже крапковременная «сенсорная депривация» (изоляция человека отокружения) вызываетсерьезные личностные нарушения. Некоторые культуры (например, буддийская) рассмаприваютиндивида, общество и природу как образующих единый треножник существования, единую систему. Почему, спрашиваетМэрфи, западная мысль проводитрезкое разделение между человеком и всем остальным? Возможно, основным фактором является иудео-христианская религия, его усиливаетраспущая роль индивида в индусприальной революции17. По тем или иным основаниям, некоторые авторы настаиваютна том, что личность — это межличностная система; она сущестзуеттолъко в своем социальном взаимодействии с другими людьми (глава 8). Здесь мы должны резко остановиться, ибо если мы не будем осторожны, то обнаружим, что изучаем только социальные и культурные системы, включающие человека. Объектом нашего изучения является также нейропсихическая система «под кожей». Это и есть собственно система личности. Мы можем придерживаться этого положения, не оприцая, по крайней мере, что важной чертой этой системы является ее непрерывное взаимодействие с большими системами и зависимость отних. При 16 Ср.: BullN. An introduction to attitude psychology // Journal of Clinical Experimental Psychopathology & Quarterly Review of Psychiatry and Neurology. 1960. Vol. 21. P. 147-150. 17 Murphy G. Personality: a biosocial approach to origins and structure. N. Y.: Harper, 1947. P. 297. Личность в психологии 459 всех своих разверну пых взсшмодейстиях с миром, индивид остается отдельной единицей. Правильно рассмапривапь систему личности как специфический предметпси-хологии, а социальные и культурные системы, внутри которых находится индивид, как специфические предметы социологии и антропологии18. Взгляд на личность как на живую систему обладаеттгм большим достоинством, что привлекаетвнимание к спрукпурной связи частных фактов, из каких бы источников они ни были извлечены. Так в спру кпуру могу те ойпи биологические знания и генетика, номотетические принципы развития, все достоверные фрагменты квазимеханических законов научения, диапазон индивидуальных различий, гомеостаз, принципы эго-защиты, экспрессивное поведение — все, что достоверно установлено позитивист ской психологией. Но так как в центре нашего интереса— система, мы должны слить с этими данными все другие наши знания об индивидуальности. Эти знания получены из исследований проприативных функций, образа Я, из конфигуративного понимания, из экзистенциального анализа и из многих других источников. В рамках «системы» один подход помогаетскорректировать другой. Если позитивизм склонен к фрагментации и обезличиванию, этотуклон может смягчаться акцентом на личностные диспозиции и единство. Все, что валидно в каком-либо подходе, должно быть приспособлено. То, что хорошо в экзистенциализме, войдете наше системное исследование, хоть мы и не можем согласиться с его опрометчивым отказом отвсех методов, кроме феноменологии. И так оно и идет Неплодотворно утверждать один подход к личности за счет других. Личность является многосторонней и требуетмногих путей и подходов. Нетрудно будет примирить их, если мы будем рассматривать все данные из любых источников как дополняющие наши знания об отдельной органической системе. И мы подозреваем, что именно здесь может произойти примирение психологии и философии. Система — это понятие, созвучное большей части философии, ибо упорядоченность в природе всегда была предметом философии. В то время как психология все больше говорите том, как система личности структурирована, мы можем предоставить слово философии и теологии, чтобы они, насколько смогут^ связали эти находки с порядком мироздания. Перспективы В данной книге проведен обзор исследований и теорий, касающихся психологической природы человеческой личности. В ходе нашего обзора мы пытались сделать рамки психологической науки более гибкими, чтобы она больше не исключала прямого изучения индивидуальности. На первой странице читателя предупреждали, что ему придется постоянно перемещаться между номотетической и идиографической точками зрения. Мы старались раскрыть не только то, почему личность (в общем) является интересной темой для изучения, но и то, почему Уолтер (в частности) сам по себе привлекателен. Мы не отвергаем предложение психологии заниматься поиском общих законов, но мы обратили особое внимание на те законы и принципы, которые говорят о том, как происходитуникалъность. Мы также утверждаем, что каждая отдельная 18 Полнее об этом см.: Parsons Т. The social system. Glencoe (111.): Free Press, 1951; Allport F. H. Theories of perception and the concept of structure. N. Y.: Wiley, 1955. 460 Структура и развитие личности жизнь законна, ибо она обнаруживает свой собственный упорядоченный и необходимый процесс развипия. Законосообразность определяется не частотой и единообразием, а внутренней необходимостью. Для нас личноспь — это реально существующий паттерн. Мы смело спрашиваем, какова личноспъ в своей сущноспиой природе (не просто как она влияетна других людей или ведетсебя в разных сипуациях). Конечно, ее поведение изменчиво, но оно всегда совершается внупри границ и диапазонов, установленных самой личностью. Анализ личноспи следуетвеспи на значимых уровнях; искомые нами элементы должны быпь подлинными частями личноспи, а не далекими абстракциями. Эле-менпы не должны быпь слишком микроскопичными, ибо личноспь существуеттоль-ко на высоком уровне сложноспи. Наиболее значимые единицы — это личностные диспозиции, рассматриваемые как подсиспемы целостной органической систгмы. Самые важные из эпих диспозиций — собственные интересы и ценноспи. Главные движущие силы взрослой личноспи обнаруживаются именно в функционально автономных мопивах зрелого возраста. Как мы видели, психология поразительно богата методами и схемами для такой юной науки. Но разногласия неизбежны. Всякий раз, когда мы критиковали пе-орию или технику, это редко было связано с оценкой их достоверности, а чаще основывалось на том, что некоторая отдельная ограниченная точка зрения ложно претендуетна охватвсего предмета. Система личности — комплексный продуктбиологической наследственности, культурных форм, когнитивного стиля и духовного поиска. Только при таком рассмотрении все разнообразные методы исследования можно сфокусировать в одной точке. Их разрозненные вклады лучше соединятся, если мы будем рассматривать личность как систему — незавершенную, но готовую развиваться и становиться чем-то большим, чем она есть. Любое другое допущение приведетк неудаче в постижении человека. Большинство исследований личности являются сравнительными, они исполь-зуютинструменты дифференциальной психологии. Это ценные орудия. Опасность в том, что с их помощью личность можно так расчленить, что каждый фрагментока-жется связанным с соответствующими фрагментами других людей, а не с личност ной системой, внутри которой он находится. Сравнительные исследования полезны, но больше уместны исследования органические. Психология является воистину психологией только тогда, когда имеетдело с индивидуальностью. Ни к чему говорить, что другие науки этого не делаюгц позволяя себе отмахиваться отдосадной проблемы уникальности. Правда в том, что предназначение психологии — проявлять любопытство к человеческим личностям, а они существуюттолько в виде конкретных уникальных паттернов. В соответствии с этим своеобразным предназначением, психология не может довольствоваться догмой, что понимание человека достигается простым отнесением индивидуума к классу. Никто не будетотрицать важности знаний этого рода. Но вдобавок нужно добиваться знаний через прямое восприятие, конфигуративное понимание, «знакомство с...». В качестве исследовательских инструментов должны быть задействованы все ресурсы нашего познания. Наиболее полно мы изучаем человеческую личность, когда берем ее как индивидуальность. Индивидуум — больше, чем узел привычек, больше, чем точка пе- Личность в психологии 461 ресечения абспракгтых измерений. Он — больше, чем предствипелъ вида, больше, чем гражданин государства, больше, чем почка в попоке движения человечества. Он выходитза пределы всего эпого. Индивид, всегда спремящийся к целостоспи и за-вершенноспи, существовал при всех формах социальной жизни — таких разнообразных, как кочевые и феодальные, капиталистические и коммунистические. Ни одно общество не сохранит своего единства без уважения человека человеком. И сегодня индивид продолжает бороться против угнетения, продолжая надеяться и проектируя более совершенную демократию, превыше всего ценящую достоинство и развитие каждой личности. СОДЕРЖАНИЕ ГОРДОН ОЛПОРТ - АРХИТЕКТОР ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Д. А. Леонтьев...........3 АВТОБИОГРАФИЯ...........................................................................................................................15 СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ Личность нормальная и аномальная................................................................35 Какие единицы нам использовать?.................................................................46 Открытая система в теории личности.............................................................62 Эго в современной психологи..........................................................................75 Тенденция в мотивационной теории...............................................................93 Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги.........................................................................105 Базовая психология любви и ненависти........................................................116 Религия и предрассудки...................................................................................130 Анализ слухов....................................................................................................138 Ожидания и война............................................................................................151 СТАНОВЛЕНИЕ: основные положения психологии личности..................................................166 СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Глава 1. Психология и индивидуальность......................................................217 Глава 2. Личность, характер, темперамент....................................................232 Глава 6. Развитие чувства Я.............................................................................242 Глава 8. Культура, ситуация, роль..................................................................263 Глава 9. Развитие мотивов................................................................................285 Глава 10. Трансформация мотивов..................................................................302 Глава 12. Зрелая личность.................................................................................330 Глава 13. Поиск элементов...............................................................................354 Глава14. Теория общих черт.............................................................................370 Глава 15. Личностные диспозиции..................................................................389 Глава 16. Единство личности............................................................................404 Глава 19. Выразительное поведение................................................................416 Глава 22. Личность в психологии.....................................................................443 Научное издание Гордон Олпорт СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Избранные труды Перевод с английского языка Л. А. Трубицыной, Д. А. Леонтьева Обшая редакция Д. А. Леонтьев Редакторы О. В. Квасова, Т. А. Нежнова Корректор Т. П. Толстова Художник Э. А. Марков Компьютерная верстка О. В. Кокоревой Издательство «Смысл» (ООО НПФ Смысл), 103050, Москва, 50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328, 195-0308, e-mail: smysl@smysl.ru http://www.smysl.ru Лицензия ИД № 04850 от 28.05.2001. Подписано в печать 25.03.2002. Формат 70x100/16. Гарнитура TimesET. Печать офсетная. Усл.печ.л. 37,4. Тираж 3000. Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Статьи разных лет Личность нормальная и аномальная* Слово «норма» означает «руководящий стандарт», нормальный — значит отвечающий такому стандарту. Отсюда следует, что «нормальная личность» — это личность, поведение которой соответствует тому или иному руководящему стандарту, а «аномальная личность» — та, поведение которой не отвечает этому критерию. Однако сделав подобное заявление, мы сразу же обнаруживаем существование стандартов двух совершенно разных видов: статистических и этических. И те и другие могут применяться для различения нормальных и аномальных людей, но первые характеризуют среднее или обычное, вторые — желательное или ценное. Два этих стандарта не просто различны, но во многих отношениях прямо противоречат друг другу. Например, «обычными» являются некоторые вредные привычки людей, какая-либо патология тканей или органов, определенные признаки нервозности и саморазрушительные паттерны поведения; однако даже будучи обычными или средними, эти тенденции не относятся к здоровым. С другой стороны, руководящий стандарт здоровой сексуальной жизни в нашем обществе, если принять отчет Кинзи, достигнут лишь меньшинством американских мужчин. В этом случае обычное также не совпадает с желательным: то, что нормально в одном смысле, не является нормальным в другом. И, конечно же, никакая этическая система в цивилизованном мире не предлагает детям в качестве образца идеал превращения в «простого среднего человека». Источником стандарта здоровой личности служит скорее не реальность, а потенциальные возможности человека. Пятьдесят лет назад это двойственное значение «нормы» и «нормального» не волновало психологию так, как сегодня. В ту пору психология была прежде всего занята выявлением усредненных норм для всех мыслимых видов психической деятельности. Медианы, моды и сигмы были на коне, и дифференциальная психология достигла своего расцвета. Ослепленные новообретенной красотой кривой нормального распределения, психологи удовлетворились тем, что объявили ее незначительные «хвосты» единственной разумной мерой «аномальности». Отклонения от среднего были аномальными, и поэтому слегка отталкивающими. * Выступление на V Межамериканском конгрессе по психологии. Мехико, декабрь 1957 г. Печатается по изданию: Allport G. Personality and Social Encounter: Selected essays. Chicago: University of Chicago Press, 1960. P. 155-168. 36 Статьи разных лет В это время возникло понятие «психической адаптации», заблиставшее в 1920-е годы. Хотя не все психологи отождествляли адаптацию со средним поведением, тем не менее это отождествление достаточно широко подразумевалось. Например, часто подчеркивался тот факт, что животное, не приспособившееся к норме своего вида, обычно погибает. Тогда еще не был сделан вывод о том, что человек, который приспосабливается подобным образом, — скучная посредственность. Времена изменились. Сегодня мы все глубже озабочены усовершенствованием поведения среднего человека, поскольку к настоящему моменту возникли серьезные сомнения в том, что простая посредственность может выжить. По мере того как распространяется социальная аномия, а само общество становится все более больным, мы сомневаемся, что посредственный человек сможет избежать психических расстройств и правонарушений, сумеет не попасть под власть диктаторов или успешно предотвратить атомную войну. Кривая нормального распределения не оставляет нам надежды на спасение. Нужны граждане нормальные и здоровые в более позитивном смысле слова, — мир нуждается в них, как никогда ранее. Думаю, что именно по этой причине психологи в настоящее время ищут новое определение нормального и аномального. Они ставят вопросы о ценном, правильном и хорошем, — вопросы, которыми никогда не задавались раньше. В то же время психологи знают, что в поисках критерия нормальности в этом новом смысле они вторгаются в традиционную область этики. Им известно также, в общем и целом, что философам не удалось найти руководящие стандарты для всего того, что составляет здоровый образ жизни, который должны стремиться формировать воспитатели, родители и терапевты. Поэтому психологи в большинстве своем хотят проводить этот поиск нетрадиционным путем и, если им это удастся, избежать традиционных ловушек аксиологии. Позвольте мне вкратце описать некоторые из недавних эмпирических попыток определить нормальность, а затем, насколько это удастся, оценить состояние вопроса на сегодняшний день.
|