Студопедия — Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999. С. 387-418.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999. С. 387-418.






«… (у русских – авт.) Сватанье представляло собой выполнение целой серии этикетных норм. Согласно принципам народного православия это важное действие надлежало производить не в постные, а в скоромные дни, т.е. в воскресенье, вторник, четверг или в субботу... Сваты, войдя в дом предполагаемой невесты, садятся … под матицу, говорят строго определенные иносказательные предложения вроде "у вас товар - у нас купец" или "у вас курочка - у нас петушок, нельзя ли загнать в один хлевушок". Родители девушки также не могли свой отказ выразить прямо, этикет предписывал использовать иносказания: "у нас товар непродажный, не поспел", "не рука вам наш товар, по себе найдете". Соглашаться в первый же приход сватов было неприлично, и поэтому их засылали до трех раз и более. Если девушку спрашивали, согласна ли она пойти замуж, то ей этикет предписывал отвечать иносказательным жестом. В некоторых местностях знаком согласия было "колупание печи" пальцем, а в знак своего отказа она демонстративно уходила за перегородку в "чулан" и там снимала верхнюю одежду. В знак достижения согласия при сватовстве невеста дарила сватам "залог" в виде платка или каравая хлеба, которые сваты демонстративно проносили по всей деревне, оповещая таким образом всех об успехе миссии.

Предсвадебные ритуальные действия порой длились до нескольких месяцев и включали помимо сватовства смотрины невесты, рукобитье, обрученье, пропой. На каждом из этих этапов девушка или ее родители могли отказаться от брака и это, хоть и не одобрялось, но и не осуждалось общественным мнением, так как на каждом из этих этапов шли напряженные переговоры об имущественных условиях свадьбы и будущей семейной жизни молодых. Но после "пропоя невесты" отказ воспринимался обществом как проявление неприличия и даже правонарушения. Отказавшийся должен был возместить свадебные издержки и заплатить некоторую сумму за нанесенное бесчестье.

Накануне свадьбы правила хорошего тона предписывали просватанной девушке кручиниться. В этот период невесте принято было "голосить" или "выть", сидя у входа в избу. Он не должен был напоминать вытья по покойнику, но и печаль должна была в нем присутствовать. Неверный тон вызывал насмешки у односельчан, которые в большом количестве обычно сходились на это "представление".

Среди многочисленных ритуалов, связанных с брачной ночью, следует обратить внимание на традицию демонстрации рубахи невесты, бытовавшую во многих местностях. В случае если эта демонстрация свидетельствовала о непорочности невесты, свадьба бурно выражала свой восторг и оказывала ее родным особые знаки почтения...

Созданный браком новый круг родни требовал особого к себе отношения и исполнения этикетных норм. Так, в некоторых местностях было принято ублажать гордых. Это означало, что в течение года породнившиеся семьи наносят регулярно друг другу визиты по праздникам, сопровождающиеся угощением и подарками. Со временем, когда в новой семье подрастают дети, эта связь нередко еще больше укрепляется, т.к. существует обычай гостевания детей у родни матери. Особенно это важно для девушек, которые совершают поездки к родне в другие деревни со специальной целью на гуляньях "людей посмотреть и себя показать". Такие гостьи в чужой деревне окружаются особым этикетным вниманием со стороны местной молодежи - их приезд однозначно воспринимается как поиск потенциального жениха.

Обряды, связанные с бракосочетанием, были насыщены многочисленными этикетными предписаниями, запретами и условностями. Сваты, приходя в дом девушки, не имеют права без специального приглашения заходить в горницу дальше воронца. Получив приглашение, проходили в красный угол и садились, не снимая верхнюю одежду. Угощения сваты не ждут, если же им его предлагают - это означает решительный отказ. Соглашаться на брак с первого раза неприлично, обычно сваты ходят несколько раз. Отказывать прямо также нельзя, для этого существует язык иносказаний, например, фраза девушки "Спасибо, добрые люди, что честь оказали" означает отказ, отказ ей можно было продемонстрировать и задуванием свечи перед иконой. Не добившись согласия, патьвашка (сват) оставляет в избе рукавицу, что означает намерение прийти еще раз. О согласии невесты односельчане узнают по ее громкому "плачу", исполняемому по всем правилам этого жанра.

…обычай допускал браки без сватовства и без свадьбы - уводом или убегом. Обычно это делалось для упрощения и удешевления брачной процедуры и чаще всего с согласия девушки. У чувашей девушка отдавала своему избраннику сурбан (головной убор), что означало согласие на "увод". Впрочем, бывали случаи и насильственного увода, которые также имели свой "этикет", если его можно так назвать.

Свадебный обряд финноязычных народов и чувашей в основном имел общую с русскими структуру, но в деталях имел огромное количество локальных вариантов. Одна из примечательных общих этикетных черт связана с символическим подчеркиванием подчиненности жены перед мужем в, обряде раздевания невестой жениха перед брачной ночью».

 

Балашов В.А. Структура семьи и ее уклад // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С. 209-210.

«… (Можно - авт.) выделить две формы семьи у мордовского крестьянства конца XIX – начала XX века: господствовавшую в те годы нуклеарную, которая объединяет одну брачную пару и их детей, и большую неразделенную с однолинейными и многолинейными типами родственных связей, а именно: неразделенные отцовские семьи, состоящие их супружеской пары или одного их супругов с детьми, один из которых женат и имеет детей, и неразделенные отцовские семьи, в которых живут родители или один из них, несколько женатых сыновей, внуки, а так же неразделенные братские семьи.

Наиболее существенными причинами столь длительного сохранения неразделенных семей у мордвы являлись полунатуральный способ ведения хозяйства, сравнительно лучшая землеобеспеченность, что требовало труда значительного числа людей, оторванность сельских поселений от городов…».







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1095. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия