Студопедия — Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991. С. 25-84.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991. С. 25-84.






«Календарные обряды и праздники урусских носили по преимуществу аграрный характер. В них главной идеей было плодородие земли. Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена. Земля давала людям урожай, а люди приносили земле жертвы, ухаживали за ней и сами уходили в нее по завершении своей жизни - в соответствии с древними представлениями человек произошел от земли, ей он и возвращался, когда умирал. Идея плодородия выражалась с помощью разнообразных символов, наиболее распространенным из них было зерно.

...аграрные земледельческие обряды и праздники в народном календаре перемежались с определенными ритуальными действиями, связанными со скотом или его покровителями. Главной целью скотоводческих обрядов являлось увеличение поголовья скота и его плодовитости, оберег от болезней и зверей.

Зимний комплекс праздников русского земледельческого календаря начинался святками, продолжавшимися с Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещения (6 января), они делились на "святые" и "страшные" вечера, которые разделялись Новым годом. Начинались святки рождественским сочельником (в канун 25 декабря), включая встречу Нового года ("щедрый вечер" перед 1-м января). Новый год (Васильев день) и завершался крещенским сочельником (в канун 6 января).

В Самарском крае святки были молодежным праздником, в них принимали участие …девушки добрачного возраста (16 - 22 лет), холостые парни, молодые супруги. К святкам готовились заблаговременно: подыскивали помещение, договаривались с хозяевами об оплате, проводили тщательную уборку, варили на "ссыпчину" пиво. Неотъемлемым элементом святок было ряжение... разжигание костров. Во время святок девушки гадали о своей судьбе, о суженом и его родственниках.

…Масленица в системе календарных обрядов и праздников занимала особое … место - она знаменовала собой Переход от зимы к весне и лету. В Масленице - комплексе разноплановых обрядов, игрищ и увеселений - аграрные обряды переплетались с семейными (особое место отводилось теме брака и поэтому - молодоженам), Христианские - с дохристианскими. Проводилась Масленица в сроки, зависимые от сроков Пасхи… длилась Масленица неделю, после чего наступал Великий Пост. Основным объектом всего масленичного комплекса было чучело Масленицы. Делали его… из соломы и наряжали в женскую одежду. «Масленицу» катали на санях. Обязательным элементом праздничных увеселений было катанье. Кульминационным моментом масленичных торжеств были проводы Масленицы. Они совершались в последний день – «прощеное» воскресенье. Крестьяне просили друг у друга прощения за все обиды, горести… Накануне по всей деревне собирали для масленичного костра старые вещи - сжигание старых вещей, как и самого чучела Масленицы, обряженного в старую одежду, символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Великий пост заканчивался главным православным праздни­ком - Пасхой - в память о смерти и воскресении Иисуса Христа… Пасхальные яйца… связывались с древнейшим мифом о мировом яйце, из которого было создано все живое, они символизировали идею ежегодного обновления мира.

Первое воскресенье после Пасхи называлось «Красная горка» и считалось девичьим праздником. В этот день было принято справлять свадьбы и свататься. Молодоженам было посвящено Фомино воскресенье (второе после Пасхи), которое называлось также "вьюничным". В этот день молодежь обходила дома, в которых жили "вьюнец и вьюница" молодые и требовала от них выкуп. Вторник фоминой недели назывался "Радоница". Это был общий для всей России день поминовения.

…вторая неделя после Пасхи считалась женской. Девушки и женщины уходили в лес «кумиться»; те, что кумились, считались кумушками вплоть до следующего женского праздника. За кумлением следовало взаимное угощение с обязательной яичницей. В надежде на будущий хороший урожай, высоко подбрасывали ложки.

23 апреля - Егорьев день - в честь святого Егория (Георгия, Юрия) - покровителя домашнего скота. Это был праздник и пастухов - наиболее уважаемых людей в деревне, - и самой скотины. Рано утром хозяйка пекла специальный пирог с запеченным в него яйцом, который после обхода разламывался но числу голов домашнего скота и скармливался животным. В стадо их гнали вербой, которая…обладала целительной силой и спасала от молнии. Со двора и во двор скот прогоняли через длинный пояс. Иногда в ворота кроме иконы святого Георгия…вставляли нож или топор. Все эти предметы должны были наделить скот силой и оградить от болезней и диких зверей. Близок к Егорьеву дню по своему содержанию … день Флора и Лавра, считавшийся лошадиным праздником. Лошадей кормили досыта, не заставляли работать в этот день.

На Троицу украшали зеленью дома снаружи и внутри, а также улицы. Зеленью украшали и церковь, устилали в ней пол травой, к обедне ходили с букетами цветов… ходили развивать березки – раскумливаться. Девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в воду и смотрели - в какую сторону поплывет венок, потонет или нет. По этим признакам гадали о суженом, о выходе замуж и.т.д.

Среди летних праздников наиболее известными были: Иванов день - 24 июня - ("Иван Купала") - праздник летнего солнцестояния и время подготовки к уборке созревающего урожая. Он довольно рано потерял свое первоначальное звучание, в XIX в. сохранились лишь отголоски купальской обрядности, ее основные элементы были перенесены и на другие праздники. Изначальными элементами купальской обрядности были костры, гадание на венках, сбор трав ("зелья") и обереги от нечистой силы, очищение водой. Петров день29 июня. Петр считался покровителем рыболовства, поэтому рыбаки считали его своим днем. Молодежь накануне этого дня уходила в поле, где караулила первые лучи солнца, так как считалось, что в этот день солнце "играет" особыми цветами, как и на Пасху. С Петрова дня начинали косить травы.

Ильин день - 20 июля, в честь бога различных стихий - пожара, грома, дождя, разрушений и т. д. Чтобы этого не случилось, Илье приносили жертвы (вода начинала цвести и остывать, детям часто объясняли это тем, что "черт в воде барашка ловит"). Начинались осенние работы. На "Илью" косили горох, гороховой лозой украшали избу, вешали ее в Красный угол…

15 августа - день Успения Богородицы считался днем окончания жатвы…. было принято оставлять недожатым последний пучок колосьев "Илье на бороду"; его возвращали земле (закапывали), при этом в середину борозды клали хлеб с солью, в чем виден элемент благодарения земли. От Успенья до Покрова дня проводились "обжинки" - в честь убранного урожая. Это ряд обрядов, связанных с последним снопом, называвшимся мирским, молчальным (жали или несли его молча), именинником.

1 октября - Покров пресвятой Богородицы, начало зимы. К этому дню старались приурочить свадьбы. Девичьим праздником были "Кузьминки" - 1 ноября - день Козьмы и Демьяна. Эти святые почитались в народе покровителями свадеб и семейного очага. Кроме того, Кузьма и Демьян считались куриными богами, а также лекарями, лечившими людей. С "Кузьминок" начинались первые морозы, женщины принимались за зимнюю пряжу. 6 декабря - Никола зимний…. На семейном торжестве говорили об урожае, о хозяйстве, вспоминали умерших родственников и благословляли новобрачных. Таким образом, как бы подводились итоги проходящего лета.

…В мордовском народном праздничном календаре четко прослеживаются земледельческие традиции, в которых дохристианские языческие верования сочетаются с официальным христианством. Народные мордовские праздники - озксы (от слова "озномс" - "молиться") обязательно начинались с молитвы существу, в честь которого организовывался праздник… Озксы носили общественный характер, всегда совершались за деревней у ручья или родника, у опушки леса рядом с деревней – под дубом, вязом, липою, березою или сосной. В одних молениях участвовали только мужчины, в других – только женщины, были и совместные моления.

Цикл зимних обрядов приурочивался ко времени декабрь­ского солнцестояния. Кульминационные его точки - 25 декабря, 1 и 6 января (по старому стилю) определялись христианским календарем. Основная тема обрядов…- предугадывание нового урожая...

… накануне Рождества в мордовских селениях пеклись небольшие сдобные пироги в форме коня лепешки - "колядашки", во время святок молодежь собиралась в особой избе, где начинались игры, гадания, продолжавшиеся на улице. Особое место в празднике занимали игры ряженых, одетых в маски различных животных, особенно медведя. Рядились главным образом мужчины и парни. Колядовщики заходили дома, оценивали количество приготовленной в каждой семье пряжи. Нерадивых хозяев купали в снегу. Ряженый в маску медведя выступал в роли покровителя конопли и прядильщиц.

Накануне Нового года пекли орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером устраивали моления - у, Пакся-авы (божества поля) просили урожая хлеба, у Вирь-авы (божества леса) - урожая орехов, Юрт-аву (божество дома) - о размножении скота. В ночь на Новый год во многих селах жгли костры, прыгали через них.

В день Крещения пекли лошадок, фигурки в виде ульев, коров, овец, свиней… катались на лошадях… Некатавшихся осуждали, предсказывая им, что Кардаз-сярко (божество двора) защекочет их лошадей.

Последний зимний праздник - Масленица. К ней в селе строили карусель в виде солнца и его лучей. В общество выходили обычно молодожены, им посвящался особый обряд. Молодые жены были обязаны прокатиться с парнями и отблагодарить их за это. В обряде виден смысл откупа молодоженов, их перехода из одной социальной группы в другую.

Весенне-летние праздники группировались вокруг христиан­ских, хотя обставлялись явными языческими обрядами, смыслом которых было - встреча весны, прославление новой жиз­ни, надежды на благополучие.

Типичным земледельческим праздником, связанным с севом яровых хлебов, являлся праздник "Моление плуга" (кереть-озкс - м., э.)... Для организации обряда жители села покупали на общественные деньги быка. В день моления крестьяне собирались на околице села, с собой несли хлеб, пироги, яйца, иногда - петуха. Несколько выбранных человек резали быка и варили мясо, его раздавал самый почетный старик. Перед обедом он обращался к богу с молитвой, в которой просил о высоком урожае и благополучной погоде. После обеда назначался день начала сева, и определяли, кто должен выехать первым, - им должен был стать самый удачливый хлебопашец.

Весенним обрядом у мордвы являлось также "Моление первого выгона скота" (ливтема-совавтема озкс), которое обычно проводилось в начале апреля. Моление совершалось в конце деревни на выгоне, где собирались все жители, туда же пригоняли весь скот. Огонь в домах заливали в этот день водой. На месте моления трением сухих деревянных брусков добывали новый огонь и разводили костер. От него каждый домохозяин брал себе в горшок нового огня и затем поддерживал его целый год до нового моления. Затем расчищали вырытую издавна яму или рыли новую, ритуальным огнем разводили два костра, весь скот прогоняли между огнями.

Период после посева озимых был заполнен многочисленными общественными обрядами, воздающими дань земле, - от этого зависел урожай хлебов.

Ярким и красочным по оформлению был летний праздник Троицы... Девушки наряжались парнями, парни - девушками, ходили вдоль села с песнями и плясками, затем шли к речке или к роднику бросали в воду венки, девушки гадали. После Троицы.. проводилось моление на меже – грань-озкс, где участвовали лишь пожилые женщины с целью возврата на свои поля ушедших на соседние земли Модань-паза и Модань-авы, даривших плодородие. Молились Норов-аве об урожае хлебов, о спорине в хлебе, чтоб она не ушла на соседние поля.

На Петров день женщины устраивали моление "бабань-каша» или "бабань-озкс". Недели через две после Покрова дня, в конце июня, по окончании всех полевых работ, устраивали самый торжественный и многолюдный праздник, летний общественный Веле-озкс -"Сельское моление"... Почтенные старики избирали из своего состава озатя, ответственного за проведение общественного моления. В первый день кололи быка, во второй - телку, варили пиво. Молились о здоровье сельчан, урожае хлеба, о здоровье солдат.

Третий цикл календарных обрядов и праздников приходится у мордвы на осеннее время. Они связывались с убранным урожаем, благодарением земли и загадыванием хорошего урожая на будущее. После окончания жатвы совершали обряд Нуемас-тема, связанный с последними колосьями. В середине сентября проводили моление Озим-пуре - "Озимый квас"...

Осенние озксы воздавали дань покровителям скота и жилища. В Покров день (1 октября по ст. стилю) мордовские женщины…совершали обряд "покров-баба". На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала лапти, на шею вешала пучок пеньки, из нее же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и ходила из дома в дом. В конце октября – начале ноября с окончанием выпаса скота совершался Кардаз-озкс – «Моление двора». Это было последнее календарное моление года.

…Большую роль в обрядовой жизни татар занимал мусульманский религиозный календарь, сочетавший в себе не только нормы ислама, но и доисламские древние культы, прежде всего связанные с хозяйственной деятельностью народа.

В числе праздников, зафиксированных мусульманским календарем, были известны - Навруз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия 22-23 марта. В этот день славятся новые, весенние силы в природе, наряжаются ветви первых весенних деревьев или кустарников. К празднику готовились, тщательно убирая жилой дом, улицу, селение, мылись сами. …это символизировало вступление человека и природы в новую жизнь с приходом весны.

Наиболее религиозным считался праздник - Ураза байраме, Корбан байраме, связанный с окончанием великого, 40-дневного мусульманского поста. Сроки поста, как и сроки праздника, были передвигаемые, но их обязательно вписывали в сроки окончания весенних полевых работ. В дни поста запрещалось есть и пить … от восхода солнца до его захода.

В наибольшей степени духовную культуру татар представляет праздник, мало связанный с религией - Сабантуй... «сабан» означает яровые или плуг, а «туй» - свадьба, торжество; таким образом, «сабантуй» - праздник в честь сева яровых. …на паровом поле, на майдане, проводились состязания … Соревнование начинались со скачек. Другими видами состязаний были - перетягивание каната, бег в мешках, надетых на скачущим обязательно, борьба, бег. Лучшие призы получал победитель скачек, кульминационным моментом праздника было объявления батыра - самого уважаемого человека в селении, ставшем победителем в национальной борьбе. Певцы и музыканты демонстрировали на Сабантуе свой талант и мастерство. Завершался Сабантуй вечерними молодежными играми. Сразу же после Сабантуя начинался сев.

Наряду с Сабантуем у татар повсеместно бытовал в прошлом летний праздник джиен (жыен), происхождение котором связывается со степным скотоводством. В нем принимала участие все население... В позднее время перестали праздновать джиен, он слился с Сабантуем.

Осенью в татарской деревне были распространены помочи девушек по случаю наступления первых морозов и забивания гусей – «гусиная помощь».

…в культуре (чувашей – авт.) отражались элементы земледелии и имеющего подсобный характер скотоводства. … их духовная культура сохраняла элементы дохристианских языческих верований. Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури, приуроченным ко времени зимнего солнцестояния. Позднее праздник, вобрав в себя элементы русских святок и святочных гаданий, слился с христианским Рождеством. Молодежь и детвора совершали праздничный подворный обряд, в ответ на добрые пожелания хозяева дома дарили им моченый или каленый горох, … лепешки из пресного теста "йава".

Зимний цикл завершался праздником Саварни, родственным русской Масленице.. Празднование.. длилось две недели и распадалось на осла Саварни и кесен Саварни - большую и малую Масленицы.

Весенний цикл открывался длившимся около недели праздником, по времени совпадавшим с православной Пасхой - Ман кун - "Большой день". Он объединял обряды поминовения и воздания почестей умершим предкам. В последний день этой пасхальной недели раньше устраивался обряд виртем (вирем), связанный с изгнанием злых духов и различных болезней после общения с душами умерших в течение недели.

Следующая серия обрядов и праздников …была связана с полевыми работами. Среди них: обряд выноса семян в поле - Варлах каларни, моление об избавлении посевов от стихийных бедствий - Ака патти, проводимый после пахоты и сева Акатуй, и моление с жертвоприношением - Уй чук (полевая жатва).

С заботой об урожае связан и обряд Самар чук – моление дожде... Окончание весеннего сева завершалось Ака патти - м олениями о хорошем урожае и сохранности от стихийных бедствий. Совершались они в кругу семьи и обычно заканчивались зарыванием остатков ритуальной пищи вместе яйцами в борозде. Все весенние работы завершались народным гулянием акатуй – « свадьбой плуга»... На Акатуй проводились различные состязания: конные скачки, бег взапуски, борьба, метание палок…

Лето чуваши начинали примерно со второй половины мая месяцем «летним», с которым связан обряд синсе (уяв), когда запрещалось заниматься земледелием, так как земля беременна после посева.

В дни праздника Синсе (Уява) или после его окончания проводились массовые полевые моления - уй-чук, сопровождавшиеся… жертвоприношениями скота: быков, коров телят, овец и домашней птицы. …В чувашских селениях были распространены в июне весенние девичьи гуляния - "хер поххи".

…Накануне Троицы мылись в бане особым набором трав (77 различных растений, обладающих целительными свойствами), в период синсе (уява) запрещалось рвать зелень, по представлениям чувашей, до Семика нужно было искупаться семь раз.

Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся Петров день, 29 июня по старому стилю. В этот день устраивались ярмарки, после чего начинался сенокос.

Страда – время, напряженное в селе… ее сопровождали различные обряды: зажин (сурла хывни), дожинки (сурла сыхни и апа вайне секлени), моление по случаю обмолота (аван патти), жертвоприношение в честь нового хлеба и пива (сара чуклени), поминки (автан яшки и юпа). Цикл жатвенных обрядов характеризовался определенными действиями... В одном случае горсть этих колосьев скручивали в виде жгута и завязывали узлом так, чтобы петля узла была сделана по ходу солнца, затем их вместе с кусками хлеба и сыра с солью закапывали в землю. В другом случае несжатый пучок колосьев срезал старший, собрав все серпы вместе, связывал их этим пучком до следующего года.

С получением зерна нового урожая организовывался цикл осенних благодарственных молений - сара чуклени, - жертвоприношение в честь нового хлеба, аван патти – овинная каша, и аван сари - овинное пиво. На аван патти закалывали петуха, варили кашу, приносили в жертву хлеб нового урожая,последний необмолоченный хлеб. На праздник приглашали родственников, друзей, знакомых …нередко совершались скотоводческие обряды - карта пати в честь духов - хранителей домашнего скота. Накануне готовились юсманы - жертвенные блины из пшеницы или ячменя нового урожая (до 100 шт.) Варилась каша на скотном дворе. По прочтении молитвы ложку каши бросали в огонь. Глава семьи обращался в своей молитве с просьбой к покровителю сохранить стадо. В этот день досыта кормили скот, держали его вольном выпасе.»







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1000. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия