Продукты культуры и культурные потребности
Рыночные условия, в которых протекает реальная деятельность учреждений культуры5 между тем, вносит в их идеальные устремления формирования и удовлетворения возвышенных интересов и потребностей населения существенные коррективы. С одной стороны, учреждения культуры, опираясь на государственное финансирование, имеют возможность: - смягчить зависимость потребления культурных продуктов и услуг от уровня платежеспособности (доходов) населения, т.е. предоставить их бесплатно или по доступной цене; - реализовывать культурные услуги для всех категорий населения в виде крупных праздничных, юбилейных, общественно-политических, культурных акций и программ; - обеспечивать охрану культурной среды, памятников истории и культуры, культурного наследия, региональных, национальных и этнических традиций, обычаев, обрядов; - ощущать социальную и экономическую защищенность в выполнении собственной общественно-значимой культурной миссии. С другой стороны, с большим трудом учреждения культуры начинают преодолевать вызванные началом рыночных реформ лавинообразное обветшание и упадок и без того слабой материальной базы, но которая и сегодня не может в полном объеме обеспечивать - удовлетворение всего разнообразия культурных потребностей населения, создать разветвленную инфраструктуру специализированных филиалов, спутников, отделений, приближенных к местам проживания людей, сделать их комфортными и доступными; - распространение лучших отечественных и зарубежных образцов культуры и искусства, формирование эстетических вкусов и идеалов, нейтрализация разнузданной стихии низкопробной массовой культуры, насаждающей не только усредненные, но и вульгарные ценности и нравы; - оптимальное соотношение между платными и бесплатными видами деятельности; доступность многих ценных в художественном отношении и дорогих в буквальном смысле программ, концертов, спектаклей и т.д. для населения и низкими доходами. В данных сложных обстоятельствах деятельности учреждений культуры роль маркетинга, ориентированного на потребителя (население), остается высокой. Но стратегия, которая направлена на создание и продукта, и его потребителя, все же более предпочтительна для социокультурной сферы? Для населения, в сущности, неважно, по какой логике продукт культуры рассматривается в качестве первопричины, а интерес и потребность в нем - лишь как закономерный результат создания этого продукта. Достижение одного результата в определенной форме может быть видоизменено таким образом, что само станет причиной для получения другого результата в другой форме или виде деятельности. Деятельность, когда продукт и потребитель могут создаваться в одно и то же время, называется стратегическим маркетингом. Как отмечалось, коллективы социально-культурных учреждений представляют собой не-многочисленные по количеству людей группы - 5-10 человек. Следовательно, из этой численности невозможно выделить людей или группу, которые бы занимались только маркетингом, равно как и создание культурных продуктов и услуг сложно дифференцировать на узких специалистов и менеджеров с ограниченными профессионально-ролевыми функциями, ибо они вместе, всем коллективом создают художественные продукты. Интегрированный маркетинг позволяет объединять усилия руководителя, специалистов (режиссера, сценариста, художника, музыканта и др.), менеджеров, технических работников, их таланты, творческие способности, умения и навыки не только на создание культурной программы, но и на ее прокат (реализацию потребителю). Учреждение культуры, в отличие от крупных предприятий, не может себе позволить иметь отдел сбыта или группу маркетологов. Каждый член коллектива в равной мере занимается и изучением культурных запросов населения и качественным уровнем создаваемых программ. В учреждениях социально-культурно сферы нет специальных отделов по маркетингу, но члены коллектива создают в рамках своих профессионально-ролевых функций команды из числа общественников, участников и активистов любительских объединений, коллективов самодеятельного творчества, спонсоров и меценатов команды, которые помогают, решать многие творческие, организационные, менеджерские и маркетинговые задачи по всем направлениям социально-" культурной деятельности, связям с общественностью, изучения культурных запросов и потребностей населения, реализации, продуктов и услуг, разработки инновационных культурных программ, форм и методов работы. Такие команды создают вокруг себя штатные специалисты учреждения культуры. В состав команд входят руководители студий, кружков, коллективов самодеятельности, детских творческих и обучающих формирований и других самодеятельных и профессиональных коллективов. Работа указанного контингента специалистов оплачивается из фонда внебюджетных средств и не входит в списочный состав штатного состава учреждения культуры. Кроме того, как уже отмечалось, в состав команд включаются и активисты-общественники, которые всегда есть в каждом самодеятельном, любительском творческом коллективе, как во взрослом, так и детском. Руководители команд, штатные специалисты учреждения культуры, выполняют в своей команде функции менеджеров и маркетологов. Через самодеятельные коллективы, общественников и творческих руководителей специалисты осуществляют маркетинговые функции по взаимодействию с широкими слоями населения, пополняя самодеятельные объединения, рекламируя деятельность учреждения культуры, его программ.
Таким образом, образуется своеобразный "мостик", переброшенный от учреждения культуры к массовому потребителю его продуктов и услуг. Персонал учреждения культуры получает возможность всегда знать запросы и чаяния потребителей культуры только из первых рук, встречаясь лицом к лицу с потенциальными посетителями, каждый из которых - неповторимая личность со своими собственными, только ему присущими чертами характера, темпераментом, вкусами и предпочтениями. В рамках традиционного мышления применительно к маркетингу считается, что для качественного изучения рынка, прежде всего, нужно нанять консультанта по маркетингу, провести множество разного рода обследований и сделать маркетинг центром деятельности учреждения. Но очень многие мелкие и средние учреждения культуры не располагают достаточными ресурсами, чтобы осуществить все это таким способом. И они не могут себе позволить при этом ошибиться. Команды, сформированные из общественности и руководителей самодеятельных коллективов, осуществляют стратегию маркетинга куда более продуктивно, нежели она ведется традиционными методами. Эта стратегия в маркетинге включает в себя ряд несложных, на первый взгляд, видов деятельности, таких, как разговоры с людьми, посещение культурных программ, посещение библиотеки, музея, привлечение в состав любительского формирования людей, которые интересуются этой деятельностью, которыми учреждение культуры более интересуется. Если такая работа проводится успешно, учреждению культуры не следует уж слишком заботиться о том, чтобы обязательно получить заключение именно социологов, экспертных групп относительно того, в каком направлении, в каких формах и с какими категориями населения следует проводить работу. Настоящий эксперт в своей области всегда ограничен, он всегда узкий специалист. Над ним всегда довлеют его базовые знания, образование и подготовка. Специалист часто стиснут рамками доминирующих стандартов, он стремится не допустить отклонения от общепринятых норм в своем анализе. Люди же вне рамок узкой специализации никогда не боятся быть новаторами. Общественники, добровольные помощники учреждений культуры более свободны в своих мыслях и поступках, чтобы осуществлять действительно радикальные и значимые нововведения в социально-культурной деятельности. Таким образом, маркетинг социально-культурной сферы имеет доминирующую, ярко выраженную социальную и культурную направленность. Он сопряжен с культурными интересами и запросами населения, опирается на социологические методы сбора и анализа информации, обусловлен необходимостью моделирования инновационных форм и методов работы с людьми, что, по существу, придает этому виду маркетинга характер социально и культурологически интегрированной стратегии каждого учреждения социально-культурного типа.
Вопросы для самопроверки 1.Существует ли рынок продуктов и услуг в социокультурной сфере? 2. Кто оплачивает продукты и услуги культуры в системе бюджетного финансирования? 3. Заинтересованы ли производители в продвижении на рынке предоплаченных государством продуктов и услуг культуры? 4. Можно ли считать социокультурное учреждение торгующей организацией? 5. Каково соотношение приоритетов между миссией учреждения и предпринимательской деятельностью? 6. Нужно ли бесплатно предоставлять населению продукты и услуги культуры? 7. Перечислите виды платных услуг, которые могут предоставить социокультурные учреждения. 8. В чем заключаются различия некоммерческого и коммерческого маркетинга? 9. Из каких источников формируется единый фонд социокультурного учреждения? 10. В чем отличие классического и социокулыпурного маркетинга 11.Назовите виды маркетинга и возможности их адаптации в социокультурном процесс 12.За счет чего можно укомплектовать команды маркетологов в малочисленном коллективе учреждения культуры?
|