Студопедия — Борисенко В.К. Семейная обрядность // Украинцы. М., 2000. С. 277-320.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Борисенко В.К. Семейная обрядность // Украинцы. М., 2000. С. 277-320.






«Украинское название семьи – родина – содержит ключ к пониманию истоков ее происхождения: принадлежности к роду как к одной из древних форм социальной организации.

.... (у украинцев – авт.) одновременно существовали различные типы семей – от большой патриархальной в ее пережиточном виде до малой семьи индивидуального типа. Родительская семья, как правило, была расширенной, что диктовалось обычным правом... С родителями был обязан остаться хотя бы один из наследников, обычно сын (старший или младший). Дочери, как правило, «шли в невестки», оставаясь на родительской усадьбе преимущественно тогда, когда у них не было братьев.

Остаться на батьковщине считалось не только почетным, но и выгодным делом, поскольку право предусматривало передачу наследнику большей части земли и всех построек на родительском дворе. Это положение распространялось и на дочерей.

В украинской семье женщина, прежде всего мать, традиционно играла большую роль. Со смертью мужа именно она становилась главой семьи. Опекуна дети получали только в том случае, когда мать вторично выходила замуж…вдова предавала … (хозяйство – авт.) сыну лишь по старости.

… внутреннее пространство жилища условно делилось на почетные и менее почетные части в соответствии с той ролью, которую играл в семе каждый из ее членов. Выражение сидiти на покутi характеризовало место хозяйна в доме, сидiти коло печi – место жены, сидiти на печi – место стариков, сидiти коло порога – место детей.

…Уважительное отношение к отцу и матери подчеркивалось и принятой у украинцев формой обращения к ним. К родителям, как и вообще к старшим, обращались на «вы», к детям – на «ты». Отца всюду звали батько или тато, татусю; мать – мамо, мамусю …. Родители в свою очередь назвали детей, а также сноху и зятя син, синочек, донька, донечка.

… Украинская свадьба представляет собой своеобразное драматическое действие, сопровождающееся играми, музыкой, танцами, песнями и приобретающее характер народного праздника. Эта специфика ее отражена в самом названии свадьбы – весiлля. Традиционный свадебный обряд украинцев … подразделяется на три этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный.

…Роды украинской крестьянки обычно проходили в хате. Считалось, что, чем меньше лиц знает об их наступлении, тем легче они пройдут. Роды принимала «баба-повитуха» - опытная в таких делах женщина пожилого возраста, обычно вдова… В традиционной украинской сельской среде повитуха – одна из наиболее почитаемых особ. От ее умения в немалой степени зависел успешный исход родов. Для семьи повитуха становилась своей, считалась родственницей.

Наиболее опасными для роженицы и новорожденного считались первые сорок дней после родов. В этот период и реализовывался основной массив соответствующих традиционных обрядов… поэтому с момента наступления родов следовало поддерживать в доме огонь, занавешивать, закрывать окна, соблюдать другие меры предосторожности. … пуповину мальчика повитуха отсекала на топоре, полене или на кинжале, чтобы он был хозяином, мастером, грамотным, а девочки – на гребне, чтобы пряла и ткала… Завязывание пуповины сопровождалось добрыми пожеланиями ребенку.

… С большим вниманием относились к имянаречению. Как правило, ему давали имя святого, день памяти которого церковь отмечала в ближайшие, предпочтительно после рождения младенца, дни («по святкам наперед»). Имели место и другие варианты. Например, малыша назвали каким-либо из имен, типичных для семейно-родовых или местных церковно-христианских традиций, связанных с культом определенных святых. Кроме того, ориентировались на имена, обладателями которых являлись красивые, удачливые люди.

… По наиболее распространенному обычаю, очищение водой происходило на второй или третий день после родов. Оно включало первой ритуальное купание новорожденного, а также обряд так называемого «обмывания рук» бабы-повитухи, роженицы, иногда других присутствующих женщин.

Роженицу посещали в первые дни и недели после родов, предельным сроком был сороковой день…. Согласно традиции к роженице не положено было приходить «с пустыми руками». Поэтому, кроме предназначающегося на пеленки бывшего в употреблении полотна, приносили еще хлеб и соль, разнообразные изделия из теста… Вручение гостинцев роженице сопровождалось пожеланиями скорейшего выздоровления, прибавления молока…. Проведывание предполагало женское застолье в честь роженицы и новорожденного…

Для крещения новорожденного приглашались кумовья (восприемники). Становившиеся его духовными, крестными родителями, своеобразными опекунами и покровителями… Пригашали в кумовья обычно отец новорожденного, иногда – баба-повитуха. Отдавая хлеб с солью избранным лицам, пригашающий просил их быть кумом, кумой и крестить ребенка. Отказываться не полагалось; считали, что лицо, отказавшееся крестить ребенка, берет на себя грех. …каждый из восприемников приходил с хлебом. Хлеб кумы оставляли в дом, а хлеб кума несли в церковь. Кум должен был иметь при себе деньги, которыми он расплачивался за обряд крещения, и крестик для ребенка. Кума же несла кусок полотна, в которое заворачивал ребенка после крещения…Крещение ребенка, как важное для семьи событие, отмечалось торжественно и принимало форму праздничного обеда, известного в быту под названием «крестины».

… определенных обычаев, поверий и магических действий придерживались в ситуациях, связанных с первым пострижением, первым шагом, отлучением от материнской груди, другими характерными моментами в жизни и физического развития малыша. Соответствующая обрядовая практика как бы фиксировала переход ребенка в новый возрастной период…»

Егорова О.В. Родильные обряды и поверья у чувашей // Этнология религии чувашей. Чебоксары, 2003. Вып. 1. С.22-43.

«…Молодые женщины испытывали страх перед бесплодием, так как бездетность вела к потере престижа в глазах супруга и его родственников. С наступлением беремен­ности положение женщины существенно менялось: она вступала в период выполнения своей основной миссии, то есть становилась продолжательницей рода мужа. Рождение первого ребенка было завершающим этапом в приобретении ею статуса полноправной замужней женщины. Недаром беременная женщина пользовалась уважением, ее называли "асласын" (великий человек). Мате­ринство рассматривалось как высшая социальная ценность.

Беременная женщина должна была заранее заботиться о здоровье ребенка. Ей не рекомендовалось.. танцевать, кружиться..; проходить между двумя столбами; наступать на кривые предметы.. или даже переступать через них..; наступать на веревку…Некоторые запреты основывались на вере в симпати­ческую магию. Еще в древности знали, что рассматривание красивых предметов благотворно влияет на беременную; не рекомендовалось смотреть на увечных и смеяться над ними.. Запрещалось обижать животных: например свинью, иначе ребенок будет с щетиной, собаку — с шерстью..

Согласно "кодексу" пищевых запретов, беременной чувашке возбранялось есть желудок курицы или другой птицы…рыбу, иначе ребенок долго не будет говорить. Роженица не должна присутствовать при забое животных или даже слышать крики закалываемых животных, иначе ребенка "обуяет родимчик" и он не будет по ночам спать... Нежелательно участие в общественных праздниках, похоронах. Женщине не следовало посещать чужие семьи, а если она это делала, то должна была соблюдать специальные меры предохранения.

Строго соблюдались меры, призванные защитить будущую мать и ребенка от угрожающих им сверхъестес­твенных злых сил, сглаза, порчи. Свою беременность особенно в первые месяцы, чувашки обычно всячески скрывали от сглаза. Для предохранения от сглаза было широко распространено ношение различного рода амулетов.

Чтобы не привлекать внимания и тем более не вызывать зависти, беременная не должна была носить новую красивую одежду, говорить о своем хорошем самочувствии, она старалась избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, ни в коем случае не вступать с ними в конфликты.

По обычаю, тотчас после родов ребенку кладут в рот немного сливочного масла или меда. Чуваши считают, что иначе сквернословом вырастет. Роже­нице положено было давать кусок ржаного хлеба с солью, чтобы она сохранила прежнюю силу и здоровье.

Носило обрядовый характер и имело двойственный смысл первое послеродовое купание младенца: это было очищение новорожденного, но не только гигиеническое, а и духовное, через магическую силу воды. В корыто с теплой водой, где купали мальчика, клали серебряную монету, соль, железо, дубовые листья, чтобы вырос сильным и крепким, как дуб; для девочки клали березовые листья, чтобы была стройной и красивой, как береза…Серебряная монета ассоциировалась с богатством, крепость тела с железом, а соль выступала как противодействие злым духам. Соль клали и для того, чтобы кожа не опревала в дальнейшем. После рождения ребенка устраивали жертвоприноше­ния духам. Бабки-повитухи…за ворота бросали хмель; держа ребенка перед очагом, бро­сали в огонь соль, заклиная злых духов и покойников уда­литься прочь...

Корнишина Г.А. Традиционные обряды детского цикла у мордвы // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001. С.80-89.

Роды (у мордвы – авт.) происходили большей частью в изолированном помещении: в бане, на гумне, в сенном сарае.. Случалось, что женщины рожали без всякой помощи, особенно если это было не в первый раз. Но обычно им помогали повитухи… Они пользовались у мордвы большим уважением. В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, имевшую многочисленное потомство... У роженицы (во время родов – авт.) расстегивали ворот рубахи, расплетали волосы, вынимали их ушей серьги… Эти действия были основаны на представлении, что подобное вызывает подобное: развязывание, распускание, как бы содействовало уничтожению преград к выходу ребенка.

Боясь, что злые силы могут повредить ей и ребенку, женщина по возможности, скрывала свою беременность. В этот период она должна была соблюдать различные запреты. Нельзя было класть за пазуху яйца – ребенок будет золотушным, семечки – ребенок может заболеть корью, орехи – у ребенка будут шишки. Опасениями за будущее потомство были вызваны и ма­гические действия с плацентой... Ее обязательно куда-то прятали, обычно повитуха клала послед в старый лапоть и зарывала под пе­редним углом дома.. Зарывание "детского места" было вызвано по­верьем, согласно которому если его выроет животное, то у женщины может в дальнейшем родиться младенец, покры­тый шерстью. А если послед кто-то попортит, то у нее во­обще не будет детей.

Многие обряды, связанные с первыми неделями жизни ребенка, были направлены на то, чтобы обезопасить его от колдунов, сглаза, порчи и т. п. Большая роль при этом от­водилась воде, так как по народным воззрениям покрови­тельница воды Ведь ава охраняла матерей и новорожденных от нечистой силы. Поэтому после родов роженица с младен­цем три дня должна была ходить в баню в сопровождении повитухи. Последняя во время первого посещения соверша­ла моление в честь Ведь авы и покровительницы бани Баня авы, прося у них здоровья для молодой матери и младенца.

Оберегами от порчи считались также и железные предме­ты: нож, топор, ножницы. В течение шести недель, чтобы уберечь ребенка, мать, укладывая его в зыбку, три раза об­водила ее ножом, иногда нож на ночь клали рядом с мла­денцем. В люльку иногда клали также ножницы, которыми повитуха отрезала пуповину. Ими же очерчивали круг око­ло того места, где спал новорожденный. Хорошими защитными средствами считались огонь и производные от него — зола, головешки. Золой посыпали подоконники и порог до­ма, в котором появлялся младенец. Перед укладыванием ре­бенка в колыбель ее окуривали дымом от мусора, собранно­го на берегу после половодья. Этого мусора якобы очень боялись колдуны.

В качестве обере­гающего средства использовались также ветки от веника, которым повитуха парила новорожденного в бане. Их хра­нили в люльке 40 дней. Кроме того, считалось, что нечис­тую силу отгоняют некоторые растения, например рябина и сирень. Веточки их вешали над дверью и окнами.

Подобные обереги существовали и у других народов… Татары также в пер­вые 40 дней жизни младенца клали ему в люльку железные предметы, старый веник или веточку можжевельника.

Кроме обрядов, которые должны были сберечь ребенка от нечистых сил, в первые дни его появления на свет у мордвы проводились обряды, которые должны были ему обеспечить долгую, счастливую жизнь. Уже при первом об­мывании ребенка повитуха опускала в воду деньги, чтобы он был богат, парила его рябиновым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. Иногда мальчика парили дубовым веником, чтобы был сильным, здоровым и долго жил, а де­вочку — березовым, чтобы росла красивой. Для обеспечения новорожденному сытой жизни перед тем, как положить его в колыбель, туда клали лепешки, пряники, пироги.

По представлениям мордвы, большое значение для даль­нейшей судьбы ребенка имел выбор "счастливого" имени. Обычно имя давала повитуха. Ее выбор зависел от времени и места рождения младенца. Часто новорожденно­му давали имя первого встречного человека, предмета или животного. Обоснованием такого выбора имени было: по­скольку встретившийся человек, животное или предмет здравствуют, так и ребенок будет здоровым и счастливым.

Для предотвращения смерти детей у народов Поволжья, в том числе и у мордвы, практиковались так называемые об­ряды "купли-продажи", которые должны были ввести в за­блуждение нечистую силу и лишить ее возможности нанес­ти вред ребенку. Например, младенца "продавали" первому встречному или нищему, подавая его через окно. Затем мать выкупала у него свое дитя за 2-4 копейки. Применялся и так называемый обмен ребенка. Дожидались первого встречного, обычно заранее подговоренного, отдавали ему младенца, которого этот человек относил во двор и клал в конскую колоду. После этого он звал отца новорожденного взять якобы случайно найденное дитя.

Чтобы сохранить жизнь детей, предпринимали и другие магические действия. Например, существовало поверье, со­гласно которому нужно было в течение дня напрясть нитки, выткать из них холст и сшить ребенку рубашку. Кроме то­го, прокалывали младенцам уши: у мальчиков - одно, а у девочек - два - и через дырочки продевали шелковые нит­ки..

Перед первым кормлением новорожденного уст­раивалось моление над хлебом. На стол ставили каравай хлеба, кашу, яйца, и повитуха или свекровь роженицы поднимала хлеб над сто­лом и молила Норов аву(божество плодородия), чтобы она берегла ребенка, чтобы он прожил столько, сколько крупи­нок в горшке с кашей, чтобы он вырос на такую высоту, на которой она держит хлеб.

Большим событием было и укладывание младенца пер­вый раз в колыбель. Этот обряд был направлен на обеспече­ние в дальнейшем новорожденному сытой и богатой жизни. Перед укладыванием ребенка в колыбель ее обрызгивали освященной водой и окуривали ладаном либо проводили внутри три раза зажженной свечой или лучиной. Иногда в новую колыбель сначала клали котенка или щен­ка. Таким образом старались переложить все невзгоды и бо­лезни на животное. Также старались обмануть и колдунов, которые, по верованиям мордвы, летали в виде огненной змеи и пожирали сердца новорожденных".

Одним из самых торжественных обрядов детского цикла было крещение... Важная роль в его проведении отводилась крестным родителям. Ку­ма готовила подарки ребенку: рубашку, крест, шапочку, по­яс, риску — примерно 2,0 м материи, в которую принимали ребенка от попа после купели. Крестильную рубашку обыч­но шили длинной, чтобы младенец долго жил. Иногда всех детей крестили в одной и той же рубашке, чтобы они были дружны между собой. Крестиль­ную рубашку старались беречь до свадьбы, чтобы дитя все­гда оставалось с родителями, не покидало их.

..В крестные, как правило, приглашали молодых родствен­ников. Нередко кумовство являлось наследственным, пере­ходило из поколения в поколение. Младенца крестили в течение шести недель после рожде­ния. После крещения в течение трех-семи дней устраивали обряд "знакомства" …новорожденного с родственниками и соседями. Идти знако­миться полагалось обязательно с угощением, иначе жизнь ребенка якобы будет необеспеченной.

Важными моментами в жизни ребенка считались появле­ние первого зуба, первые шаги, первая стрижка волос. Все они отмечались определенными обрядами. Когда ребенок делал первые шаги, совершали обряд "разрезания пут"… Ножки ребенка перевязывали нитками или лентами. Бабуш­ка обводила три раза вокруг него ножом и разрезала завяз­ки со словами: "Путы разрезаю, ходить (имя) пускаю". Для того, чтобы дети начинали быстрее ходить, их брали во время сева в поле, сажали на землю и перекидывали через них семена.

Одним из обрядов детского цикла была стрижка волос. По обычаю, чтобы ребенок беспрепятственно рос, нельзя было у него до года стричь волосы и обрезать ногти… К об­ряду первой стрижки приглашались близкие родственники и крестные родители. Мальчика наголо стриг крестный отец, а у девочки крестная мать выстригала прядь волос че­рез кольцо, что должно было способствовать их росту.

 

Беляева Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С.277-280.

«В воспитании детей у мордвы условно выделялось четыре возрастных периода, каждый из которых характеризовал определенный этап в жизни ребенка.

Первый период охватывает возраст с момента рождения и до 2-3 лет. Главная цель – сохранить жизнь и здоровье детей, привить им двигательные навыки, научить понимать разговорную речь и разговаривать…Воспитание грудных детей полностью лежало на матери… После того, как мать отнимала дитя от груди, оно переходило под присмотр старшего поколения или сестренки. Уход и присмотр за малышами были одной из обязанностей 7-9 летних девочек.

Второй период охватывает возраст с 3 до 5-7 лет… На этом этапе закладывались основы поведения, взаимоотношений с родителями, другими членами семьи, родственниками, соседями. Детей начинали приучать к труду… дети больше общались с бабушкой и дедушкой…Существенную роль в жизни детей начинало играть общество сверстников. Мальчики и девочки играли вместе. Им было представлено больше самостоятельности, их жизнь в семье и вне ее еще не регламентировалась какими-то запретами.

Третий период начинался с 5-7 и продолжался до 13 лет… Положение детей изменялось заметно как в семье, так и в обществе. Они лишались своих былых привилегий. Им уже не прощались многие поступки, шалости. Часто для «убедительности» прибегали к физическим наказаниям. По мере взросления дисциплина становилась строже…С 13 лет подростки могли выйти на посиделки, попеть песни вместе с молодежью поплясать, водить хороводы… Более четкой становилась половая дифференциация детей…Процесс приобщения подростков к социальным и культурным традициям народы уже выходил за рамки отдельной семьи. Важную роль в социализации уже начинают играть родственники, соседи, община.

Следующий возрастной рубеж – с 15 до 17-18 лет. Это время половой зрелости и возмужания, период совершеннолетия…Положение молодых в семье и обществе заметно менялось. Они становились равноправными членами семьи, за ними закреплялись определенные права и обязанности. Девушки получали право готовить себе приданное, для этого освобождались от домашних работ. По вечерам ходили на посиделки, которые были местом труда, общих увеселений, местом возможных встреч и знакомства молодежи друг с другом. За поведением дочери устанавливался более строгий контроль как со стороны родителей, так и со стороны общества. Юноши получали право посещать общественные места, присутствовать на общинных собраниях…»







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия