Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феодальная иерархия сеньоров и вассалов





В период сюзерениальной монархии X - XIII веков население делилось, главным образом, на феодалов - землевладельцев и на зависимых от них крестьян - земледельцев. Военное дело превратилось в профессию феодалов. Отношения между феодалами строились по принципу феодальной лестницы, иерáрхии, подчинения сеньоров и вассалов. Она заменяла служебную иерархию государственных чиновников. Каждый крупный феодал считался вассалом короля. Каждый феодал мог иметь своих вассалов путём уступки тому или другому лицу части своей земли с её населением в качестве феода.

На вершине феодальной лестницы находился король, считавшийся верховным сеньором - сюзерéном всех феодалов. Ниже его стояли головные вассалы короля, крупнейшие феодалы, державшие свои земли непосредственно от короля. Это была высшая титулованная знать: герцоги, графы, высшее духовенство - архиепúскопы, епúскопы - это главы церковных округов и аббáты - настоятели крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но фактически являлись независимыми правителями. Ступенькой ниже стояли субвассалы: бароны и викóнты (вице-графы), тоже довольно крупные феодалы. Ещё ниже стояли аррьéр-вассалы - рыцари, шевальé, более мелкие феодалы, не имеющие вассалов.

Феодальная лестница строилась на основе вассалитета и сюзеренитета. Сюзеренитéт - это право почётной власти сеньора над вассалом. Вассалитéт - это система отношений личной зависимости по договору одних феодалов - вассалов от других - сеньоров; это зависимость лица, признававшего кого-либо старшим над собой. Вассал - это лицо, обязанное личной верностью и службой сеньору. Он объявлял себя человеком сеньора при условии пожалования феода.

Феодальные отношения сеньора и вассала носили характер обоюдного договора. За обеими сторонами признавались определённые права, и на обе стороны возлагались определённые обязанности. Отношение вассала к его сеньору - сюзерену не являлось отношением подданного к монарху как носителю верховной государственной власти. Оно представляло собой отношение одной договаривающейся стороны к другой, правда, считавшихся одна низшею, а другая высшей, но связанных между собой обоюдными правами и обязанностями.

Установление таких договорных отношений вызывалось потребностью во внешней безопасности - в организации сил обороны и нападения, а также потребностью в устройстве суда для разрешения столкновений между самостоятельными домениальными владельцами. Удовлетворение указанных потребностей достигалось путём подчинения более слабого более сильному и той реальной защиты, которую второй оказывал первому.

Феодальное право закрепляло следующие вассальные обязанности, связанные с обладанием феодом. Вассал обязывался нести военную службу обычно 40 дней в году, помогать сеньору советом, участвовать в суде сеньора (вассалы судились судом равных-вассалов под председательством сеньора), соблюдать личную верность, оказывать денежную помощь как союзник союзнику в некоторых трудных или торжественных случаях жизни сеньора, как-то для выкупа сеньора из плена, при посвящении в рыцари старшего сына сеньора, и когда он выдавал замуж старшую дочь. После смерти вассала феод переходил к его наследнику - сыну. Он обязывался уплатить рельéф, как правило, в размере годового дохода с феода. Сеньор в свою очередь обязывался покровительствовать, защищать вассала в случае нападения, оказывать помощь в случае нужды. Например, выступал опекуном его малолетних детей, защитником его вдовы и дочерей.

Нарушение обязательств одной из сторон освобождало от них и другую сторону феодального договора. Вассал мог правомерно отказать сеньору в повиновении, если он не исполнял обязанности покровительства, и даже решать спор с ним войной. Политическая связь между сеньором и вассалом устанавливалась двумя обрядами:

1. Оммáж (от латинского homo - человек) - принятие на себя вассальной службы, клятва верности вассала сеньору. Вассал ставил себя в подчинённое положение, за что старший обещал со своей стороны покровительство и защиту.

2. Инвеститýра - ввод вассала во владение феодом, который сеньор жаловал вассалу. Это символически выражалось вручением сеньором куска дёрна - глыбы земли, заменявшего всю жалуемую землю.

В вассальной иерархии действовал принцип: «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что вассал подчинялся своему непосредственному сеньору, но он подчинялся власти короля.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1666. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия