Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000. С. 384-385.
«В (мордовской – авт.) нераздельной (сложной, большой…) семье был один глава (куд-атя, или куд-азор-атя, кудазор), представлявший семью перед властями, общиной и церковью… Если кто-нибудь из членов семьи нарушал нормы обычного права, глава семьи мог «проучить» его. Один из традиционных моментов, символизировавших признание в семье того или иного мужчины ее главой («большаком»), - мытье в бане, когда все мужчины большой семьи парили кандидата в кудазора веником. Тот, кто демонстративно отказывался это делать, тем самым заявлял о своем выделе из данной семьи. Внутрисемейными делами ведала «большуха» (куд-азор-ава), жена кудазора – большака. В ее подчинении находились снохи и другие женщины семьи, которые выполняли ее повседневные поручения и порой не могли ступить ни шагу без разрешения куд-азор-авы. Невесткам в мордовской семье следовало соблюдать некоторые запреты: они не имели права называть старших родственников по именам, показываться перед ними без головного убора, с обнаженными ногами. Особенно сложным было положение младшей невестки, которая находилась в подчинении не только у мужа, свекрови и свекра, но и у старших невесток. Молодая некоторое время после замужества не садилась со всеми за стол, а ела стоя, чтобы в случае необходимости услужить кому-нибудь из старших. … муж и жена не называют друг друга по имени, используя при обращении междометие ей и местоимение тон (ты). Невестку в семье мужа не называют личным девичьим именем, а присваивают ей в зависимости от старшинства женившихся сыновей определенный термин свойства, заменяющий в обращении личное имя: мазай (от мазы – «красивая») – жена старшего брата; тязай (значение забыто) – жена второго брата, вяжай (от вяжа – «малая») – жена третьего брата, павай (от павазу – «счастливая») – жена четвертого брата, тятай (значение забыто) – жена пятого брата и т.д… Мордва с осуждением относилась к разводу. Ни у языческой, ни у крещеной мордвы развода как формального акта, сопряженного с народным обрядом, не было. Случаи ухода жены составляли большую редкость. Родители в любой момент могли вновь привести ее к мужу. Поэтому мордовка, как бы ей тяжело ни жилось в семье мужа, оставалась в ней до последней возможности.»
Николаев С.Д. Система родства у мордвы // Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С. 223-225. В мордовской системе родства немаловажное значение имеет то, кем является собеседник говорящего. В зависимости от того, родственник он или нет, старше говорящего или младше, близкий он родственник или дальний, знакомый, совсем посторонний – для обозначения одного и того же лица могут применяться в зависимости от обстоятельства различные термины или сочетания. Мордовская система родственных отношений довольно последовательно различает пол родственника. Довольно полное отражение в терминах получил характер родственной связи … «свойство по жене» и «свойство по мужу». Одной из характерных черт мордовской системы родства является так называемый «скользящий счет поколений».. В одну и ту же категорию родства объединяются мужские или женские представители двух поколений – нижняя часть данного поколения с верхней частью последующего за ним нисходящего поколения. Верхняя часть того же поколения, в свою очередь, объединяется с нижней частью ближайшего восходящего поколения. В результате, люди одного поколения и даже одной степени родства – братья и сестры – оказываются отнесенными к разным категориям родства, различаемым особыми терминами. Критерием подобного разграничения служит относительный возраст говорящего, его матери или отца, других родственников и свойственников: ле(я)ля – старшие братья, младшие братья матери или отца (э.), ака – старшие сестры, младшая сестра матери или отца. Мордовской системе родства... характерно различие отцовской и материнской линии. В мокша-мордовском языке... существует специальная терминология для бабушек и дедов, двоюродных сестер и братье по матери, специальный термин для старшего дяди по отцу. Вплоть до настоящего времени сохранились отголоски древности, когда первостепенное значение имели не генеалогические линии родства, а принадлежность половине (роду) матери или отца…: уймакш – любой младший по возрасту (мужчина или женщина) в роде матери. Система родственных отношений у мордвы достаточно четко отражает све этапы становления и развития семьи… Терминология родства в сегодняшнем виде раскрывает семейно-родственные отношения в большесемейных (неразделенных) мордовских коллективах, дошедших в достаточном количестве вплоть до 30-х годов ХХ века.
|