Известно, что одна из характерных особенностей психики психопата - этоего упорное стремление к конфликтам, в которых он сбрасывает патологическоенервное возбуждение. С этой точки зрения попытка фашистского "вождя"захватить абсолютную власть - это уже само по себе патология, посколькуконфликты, которые возникают вследствие этих попыток, представляют собой впсихологическом плане результат психической перевозбужденности. Каковы бы нибыли ее причины социально-экономического характера, в данном случае для насважен результат, а именно: тот факт, что чувственное устремление - жаждавласти - занимает в психике "вождя" центральное положение, и в решающейстепени именно поэтому он проявляет ярко выраженную склонность к конфликтам,к провоцированию искусственных конфликтных ситуаций с целью удовлетворенияжажды власти. Как и положено психопату, Гитлер полностью выдумал угрозу, якобыгрозящую Германии со стороны ее соседей, и зачислил их в "смертельные враги"не потому, что они были врагами, а потому, что он их хотел видеть врагами. Классический пример искусственного провоцирования конфликтной ситуации- провокация гитлеровцев, с помощью которой они изобразили дело так, будтоПольша напала на Германию. Как бы этот эпизод не оценивался с точки зренияполитики или этики, с точки зрения психиатрии это не более как симптомпсихопатической тяги к конфликтам, которые усиливаются в том случае, еслидействительно имеют место, или создаются искусственно, если на данный моментих нет. "Одним из приемов германской дипломатии, - отмечает И. Андросов, - былметод последовательной эскалации требований, конечным результатом которыхбыло создание кризиса в данной области переговоров..." и далее И. Андросовговорит о "фашистском методе создания кризисной ситуации путем эскалациитребований" (6, с. 75, 76). В психиатрии "создание кризисной ситуации путем эскалации требований" -это один из симптомов психопатии, и нет абсолютно никаких оснований нераспространять его на всех людей, независимо от положения, занимаемого ими вобществе. Если психопат стоит во главе политической партии, подчиненной емуполностью, то эта партия в политической борьбе зачастую вступает в конфликтыуже не только в силу всеобщих социально-экономических законов, определяющихход и особенности классовой борьбы, но в значительной степени и в силупатологических отклонений в психике своего "вождя", который провоцирует итакие конфликты, которые уже выходят за рамки классовой борьбы ипотенциально вообще не имеют никаких пределов. Если такой психопат возглавляет мощное государство, то отношения этогогосударства с соседями превращаются в непрерывную цепь конфликтов даже в томслучае, если для этих конфликтов нет поводов классового или другогохарактера. Вся политическая борьба в ВКП(б) после смерти Ленина - это непрерывнаяцепь конфликтов, большая часть которых была спровоцирована Сталинымискусственно. Его "идея" об усилении классовой борьбы по мере построениясоциализма, или насчет тысяч и тысяч шпионов, которых якобы непрерывнозасылают в СССР враждебные государства, была предназначена не для борьбы с"классовыми врагами" и шпионами, а для борьбы с противниками по партии ипредставляла собой идеологическое обеспечение искусственно спровоцированногоконфликта. Утверждения маоистов, что Вьетнам нападает на Китай, - это,психологически, явление того же ряда. Внешность, мимика, манеры и т. д. Любому психиатру известно, что паранойяльно-истеричная психопатиянакладывает совершенно четкий отпечаток на внешность и манеру поведениябольного. У таких больных нередко появляются напыщенность движений, онисклонны принимать величавый вид - в соответствии с их мнением о себе, как о"великих" личностях. Гитлер своими манерами несчетное количество раз вызывал у видевших еголюдей ощущение, что они видят явно психически ненормального человека. Например, в день "пивного путча" (1923 г.) Гитлер вел себя, кактипичный возбужденный психопат. Как пишет К. Гейден, вряд ли сознавая, чтоделает, Гитлер вскочил на стул, выстрелил, затем спрыгнул и ринулся ктрибуне. Как рассказывал потом очевидец граф Соден, "Гитлер производилвпечатление помешанного" (27, с. 127). И. Гус приводит в своей книге рассказ Путлица о поведении Гитлера набанкете для знати: "Фюрер нарядился во фрак (видимо, первый раз в жизни). Онимел в нем неописуемый вид. Белый воротничок сидел криво. Фалды, слишкомдлинные для его коротких ног, обтягивали его женственно округлые ляжки иволочились по земле, как лошадиный хвост. Дикий вихор выглядел так, какбудто к нему уже несколько дней не прикасалась щетка. Казалось бесспорным, что перед тобой немного помешанный комедиант изтретьеразрядного варьете" (32, с. 151). Сталин во фрак не наряжался и даже форму генералиссимуса не любил, чтоже касается важности и величавости, то этих качеств у него тоже было явно визбытке - это отчетливо видно даже по кинодокументальным источникам. П. П. Владимиров, наблюдая, как меняется Мао Цзедун по мересосредоточения в его руках все большей власти, отмечал. Запись от 16 июля 1944 г.: "Иногда в его беседах со мной проскальзываетнечто мессианское. Он - над человечеством, над законами, над моралью,страданиями. Увлекаясь, Мао порой говорит именно в таком тоне" (20, с. 304). Запись от 5 января 1945 г.: "После окончательного утверждения своейбезоговорочной власти в поведении Мао еще более заметно желание слытьнепререкаемым авторитетом во всех партийных и государственных делах.Соответственно своему положению Мао выработал и манеру поведения. Говоритедва слышно - поэтому все должны напряженно вслушиваться. В движенияхмедлителен. Часами почти неподвижен в своем кресле" (20, с. 415). Садизм Судя но всему, убийства политических противников наряду с практической"пользой" от этих убийств со временем начинают приносить фашистским "вождям"ни с чем не сравнимое ощущение высшего торжества, так как убийства позволяютим почувствовать себя властелинами над высшей ценностью - человеческойжизнью. В праве распоряжаться жизнью людей "вождь", естественно, видит одноиз важнейших, а может быть, и важнейшее доказательство того, что его властьнад людьми действительно абсолютна. Поэтому, перейдя барьер страха передубийством, как политической необходимостью, фашистский "вождь" наопределенном этапе уже не может обходиться без убийств: они нужны ему уже нетолько как средство устрашения и устранения врагов, но и как источник острыхощущений, прежде всего ощущения полноты, безграничности его власти. Кроме того, "вожди", разумеется, испытывали садистское чувствоудовлетворения и от убийств "по необходимости", то есть сочетали, какговорится, приятное с полезным. Гитлер, например, приказал засиять на пленку сцену мучительной казниучастников заговора 20 июля 1944 г. и, сидя в кинозале, наслаждался зрелищемжуткой смерти своих врагов - они были повешены на фортепианных струнах,чтобы подольше мучились. Гитлер вознамерился было пустить фильм в широкийпоказ, так как полагал, что он всем доставит такое же удовольствие, как иему самому. Но фильм вызвал у зрителей такой ужас, что его в конце концовбыло приказано уничтожить. Сталину писали о пытках, которым подвергаются арестованные в НКВД, ноон, надо полагать, не пылал жалостью к тем, кого убивали по его приказам,предварительно подвергнув пыткам. Мае еще в тридцатые годы практиковал жуткие пытки своих противников. Нормы психики и нормы этики Необходимо вкратце остановиться на такой практически ещенеисследованной проблеме, как соотношение психических и этических норм вчеловеке. Совесть, честь, нравственность - все это не только этические нормы илогические понятия, но и определенные составные части человеческой психики,то есть определенные чувственные побуждения, эмоции и т. д. Их отсутствие -это безусловный признак того, что эмоциональная сфера психики данногочеловека неполноценна. Сегодня психология, психиатрия и этика пока еще неспособны определить ипроследить все сложные и тонкие связи между нормами психики и нормами этики,но, на наш взгляд, трудно предположить, что таких связей не существует. Насуществование таких связей уже сегодня указывает, например, тообстоятельство, что садизм оценивается одновременно и как психическаяпатология, и как жесточайшее нарушение этических норм. Психологи уже пытаются нащупать связи между категориями этики икатегориями психики. "Наша психика, - пишет, например, кандидат медицинскихнаук М. Еремеев, сотрудник Московской клиники неврозов, - не выдерживаетпротиворечия между характером и поведением, которое зовется неискренностью.Неискренность - постоянный стрессовый фактор"[2] От констатации наиболее очевидных, бросающихся в глаза связей междупсихическими и этическими нормами наука перейдет к раскрытию всех сложностейэтих связей, и настанет время, когда эти связи будут раскрыты исчерпывающимобразом. Ложь, цинизм, жестокость - все это в каком-то смысле отклонения отпсихической нормы. Разумеется, кроме Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна, Пол Пота и другиханалогичных деятелей в истории всегда хватало лжецов и убийц, наделенныхполитической властью. Именно власть заставляет смотреть на всех этихдеятелей с известной сдержанностью, когда речь заходит об их психике. Но длянауки не должно быть никакого другого авторитета, кроме авторитета истины. Власть - это не справка о психической полноценности.