Классификация неформальных объединений
Опираясь на типологизацию молодёжных субкультур, проведенную Латышевой Т., использующей в качестве оснований стадию внутреннего развития и главный системообразующий признак, мы предприняли попытку типологизировать молодёжные субкультуры по четырём основаниям, выделив при этом два своих основания: вид коммуникативного пространства и критерии, которые позволяют отнести субкультуру к постмодернистскому феномену, а затем к одной из ступеней развития данного феномена – субпотоку [8]. Одно из важных условий формирования молодёжных субкультур – это наличие не просто пространства, а именно коммуникативногопространства, которое «позволяет реализовать все коммуникативные дискурсы, в пределах которых происходит взаимодействие» [21]. Поэтому по виду коммуникативного пространства мы делим молодёжные субкультуры на: молодёжные субкультуры виртуального коммуникативного пространства, уточняя понятие «виртуальная субкультура», которое Р. Вайнцирль использует в своей концепции [21], и молодёжные субкультуры реального коммуникативного пространства. Главный интерес для нас представляет тот факт, что на примере субкультур виртуального коммуникативного пространства можно рассмотреть основные элементы постмодернизма. Так, например, происходит размывание пространственно-временных границ как внутри виртуального пространства, так и между реальным и виртуальным пространствами. Новая коммуникативная среда вызвала появление таких форм взаимодействия как сетевые конференции, форумы, чаты, Интернет-дневники, информационные блоги, online-игры, социальные сети, которые являются полем для формирования любых идентичностей, в том числе молодёжных субкультур, и изменения тех параметров явлений, которые в реальности трудно изменить [12, с.89]. Итак, согласно основаниям типологизации выделяются: 1. субкультуры, которые не отвечают критериям современного постмодернистского этапа развития общества; 2. современные молодёжные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока; 3. молодёжные субпотоки. 1. Субкультуры, которые не отвечают критериям современного постмодернистского этапа развития общества мы разделяем на: - субкультуры прошлого (1940 - 80-е гг., не существующие в настоящее время: моды, стиляги, тедди-бойз, люберы и др.); - реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 1960-90-х гг., их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации: хиппи, готы, скинхеды, субкультуры рок-н-ролла, субкультуры граффити и др.); - криминальные субкультуры (неонацистские объединения, гопники, хакеры и т.д.); - ретретистские субкультуры (субкультуры алкоголиков, наркоманские субкультуры, игровые субкультуры, характеризующиеся болезненным состоянием зависимости, и др.); - группы, ценностные ориентации которых носят некоторый политический и идеологический оттенок (субкультуры пацифистов, «зелёных», субкультуры различных политических направлений и др.) [2, с.57]; - сексуальные субкультуры (гомосексуальные субкультуры, субкультуры БДСМ, свингерские субкультуры трансвеститов и др.); - религиозные субкультуры (мормоны, тоталитарные секты, субкультуры восточных религий и др.). Данные типы субкультур не относятся к современным молодёжным субкультурам, так как одни со временем претерпели существенные изменения или ушли с общественной сцены вовсе; другие носят протестный антисоциальный характер; третьи из-за своих особенностей затрагивают целый образ жизни и отличаются высокой степенью приверженности своих членов, постоянством. 2. Современные молодёжные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока, мы разделяем на: а) имиджевые субкультуры (кибер-готы, нудисты, милитари, субкультуры гламура, бэггеры и др.); б) субкультуры по ярко-выраженным интересам, хобби, носящим характер развлечения, гедонизма; в) игровые субкультуры; г) субкультуры образа жизни и смешанных интересов (хип-хоп субкультура, субкультура серферов, квир-культура и др.) [8, с.97]. Субкультуры по ярко-выраженным интересам, в свою очередь, мы делим на: - субкультуры по интересам реального коммуникативного процесса (спортивные субкультуры: сноубордисты, роллеры, спортивные фанаты, движения экстремалов (диггеры, трейсеры, паркурщики и т.д.) и др.); музыкальные субкультуры (альтернативщики, рэперы, рокеры, металлисты и др.); субкультуры туризма (субкультуры индустриального туризма (неополомничества, урбанизма и т.д.); субкультуры любителей природы (туристов-походников, бардов и т.д.); субкультуры аниме и др.). - субкультуры по интересам виртуального коммуникативного пространства (вышеперечисленные виды субкультур по интересам чатов, форумов, блогосферы, социальных сетей). Обращаем внимание на то, что отдельным типом современных молодёжных субкультур выделяются игровые субкультуры, которые также делятся по виду коммуникативного пространства на: игровые субкультуры реального коммуникативного пространства (субкультуры интеллектуальных игр, субкультуры деловых игр, субкультуры развлекательных игр и др.) и игровые субкультуры виртуального коммуникативного пространства. К последним типам относятся: субкультуры игровых приставок, геймеры-чатеры, кибер-спортсмены (констрайкеры, шутеры, субкультуры однопользовательских игр, субкультуры небольших сетевых ролевых игр action RPG — ролевых игр с шутерной или слэшерной боевой системой и т.д.) и др. Основные черты перечисленных типов молодёжных субкультур соответствуют некоторым элементам постмодернистской реальности и не противоречат ей: носят фрагментированный характер; стилистически разнообразны и смешанны; границы их слабо фиксированы, неустойчивы; приверженность членов к своей субкультуре характеризуется низкой степенью; членство в одной субкультуре не исключает членства в другой; не являются протестными, асоциальными, носят аполитичный характер; взаимодействуют с массовой культурой, являются её потребителями и производителями – субкультуры коммерциализированы; границы виртуального коммуникативного пространства и реального смешаны [16]. 3. К молодёжным субпотокам мы относим: 1) игровые субпотоки; 2) клубные субпотоки (клубные субпотоки различных музыкально-танцевальных направлений (хип-хоп, техно, джангл, рэп, тектоник, ритм-энд-блюз (R&B), гоу-гоу-дэнс (go-go dance), хаус, стрип-дэнс и т.д.); фрики и др.) 3) рейв-потоки (различных музыкально-танцевальных направлений: хаус, пвсевдохаус, техно, джангл и др.). Игровые субпотоки, в свою очередь, мы подразделяем на: А) Субпотоки коллективных ролевых игр. Б) Отдельно выделяем одним из типов игрового субпотока, аналогов которого нет в мировой истории – флешмоб (классический флешмоб, танцевальный флешмоб, фаршинг, smart mob, l-mob, x-mob, І-моб и др.). В свою очередь субпотоки коллективных ролевых игр подразделяем на: - субпотоки коллективных ролевых игр виртуального коммуникативного пространства; - субпотоки коллективных ролевых игр реального коммуникативного пространства. В качестве подвидов первых субпотоков коллективных ролевых игр выделяем: - субпотоки форумных ролевых игр FRPG (мастерских ролевых игр, свободных ролевых игр и др.); - субпотоки многопользовательских ролевых онлайн игр CRPG - ролевых игр с большим количеством диалогов, глубокой ролевой системой, проработанным миром и сюжетом (многопользовательских текстовых игр MUD, массивных многопользовательских «кликовых» ролевых онлайн-игр MMORPG и др.); Субпотоки коллективных ролевых игр реального коммукникативного пространства мы подразделяем на: а) субпотоки коллективных ролевых игр живого действия: - павильонные субпотоки (живые квесты («Мафия»), камерные ролевые игры, ситуационные игры, информационные игры, имиджевые и др.); - полевые субпотоки (толкиенисты, исторические реконструкторы, балы (организованные школами исторических танцев, техногенные и др.), фестивали (например, «Зиланткон» в Казани, различные косплеи), городские полевые субпотоки (например, «Ночной Дозор», «Форт Баярд») и др.); б) субпотоки настольных коллективных ролевых игр (например, «Warhammer», «Монополия»). Данные типы молодёжных субкультур можно назвать субпотоками, так как: они объединены потоками желаний; характеризуются временным, поверхностным погружением в «иной мир»; главной чертой их является получение удовольствия от коллективного единения в данном пространстве, чувства свободы, чувства самовыражения; обладают субпоточным сознанием. С. Редхед говорит о том, что происходит постепенный переход от субкультур к клубкультурам, тем самым выделяет их в самостоятельную стадию развития [17]. Мы же относим клубные субкультуры, рейв-культуры к субпотокам. Это музыкальные субпотоки, которые существуют лишь в стенах ночного клуба или в рамках любого другого пространства, где рейверы проводят своё время. В повседневности субкультурная принадлежность данных людей может никак не проявляться или проявляться, но не так ярко. В России клубная субкультура – это, прежде всего, пространство единения, взаимодействия и общения [20]. Молодёжные субпотоки характеризуются также наличием игрового пространства, которое является средством развлечения и, одновременно, выполняет с точки зрения психологии терапевтическую функцию. Но не все виды игровых субкультур относятся к этому понятию – лишь только те, которые характеризуются коллективностью и возможностью индивидуального самовыражения одновременно Смартмоб (англ. «smart mob» – «умная толпа») – это «форма социальной самоорганизации, состоящая из людей, которые могут не знать друг друга, но которые способны действовать согласованно». Всё это стало возможным благодаря использованию высоких технологий [13, с.3]. Флешмоб – это вид смартмоба (сокращённо от «flashing mob» – «внезапная толпа»), зародился летом 2003 года в США. В этом же году были проведены первые флешмобы и в России. Данный феномен имеет характеристики, которые присущи молодёжному субпотоку, а также свои специфические особенности. Как субпоток, феномен характеризуется внезапностью появления и исчезновения. Специфика же его заключается в том, что проводится в общественном месте. О существовании флешмоберов можно говорить только в момент проведения акции – именно тогда они обладают временным субпоточным сознанием, что позволяет их отнести к членам субпотока. Явление бинарно – его нельзя назвать субкультурой толпы, ведь каждый человек в этой толпе — яркая индивидуальность [18]. Данная характеристика соответствует постмодернистскому соотношению причастности и индивидуальной свободы. Флешмоб носит характер развлечения. Специфической особенностью данного вида субпотока является то, что он характеризуется иррациональным поведением, направленным на разрушение логического, обладает терапевтическим свойством с точки зрения психологии [19].
|