ПРИНЦИП КОНТРАСТА
После восприятия одной части противоположности нам приятно ощутить другую.
После горячего приятно прохладное. После сладкого солёное. После покоя активность. Этот принцип верен не всегда, но в очень многих случаях.
Можно заметить, что наибольшее наслаждение возникает именно при переходе в противоположность.
Повторю, что именно при таком переходе наслаждение проявляется наиболее ярко.
Но даже если человек не сознаёт этого принципа, он всё равно интуитивно движется от полюса к полюсу. Разве кто-то спит 24 часа подряд? Или слушает музыку всё время? Или идёт без отдыха? Т.е. в нас уже заранее встроен механизм избегания постоянства. Постоянство просто разрушительно на нас действует. Если всё время лежать, то возникнут пролежни и заболачивание в теле. Потому нужно встать и подвигаться. Но если постоянно двигаться, то ткани тела просто износятся, потому необходимо лечь и отдохнуть.
Т.е. всё это опять же связано с выживанием.
Постоянство кажется нам чем-то подобным аду. Вечеринка вещь приятная, но не вечная вечеринка. Приятно провести час на концерте, но не вечность на концерте. Почти любой процесс растянутый во времени надолго кажется неприятным.
Практика. Попробуйте осознать в какой из частей противоположностей вы сейчас находитесь. И тогда вы сможете понять в какую сторону двигаться. Двигаясь в противоположную сторону. Например, если вы давно сидите, то стоит пройтись. Если давно работаете, то стоит отдохнуть. Быть может вы голодны и тогда стоит поесть. Может вы давно не общались и тогда стоит пообщаться.
Примечание. Не во все противоположности приятно переходить. Например неприятно переходить в болезнь, в страдания. Хотя из болезни и страданий приятно перейти в здоровье и наслаждение. Т.е. в данном случае эффект контраста работает только в одну сторону.
*
В человеке возникают особые эмоции когда он видит сочетание милого и ужасного, доброго и злого, глупости и гениальности. Когда человек воспринимает эти противоположности, то в нём рождаются сильные эмоции.
Ты оцениваешь одно как хорошее, другое как плохое, но затем между этими полюсами оценок начинает течь своя энергия. Т.е. мы имеем дело не только с оцениванием объектов, но и с оцениванием их взаимодействия. Вот кот. Его мы оценим на 20. Вот мальчик. Его оценим на 5. Вот мальчик бьёт кота. Теперь это уже не кот и мальчик, а палач и жертва. И жертву мы оцениваем на 40, а палача на - 60.
Но в результате разница в оценке составляет 100!
Тот же эффект может быть если два человека вдруг поцелуются. Тогда они уже не просто люди, а влюблённые, что повышает энергию противоположностей.
Т.е. мы способны наделять прежним объектам новые роли. И затем наделять эти роли новыми оценками.
Это игра противоположностей.
Человек отравился вкуснейшим чаем. Женщина забеременела от животного. Убийцу приговорили к 30 годам развлечения и веселья дисней ленде.
Такие примеры высвобождают энергию в психике. Создавая при этом даже приятные ощущения.
Но всё это связан со злом и добром. Вредным и полезным. Но между какими полюсами ещё может течь энергия. Любыми? Быстро - медленно. Старость - молодость. Дорогое - дешёвое. Новое - старое.
Интересно, что и к этим противоположностям невольно примешиваются позитивно-негативные оценки. Т.е. старое автоматически воспринимается как что-то плохое, вредное и злое... и т.п. Хотя об этом отдельно не говорится.
Мы живём в мире собственных же оценок. Эти оценки создают ощущения. И мы живём в мире этих ощущений, принимая их за что-то реальное, не зависящее от нас самих.
* * *
|