Субъекты социокультурной деятельности
Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности. В программе учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность" (авторы Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001), являющейся по существу концептуальной основой одноименной специальности, четко сформулировано содержание социокультурной деятельности, в том числе определены ее субъекты и социокультурные институты. К числу субъектов социально-культурной деятельности среди прочих отнесены субъекты, занятые преимущественно управлением процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей. Среди институциональных субъектов социокультурной деятельности называются институты, занятые производством духовных и материальных ценностей в науке, образовании, искусстве; институты, занятые коммуникацией, трансляцией культурных ценностей, а также такие институты культурной информации, как СМИ, издательства и книжная торговля, музеи, выставочные комплексы; институты неформальной творческой деятельности, связанные с организацией массовых праздников, народных гуляний, фестивалей, конкурсов, смотров, презентаций, реализацией социально-культурных проектов и др. С данной концепцией созвучны и другие учебно-научные разработки ученых вузов культуры страны (Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере; Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент) и др. Со всей очевидностью сопринадлежность культуры и искусства социокультурной сфере декларируется и в рекомендациях ЮНЕСКО "О межкультурной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры", принятых на 21 сессии 27 октября 1990 года. В первом параграфе "Сфера применения и определения" культура классифицирована на следующие категории социокультурной сферы. Это культурное наследие, публикации и литература, музыка, исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда, общее и местное управление. При этом стандартизация статистики указанных подотраслей культуры рассматривается не столько в плане творческого производства, а с позиции сохранения, трансляции, распространения и сбыта, концертной деятельности, исполнительства, производства оборудования, инструментов, записи и воспроизведения, проката, демонстрации, обслуживания спортивных и игровых площадок, городских парков, концертных залов, кинотеатров, государственного управления, обеспечения и обслуживания многоцелевого оборудования всей индустрии досуга. Следовательно, в структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения. В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: - искусство и профессиональное художественное творчество и образование; - культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; - материальное производство средств культуры и искусства. Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта диффренциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).
|