Занятие 9. Молодежные субкультурные движения Тюменской области
1. Музыкальные стили и молодежные субкультуры. Рок-культура как социокультурное явление. Русский рок. 2. Сибирский антисоветский панк (Е. Летов, Я. Дягилева, Ник Рок-н-Ролл, А. Непомнящий). Специфика тюменского рока (Д. Колоколов, Р. Неумоев, Е. Зуев, В. Богомяков, А. Шляков и другие). Тюменский самиздат. 3. Субкультуры свободного передвижения: байкеры, трэйсеры, роллеры, скейтеры, альпинисты, туристы, вольные путешественники. 4. Готы, эмо, аниме-субкультура. Геймеры. Другие субкультуры компьютерно-сетевого общения. 5. Особенности выражения игрового начала в разных молодежных субкультурах. Формы бытия молодежных субкультур и их эвристическое значение. Основная литература: 1. Артефакт: печатное издание рок-центра «Белый кот» (любые номера). 2. Колоколов, Дмитрий Г. История тюменской рок-поэзии: дипломная работа / Д. Г. Колоколов. – Тюмень: Изд-во на столе, 2006. – 17 с. 3. Иванов, А. Дромомания раз: книга о путешествиях [Текст] / Александр Иванов. – Москва: 2010. – 207 с. 4. Кротов, А.В. Практика вольных путешествий. / Антон Кротов. – Изд-е 6-е, испр. и доп. – Москва: 2002. – 77 с. Дополнительная литература: 5. Богомяков, В. Г. Котик Ползаев / В. Г. Богомяков. – Немиров, 2009. – 224 с. 6. Колоколов, Дмитрий. Чернозем: сборник стихотворений / Дмитрий Колоколов. – Тюмень: П.П.Ш., 2009. – 144 с. - (Игра в классики). 7. Кротов, А.В. 134 вопроса, 134 ответа об автостопе и обо всем. / Антон Кротов. – Москва: «Гео-МТ», 2001. – 96 с. 8. Шанин, В. Уроки автостопа / Валерий Шанин. – Москва: 2000. – 272с. 9. http://www.avp.travel.ru 10. Переслегин, С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. / Сергей Переслегин. – Москва: АСТ, Санкт-Петербург: TERRA FANTASTICA, 2007. – 619,[5]с. – (Philosophy). 11. http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/games/xi94 12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бочарова_Лариса_Владимировна 13. http://elformen.tyumen.ru/ 14. http://www.topcar-t.ru/ju/go/mezhdu-nog/myi_ne_monstryi.html 15. http://www.autotyumen.ru 16. http://tmn.fio.ru/works/75x/307/w07.htm 17. http://news.circuscentre.org/archives/1320 18. http://www.fandom.ru/klf/klf_tumen 19. http://esli.ru/rubrics/publicism/20040827080629publicism.html 20. http://jager12.narod.ru/notall.htm 21. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=4705 22. http://whitecat.tyumen.ru/ 23. http://www.uralweb.ru/catalog/card.php?id=1909 24. http://rutube.ru/tracks/3486674.html 25. http://zamorin.livejournal.com/283673.html?thread=1908249 и другие... Тестовые задания Тест 1 1. Как называется «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»? а) материальная культура; б) духовная культура; в) профессиональная культура; г) контркультура; д) субкультура. 2. В какой стране ранее всех других впервые появился и проявился феномен молодежной субкультуры? а) в России; б) в США; в) в Германии; г) во Франции; д) в Японии. 3. Кому из идеологов Студенческой революции 60-х годов XX столетия, предварившему теоретические разработки понятия «контркультура», принадлежит авторство понятия «диалектика культуры»? Суть его состоит в том, что производство играет двоякую роль в жизни человека. С одной стороны, благодаря ему создается и поддерживается мир культуры, но, с другой — оно повинно в подавлении человеческих влечений: производство повинно в дополнительном подавлении влечений и эксплуатации человека, что угрожает самой культуре, поскольку вызывает к жизни разрушительные противокультурные тенденции. а) Ч. Рейч; б) Т. Роззак; в) Г. Маркузе; г) Э. Фромм; д) К. Кенистон. 4. Что является главным для субкультурной молодежи? а) общение; б) разделяемая всеми внутри субкультуры система представлений; в) общий стиль жизни и, возможно, деятельности; г) нравы и быт тусовки; д) все перечисленное. 5. При исследовании молодежных субкультур используются понятия «peer group» и «неформальное молодежное объединение». В чем различие этих двух понятий? а) понятие «peer group» используется зарубежными (преимущественно) западными исследователями, а понятие «неформальное молодежное объединение» введено и используется отечественными авторами как русскоязычный аналог западному термину; б) понятие «peer group» более широкое, чем понятие «неформальное молодежное объединение», и включает в себя все: формальные и неформальные, а также молодежные и немолодежные группы, в то время как в понятии «неформальное молодежное объединение» четко указывается, с какими социальными группами работают исследователи; в) понятие «peer group» относится лишь к формальным социальным объединениям, в то время как понятие «неформальное молодежное объединение» имеет дело с объединениями молодых людей, создаваемых ими самими для себя; г) понятие «peer group» обходит стороной молодежные (возрастные) объединения, в то время как понятие «неформальное молодежное объединение» позволяет исследовать именно конкретное возрастное (молодежное) объединение; д) понятие «peer group» изначально подчеркивает «чистоту» рядов данной группы (peer от англ. риrе), в то время как понятие «неформальное молодежное объединение» допускает наличие разнородных «элементов» в рядах группы. 6. Молодежная субкультура — это: а) культура, создаваемая старшим поколением для молодежи, рассчитанная на ее массовое потребление; б) культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рассчитанная на ее массовое потребление; в) культура, создаваемая молодыми для старшего поколения, «для их внутреннего пользования» и не рассчитанная на ее всеобщее потребление; г) культура, создаваемая молодыми для всего общества, а потому рассчитанная на ее массовое потребление; д) культура, создаваемая молодыми для подрастающего поколения, то есть для подростков, и не рассчитанная на ее массовое потребление. 7. В. Тернер в работе «Символ и ритуал» описал динамику формирующейся личности, отмеченную тремя фазами: разделением, гранью, или порогом, и восстановлением. Какая (какие) из фаз соответствует(ют) периоду пребывания молодого человека в молодежной субкультуре? а) первая; б) вторая; в) третья; г) первая и вторая; д) вторая и третья. 8. Колебаниям экономических волн, выявленным и изученным Н. Д. Кондратьевым, соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Эти колебания выражаются: а) в увеличении или сокращении количества субкультурной молодежи вообще и соответственно peer groups и неформальных молодежных объединений; б) в разрастании или в сокращении то «богатого», то «бедного» типа молодежной субкультуры; в) в «перетекании» молодых людей из «богатого» в «бедный» тип молодежной субкультуры, и наоборот; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «б» и «г». 9. «Поколение X» — это поколение XX столетия: а) 50-х годов; б) 60-х годов; в) 70-х годов; г) 80-х годов; д) 90-х годов. 10. В рамках молодежной субкультуры создаются нормы и символы, дальнейшая судьба которых для базовой культуры общества (вхождение в нее или отмирание вместе с уходом со сцены данной молодежной субкультуры) зависит от следующего фактора: а) своевременность или несвоевременность этих норм и символов для базовой культуры общества; б) соответствие или несоответствие потребностям этих норм и символов для базовой культуры общества; в) готовность или неготовность молодых людей и базовой культуры общества к их восприятию; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». Тест 2 1. Для какого социокультурного феномена характерны следующие черты: 1) специфический стиль жизни и поведения; 2) свойственное определенной социальной группе наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия; 3) наличие разделяемой всеми внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т. п., причем эта атрибутика может наделяться специфическими символическими значениями, которые не поддаются «расшифровке» «посторонними»; 4) наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи? а) контркультура; б) субкультура; в) конфессиональная культура; г) профессиональная культура; д) наркокультура. 2. Кто из ученых сформулировал тезис, согласно которому истоки конфликта поколений следует искать еще в доисторическом прошлом человечества, когда было положено начало извечной борьбе на сексуальной почве? а) К. Манхейм; б) Э. Фромм; в) 3. Фрейд; г) Г. Маркузе; д) Ч. Рейч. 3. Почему Г. Маркузе назвал культуру индустриально развитого общества репрессивной? а) культура индустриально развитого общества навязывает человеку извне стремления и влечения, такие как потребность в наживе, конкуренции и др., которые аннулируют внутреннюю свободу человека, а потому требуют репрессии; б) культура индустриально развитого общества, будучи массовой, ориентирована на низкий интеллектуальный и образовательный уровень развития ее потребителей, а потому требует репрессии против интеллекта; в) культура индустриально развитого общества, будучи массовой, ориентирована на чувственное, «физиологическое» удовлетворение, а потому требует репрессии духовности; г) культура индустриально развитого общества, будучи массовой, является «конвейерной» культурой, а потому требует репрессии против всего индивидуального, «штучного»; д) культура индустриально развитого общества, будучи массовой, ориентирована на усредненных потребителей, а потому требует репрессий против остальных. 4. Кто из создателей и популяризаторов концепции контркультуры является автором концепции о трех сознаниях: Сознание I, Сознание II, Сознание III? а) Г. Маркузе; б) Ч. Рейч; в) Т. Роззак; г) Р. Хайнлайн; д) К. Кенистон. 5. Когда молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру? а) когда субкультура уже больше не справляется со своими задачами; б) когда у субкультуры появляется некий общий враг; в) когда внутри субкультуры начинаются конфликты между ее членами; г) когда субкультура начинает «стареть»; д) когда субкультура разрастается настолько, что начинается ее «распыление». 6. Какое из приведенных ниже определений является верным? Неформальное молодежное объединение — это: а) группа, возникшая на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, независимо от того, совпадают интересы этой группы с интересами общества или противоречат им; б) группа, которая создается добровольно и в свободное время, поскольку одна из ее функций — обеспечение социального пространства для игр и экспериментирования; в) группа, которая может быть определена лишь относительно формальной группы и существует всегда только в ее рамках; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». 7. Феномен молодежной субкультуры характерен: а) для открытых, динамичных обществ, был замечен в связи с конституированием техногенной цивилизации; б) для закрытых, динамичных обществ, был замечен в связи с появлением государственности; в) для открытых, статичных обществ, был замечен в связи с конституированием мировой цивилизации; г) для закрытых, статичных обществ, был замечен в связи с конституированием классового общества; д) для закрытых, статичных обществ, был замечен в связи с конституированием средневековой цивилизации. 8. Исследования динамических процессов в молодежных субкультурах показывают, что возникновение любых peer groups: а) происходит сходным и предсказуемым образом и не зависит от конкретной социокультурной среды; б) происходит сходным образом, однако серьезно зависит от конкретной социокультурной среды; в) настолько зависит от конкретной социокультурной среды, что оказывается практически непредсказуемым; г) уникально и индивидуально и не зависит от конкретной социокультурной среды; д) уникально и индивидуально и очень сильно зависит от конкретной социокультурной среды. 9. Основное необходимое условие расцвета «богатого» («гуманитарного») типа молодежной субкультуры: а) наличие серьезного конфликта поколений; б) наличие «сытой жизни», то есть вхождение в период молодости действительно сытого, выросшего в достатке и благополучии поколения; в) стремление молодых людей в условиях индустриально развитого общества, переходящего к постиндустриализму, самореализоваться; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «а» и «г». 10. В рамках молодежной субкультуры создаются нормы и символы, дальнейшая судьба которых может разыгрываться по одному из следующих сценариев: а) они могут оказаться невостребованными даже в рамках конкретной субкультуры; б) они могут быть востребованными лишь в рамках данной субкультуры; в) они могут перейти из разряда субкультурных в разряд базовых; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «а» и «г». Тест 3 1. Кто первым попытался увязать становление человека или личности с возрастными этапами? а) Аристотель; б) Фома Аквинский; в) Ж.-Ж. Руссо; г) И. Кант; д) Ж.-П. Сартр. 2. С. Эйзенштадт в книге «От поколения к поколению» утверждал, что в современном обществе существует возрастная асимметрия в принятии и исполнении ролей, которая выражается в том, что у взрослых больше авторитета и власти, чем у молодых. Эта асимметрия закреплена формально (законодательно) в виде прав и обязанностей, существует неформально в виде признаваемых норм отношений и лежит в основе: а) сексуальной революции; б) контркультуры; в) конфликта поколений; г) наркокультуры; д) конформизма. 3. Еще до появления в свет книги Т. Роззака «Создание контркультуры» Г. Маркузе одним из первых начал разработку понятия «контркультура». Какой термин он использовал для обозначения этого понятия? а) нелегальная культура; б) нерепрессивная культура; в) неограниченная культура; г) неофициальная культура; д) независимая культура. 4. Для Ч. Рейча задача морального усовершенствования, будучи стержнем его модели революции, заключается, прежде всего: а) в духовном развитии человека; б) в появлении нового мироощущения; в) в сексуальном раскрепощении; г) в перечисленном; д) в перечисленном, кроме «в» и «г». 5. Какие условия необходимы для появления феномена молодежной субкультуры? а) продолжительность, «затянутость» периода обучения; б) массовый характер продолжительного обучения в силу потребности в массах образованных людей; в) появление социально-демографической группы, основным занятием которой является обучение; г) смена функции семьи: она уже не в состоянии предоставить подрастающему поколению полную и абсолютную социализацию; д) все перечисленное. 6. Почему неформальные молодежные объединения замыкаются на внутренней жизни, самоизолируются, отгораживаются от внешних посягательств? а) ими движет желание сохранить себя; б) ими движет желание провести «чистый» эксперимент по созданию собственной культуры; в) ими движет желание укрыться от социальных трудностей; г) ими движет желание выработать иммунитет к социальным трудностям; д) ими движет желание привнести в мир нечто новое, необычное. 7. Молодежная субкультура — это: а) аномалия в развитии личности, отклоняющееся от общепринятых норм поведение; б) фаза развития, переходная стадия становления личности, приобретающая все большее значение по мере адаптации юноши к миру взрослых; в) фаза развития личности индивида, обладающего определенного рода психическими отклонениями от нормы, которую можно избежать при условии коррекции; г) фаза развития, переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых; д) фаза развития, переходная стадия становления личности, обязательная для всех молодых людей периода перехода социальных систем от индустриально развитой стадии к постиндустриализму, отсутствие которой в развитии индивида свидетельствует о его аномальности. 8. Выявленная Г. Цуллигером линейная динамическая модель молодежной субкультуры, суть которой в эволюционном продвижении от образования орды к формированию банды, а от нее уже к сообществу, характерна для: а) романтико-эскапистских молодежных субкультур; б) гедонистическо-развлекательных молодежных субкультур; в) анархо-нигилистических молодежных субкультур; г) криминальных и криминогенных молодежных субкультур; д) эстетствующих субкультур. 9. Всплеск гуманитарной молодежной субкультуры — один из показателей: а) остроты конфликта поколений в обществе; б) экономического упадка в обществе, в) экономического благополучия общества; г) пристального внимания к гуманитарным проблемам в обществе; д) отсутствия внимания к гуманитарным проблемам в обществе. 10. Каков результатов взаимодействия молодежной субкультуры с базовой культурой общества? а) усложнение обеих культур; б) эрозия молодежной субкультуры; в) опрощение базовой культуры общества; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». Тест 4 1. Согласно представителям какого исследовательского направления, молодежь — это те, кто оказались между двух сжигающих огней: пламени энергии либидо и пламени различных общественных табу? Невозможность справиться с таким пожаром выливается в характерные для молодых людей формы поведения: эксцентричность, нигилизм, проявление своенравия, депрессия или агрессия, девиантность, обостренная реакция на различные формы социальной несправедливости, пороки, коррупцию и т. п.? а) бихевиоризма; б) марксизма; в) психоанализа; г) эволюционизма; д) экзистенциализма. 2. Американка М. Мид в книге «Культура и целенаправленность. Исследование разногласий поколений» показала, что в современном обществе молодежь играет важную роль: а) «социального бульдозера», расчищающего почву, на которой может возникнуть новое общество; б) «слабого звена», не способного терпеть притеснения внешнего мира, а потому поднимающегося на борьбу с ним; в) «авангарда революции», нацеленной на установление «рая на Земле», а не на небесах; г) «зеленой поросли», появление которой знаменует переход общественных систем к иному типу мировосприятия и отношения людей друг к другу и к окружающему миру; д) «разбитого поколения», которое тем не менее способно «дать сдачи» и установить свой миропорядок.
3. Что согласно Г. Маркузе сможет привести к контркультуре, возвратив человека к его исходной точке, пройдя через которую он сможет идти дальше уже свободным? а) прогрессия; б) регрессия; в) эволюция; г) революция; д) деградация. 4. Кто из теоретиков контркультуры утверждал, что первая и основная заповедь контркультуры — борьба против технократии? а) Г. Маркузе; б) Ч. Рейч; в) Т. Роззак; г) Р. Хайнлайн; д) К. Кенистон. 5. Какую функцию согласно немецкому исследователю Д. Аусубелю выполняет субкультура молодых людей-сверстников? а) адаптирует молодых людей к обществу; б) предоставляет возможность молодому человеку выработать собственный первичный статус; в) помогает молодым людям освободиться от родительской зависимости и опеки, а также сплотиться, чтобы противостоять авторитету взрослых; г) передает специфические для того или иного социального слоя ценностные представления; д) все перечисленное. 6. Согласно исследователю молодежи Ф. Найдгардту существенный признак неформального молодежного объединения: а) спонтанность, нецелесообразность деятельности; б) гомогенность по социальному происхождению и образованию; в) лабильность; г) отсутствие строгой организации; д) все перечисленное. 7. Для «прочтения» молодежной субкультуры как текста, его «декодирования», прояснения значений, осмысления его концептуальных интерпретаций необходим такой методологический подход, как: а) дегуманизация; б) деконструкция; в) девиация; г) дератизация; д) детерминация. 8. Как любые живые организмы, молодежные субкультуры постоянно развиваются, проходя на своем пути определенные стадии, или фазы: 1) первичного синтеза, 2) дифференциации, 3) первичной интеграции, 4) вторичной интеграции, 5) дробления, 6) распада либо реанимации. О какой динамической модели здесь идет речь? а) линейной; б) циклической; в) волновой; г) синергетической; д) эволюционной. 9. «Богатый» («гуманитарный») и «бедный» («криминогенный») типы молодежной субкультуры связаны воедино их способностью продуцировать: а) контркультуру; б) экономическую стабильность в обществе; в) политическую стабильность в обществе; г) религиозную стабильность в обществе; д) все перечисленное. 10. В научной литературе молодежную субкультуру иногда называют экстернальной. Что означает латинское слово externus, от которого образовано данное определение? а) предельная, крайняя, критическая; б) чужая, внешняя, посторонняя; в) особая, непривычная, необычная; г) чрезвычайная, из ряда вон выходящая, изысканная; д) закрытая, элитарная, эзотеричная. Тест 5 1. К какой категории социологи причисляют индивидов, уже приступивших к трудовой деятельности, но еще не достигших в ней максимальной степени участия, то есть «максимальной экономической активности»? а) взрослые; б) подростки; в) отроки; г) молодежь; д) пенсионеры. 2. Из какого обстоятельства выводятся современные теории конфликта поколений? а) молодежь — это понятие, прежде всего, социально-историческое; молодость — процесс активного освоения социальных ролей до «насыщения», который может занимать длительный период; б) следствие длительного обучения на современном этапе — продолжающаяся зависимость «детей» от «родителей» после того, как уже достигнута физическая и физиологическая зрелость первых; то есть это так называемая «затянувшаяся молодость», когда социальная зрелость отстает от физической; в) старшее поколение консервативно и не всегда успевает за происходящими изменениями; это вызывает критическое отношение к нему молодежи; г) «отцы» и «дети» наблюдают друг друга главным образом в часы досуга, когда они не полностью адекватны себе; д) все перечисленное. 3. Какая концепция в определении того, что такое «молодежь», доминирует? а) психологическая; б) социологическая; в) биологизаторская; г) экономическая; д) культурологическая. 4. Выступая за протест, Т. Роззак подчеркивал, что контркультура противостоит: а) господствующей «культуре отцов»; б) экстремистским лозунгам антикультуры; в) неопределенности маргинальной культуры; г) всему перечисленному; д) всему перечисленному, кроме «в» и «г». 5. Каковы причины возникновения молодежной субкультуры или прихода молодых людей в молодежную субкультуру? а) потребность молодых людей в самовыражении; б) потребность молодых людей в самоутверждении в обществе; в) невозможность по той или иной причине удовлетворить потребность молодых людей в самовыражении и самоутверждении в обществе традиционным путем; г) потребность молодых людей в противостоянии с миром «отцов»; д) все перечисленное, кроме «г». 6. Какую функцию выполняет неформальное молодежное объединение? а) тренировки в исполнении социальных ролей, которые в дальнейшем молодой человек собирается играть в обществе взрослых; б) развитие самосознания молодых людей; в) развитие солидарности; г) снятие напряжения после работы или учебы; д) все перечисленное. 7. С точки зрения постмодернизма молодежная субкультура является номадной культурой, разрушающей мощные мировые цивилизации, поскольку она: а) не подчиняется единовластию Государства; б) не признает единого Государственного центра; в) не вписывается в монолитную государственную структуру; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «а» и «г». 8. Молодежную субкультуру можно рассматривать как синергетическую динамическую систему, поскольку она характеризуется: а) открытостью; б) неравновесностью; в) нелинейностью; г) самоорганизацией; д) всем перечисленным. 9. Поводом для создания контркультуры служит наличие «сытого» общества и «сытой» культуры, как следствие периода экономического подъема, с той лишь разницей, что для первого типа субкультурной молодежи «сытая» культура — в той или иной мере их культура, поскольку их родители принадлежат именно к ней, а отсюда, вероятно, и миф о конфликте поколений. Для второго же типа молодежной субкультуры «сытая» культура является внешней, поскольку ни они, ни их родители к ней не принадлежат. И для последних врагом становится «иной», «чужой», а не «свой» (в том числе и родитель), с которым надо бороться. О каких двух типах молодежной субкультуры здесь идет речь? а) о конформистском и нонконформистском; б) о «богатом» и «бедном»; в) об аполитичном и о политизированном; г) о разновозрастном и об одновозрастном; д) об однополом и о разнополом. 10. Характерными чертами какой культуры являются эзотеризм, эскапизм, урбанизм? а) маргинальной субкультуры; б) профессиональной субкультуры; в) молодежной субкультуры; г) религиозной субкультуры; д) детской субкультуры. Тест 6 1. Согласно Г. Маркузе контркультуре будет соответствовать освобожденное общество, для которого будет характерно: а) индивидуальная свобода человека; б) тотальное отсутствие необходимости; в) свободное удовлетворение влечений; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». 2. Каковы основные черты «социального детства»? а) затянувшееся по времени образование; б) существенное ослабление для молодых людей стремления к успеху, желания войти во взрослую жизнь и во взрослый мир; в) нежелание взрослеть, стремление различными способами сохранить чуть ли не навсегда право на «детскую» безответственность; г) стремление выйти из естественного процесса социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда ты сам можешь решать, как тебе поступать, а с другой — одновременно ни за что не отвечать; д) все перечисленное. 3. Что согласно Г. Маркузе становится самым ярким проявлением свободной контркультуры? а) новая чувственность; б) новый интеллектуализм; в) новый оптимизм; г) новый реализм; д) новая собственность. 4. Согласно идеологам контркультуры 50-70-х годов XX столетия ее возникновение сопряжено: а) с потерей современным человеком своей исконной естественной сущности; б) с отдалением человека от природы; в) с разрушением «естественных» человеческих связей в результате полного отрыва человека от его почвы в силу наступления эры «индуст-реальности»; г) с утратой человеком свободы; д) со всем перечисленным. 5. Что из перечисленного ниже служит причиной прихода молодых людей в молодежную субкультуру? а) наступление у молодого человека так называемого «переходного возраста»; б) психологический период нигилизма (так называемый возрастной криз); в) сбой в формальных структурах социализации; г) склонность молодого человека к асоциальному поведению; д) все перечисленное. 6. Амбивалентность неформальных молодежных объединений состоит в том, что: а) с одной стороны, в них культивируется протест против этого общества с целью создать другое (лучшее), а с другой — именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу; б) с одной стороны, они организуют досуг молодых людей, а с другой — они криминогенны; в) с одной стороны, они способствуют отработке молодыми людьми социальных ролей, а с другой — роли, сыгранные в искусственных условиях, малореализуемы в «большом обществе», вне неформального молодежного объединения; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». 7. Почему на сегодняшний день не создана одна-единственная, исчерпывающая типология молодежной субкультуры? а) молодежная субкультура — это разносторонний, многогранный феномен, что не позволяет исследователям учесть в одной типологии все его грани и стороны; б) молодежная субкультура — развивающийся феномен, в силу чего создаваемые типологии учитывают лишь уже имеющиеся, но не могут учесть еще не возникшие его формы и разновидности; в) в такой типологии нет необходимости, поэтому ею никто не занимался; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме «в» и «г». 8. С какой динамической моделью мы имеем дело на уровне peer groups и неформальных молодежных объединений? а) линейной; б) циклической; в) волновой; г) синергетической; д) все перечисленное. 9. К стремительному росту какого типа молодежной субкультуры приводят волны экономического спада? а) «богатого»; б) «бедного»; в) политизированного; г) конформистского; д) эстетствующего. 10. Почему символика и атрибутика, в которых получают внешнее выражение значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности, обязательны для молодежной субкультурной группы? а) посредством нее молодые люди узнают «своих»; б) она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих»; в) она работает на объединение и сплочение группы; г) она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде; д) все перечисленное. Тест 7 1. Что из перечисленного ниже характерно для молодежной субкультуры как феномена? а) проявление в форме социальных общностей, каждый представитель которых сам причисляет себя к ним, то есть идентифицирует себя с ней; б) вхождение в ту или иную социальную общность означает принятие и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к ней; в) возникновение социальной общности вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.; г) значимые для социальной общности идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы; д) все перечисленное. 2. Культура для молодежи: а) является массовой культурой, ориентированной на биологически молодых людей; б) создается не молодыми людьми, а взрослыми для молодых; в) рассчитана на максимальный охват аудитории, а потому является открытой; г) поскольку высокообразованных и всесторонне развитых молодых людей не так уж много, адресована молодым людям, находящимся на среднем и ниже среднего уровнях развития; д) все перечисленное. 3. Г. Маркузе считал, что, поскольку носителями духовных ценностей являются отдельные люди, «освобождение» человека, превращение его в «нового», контркультурного человека должно начаться: а) с изменения его собственного «я»; б) с революционных изменений общества; в) с его сексуального раскрепощения; г) с экономического переустройства общества; д) с политического обновления общества. 4. В 60-х годах XX столетия среди субкультурной молодежи было очень популярно понятие «Великий Отказ». Какой смысл вкладывался в это понятие? а) размежевание со старшим поколением «отцов» во имя построения собственного мира «детей»; б) слом самой структуры существующей культуры и создание контркультуры; в) отказ от всех «благ» цивилизации во имя идиллии, которой можно достичь лишь в образе жизни «дикаря»; г) отказ от учебы во имя развлечения; д) все перечисленное. 5. С предпосылками молодежной субкультуры мы имеем дело: а) в семье (излишний контроль со стороны родителей или предоставление подростку сверхсвободы); б) в формальной группе (организации), к которой принадлежит молодой человек (в школе, вузе); в) в так называемых «локальных войнах», в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт, накладывающий серьезнейший отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что он уже не вписывается в ту мирную жизнь, в которую возвращается; г) среди безработных, а также временно или частично занятых работой молодых людей; д) все перечисленное. 6. Одной из существенных сторон молодежной субкультуры является то, что она предоставляет молодым людям возможность: а) «иметь» в мире «быть»; б) «быть» в мире «иметь»; в) «иметь» в мире «иметь»; г) «быть» в мире «быть»; д) и «иметь», и «быть». 7. Что объединяет молодых людей и отличает их от взрослых? а) возраст; б) уровень образования; в) сленг (жаргон); г) возможность «тусоваться»; д) эмоциональность. 8. Всплеск «криминогенной» молодежной субкультуры служит одним из показателей: а) остроты конфликта поколений в обществе; б) экономического неблагополучия в обществе; в) экономического благополучия в обществе; г) пристального внимания к гуманитарным проблемам в обществе; д) отсутствия внимания к гуманитарным проблемам в обществе. 9. Какие явления определяют плюрализм, множественность, децентрацию, неопределенность, фрагментарность, прерывность, изменчивость, отсутствие бинарных оппозиций, эклектизм? а) постиндустриализм; б) постмодернистская ситуация; в) постмодернистская философия; г) молодежная субкультура; д) все перечисленное. 10. Динамические изменения в молодежных субкультурах происходят в силу необходимости: а) адаптироваться к постоянно изменяющейся внешней по отношению к молодежной субкультуре среде; б) «отвечать» на воздействие внешних по отношению к молодежной субкультуре факторов; в) адаптироваться к постоянно изменяющейся внутренней ситуации в молодежной субкультуре; г) «отвечать» на постоянные изменения, происходящие внутри самой молодежной субкультуры; д) все перечисленное. Тест 8 1. В какой период XX века произошло учреждение массового общества, а также оформление феномена молодежной субкультуры? а) в 40-е годы; б) в 50-е годы; в) в 60-е годы; г) в 70-е годы; д) в 80-е годы. 2. Молодежная субкультура: а) является попыткой молодых людей сохранить свою индивидуальность в условиях мощного нивелирующего пресса массовой культуры; б) создается самими молодыми людьми для самих себя; в) рассчитана на узкий круг «подобных себе» молодых людей, то есть близких по духу, взглядам, проблемам и т. п.; г) адресована лишь молодым людям, входящим в конкретную молодежную субкультуру, а потому замкнута; д) все перечисленное. 3. Кто написал книгу «Зеленеющая Америка»? а) Г. Маркузе; б) Ч. Рейч; в) Т. Роззак; г) Р. Хайнлайн; д) К. Кенистон. 4. Ценности контркультуры, создаваемой в период Студенческой революции в США, отразили и воспроизвели в экстравагантном виде принципы: а) военного коммунизма; б) демократического либерализма; в) демократического централизма; г) абстрак
|