Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 5.




ДОМ, СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ

И ТРАДИЦИИ ГОСТЕПИИМСТВА НАРОДОВ

САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

 

Дом – не просто место для ночлега и укрытия. Дом - это символ семейного очага, благосостояния, уюта, защиты от тревог, с которыми люди сталкиваются на улице, работе, то есть в чужом пространстве среди чужих людей.

Дом объединяет людей, находящихся внутри, и служит укрытием от опасностей внешнего мира.

Каждое поселение (село, деревня, веле, аул) характеризуется местом расположения, размерами и планировкой. Архитектура села складывается из планировки и оформления усадебных комплексов, состоящих из жилых и хозяйственных построек. Центром усадебного комплекса у всех народов Самарского Поволжья являлся жилой дом. Строили его из различных материалов, с использованием соответствующих конструкций. Разным народам был присущ особый декор, внутреннее убранство дома и набор домашней утвари.

Внутреннее пространство дома было четко структурировано устройством семьи. Домашним семейным этикетом строго регламентировались роль и место каждого члена семьи в доме, взаимоотношения полов, детей и взрослых, порядок семейной трапезы.

Дом не только оберегал внутренний мир семьи, его двери всегда были открыты для гостей. Гостеприимство является обязательным компонентом образа жизни и частью мировоззрения любого народа. Важнейшим элементом традиционного гостеприимства был обычай угощения. Считалось неприличным расспрашивать путника или гостя о цели его прихода, главным было оказать ему почести, накормить.

В то же время хождение в гости строго регламентировалось. В гости можно было ходить только в определенное время и при определенных условиях. Поводом для хождения в гости могли быть общественные праздники и семейные торжества. В гости шли обычно по приглашению – его делали в конце каждого гостевания. К приходу гостей тщательно готовились (угощение, подарки). Не принято было ходить в гости в разгар сезонных работ, а также в будни. В рабочее время соседей посещали лишь по хозяйственной надобности. Ритуал приема гостей в этом случае значительно упрощался.

 

План занятия

(4 часа)

1. Поселение – усадьба - дом

2. Внутреннее убранство дома. Домашняя утварь

3. Домашний семейный этикет

4. Этикет гостеприимства

Практическое домашнее задание

Студенты по подгруппам дома готовят и представляют на занятии буклет, посвященный традиционному дому и домашней утвари изучаемых народов (формат А4, с двух сторон).

 

Литература

 

1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990.

2. Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет //Советская этнография, 1983, № 4.

3. Белицер В.Н. Обзор Мордовских поселений и построек первой половины ХХ в. в районах, смежных с Мордовской АСС // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1963.

4. Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Историко-этнографические исследования (середина XIX – начало XX вв.). Казань, 1973.

5. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (XIX – начало XX вв.). Казань, 1966.

6. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.

7. Иванов Л.А. Поселения и жилища чувашского населения Прикамского Заволжья и Южного Урала // Вопросы истории Чувашии. Чебоксары, 1965.

8. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М, 1985.

9. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. Казань, 1993.

10. Маслова Г.С. Русские постройки Среднего Поволжья // Советская этнография. 1953, № 1.

11. Матвеев Г.Б. О некоторых особенностях традиционного жилища чувашского населения Татарской АССР, Ульяновской и Куйбышевской областей // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары, 1986.

12. Нагаева Л.М. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа, 1999.

13. Наулко В.И., Миронов В.В. Культура и быт украинского народа (учебное пособие). Киев, 1977.

14. Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980.

15. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забелиным. М.,1992.

16. Семейный быт народов СССР. М., 1990.

17. Татарские праздники и обряды. Казань, 1998.

18. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

19. Традиционная этнография народов Поволжья (населяющих Куйбышевскую область). Куйбышев, 1986.

20. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М., 1985.

21. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л., 1985.

22. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. Казань, 1984.

23. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999.

24. Чуваши: этнографическое исследование. Чебоксары, 1970.

25. Чуваши: этнографическое исследование/ Под ред. М.Я. Сироткина, М.И. Иванова. Чебоксары, 1970.

26. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир: Вторая половина XIX - первая четверть XX в. М., 1984.

27. Шкаликов Ф.В. Очерки по истории жизни крестьян Самарской области: быт, культура, обычаи, традиции, обряды. Большечерниговский район. Джамбул, 1992.

28. Этносы Самарского края. Самара, 2003.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 180. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия