Студопедия — Антропологическая классификация этносов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропологическая классификация этносов






Антропология изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности вида homo sapiens. Из всего предмета антропологии для этнологии представляет интерес тот аспект этнической антропологии, который связан с разнообразием человеческого рода.

Современная этническая картина мира убеждает нас, что между людьми существуют физические (телесные) различия. Обычно эти различия определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении те­лесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Это фенотипическое разно­образие является отражением способности любых живых организ­мов к эволюции. В повседневной жизни и в науке подобные разли­чия между физическими типами людей принято называть расовы­ми. Расовые различия представляют собой форму адаптации этно­сов к особому типу природных условий. Они всегда имеют группо­вой характер и выявляются полностью только при сопоставлении целых человеческих коллективов.

В основе антропологической классификации лежит принцип деле­ния народов по расам, под которыми в этнологии понимаются исто­рически развившиеся большие группы людей, различающиеся между собой наследственными физическими особенностями, связанные общим происхождением и определенной областью обитания. В этой классификации акцент делается на биологическое, генетическое род­ство между различными этническими группами. Одним из первых создателей описания расовых различий и основоположников антро­пологической (расовой) классификации был французский ученый Франсуа Бернье, которому также принадлежит авторство самого тер­мина «раса».

Главная особенность расовых различий заключается в том, что они всегда передаются по наследству — от родителей к детям на про­тяжении многих поколений. Поэтому внешнее сходство многих на­следственных физических признаков у разных индивидов или целых групп людей служит прямым доказательством общности их происхож­дения, или генетического родства.

В настоящее время большинство антропологов считают, что все современное человечество представляет собой один единый биологи­ческий вид, подразделяющийся на расы. Сторонники видового един­ства человечества (моногенисты) уже на протяжении трех веков поле­мизируют с полигенистами, которые считают, что каждая человеческая раса представляет собой особый, независимый вид. Полемика велась с переменным успехом и сегодня господствующей стала теория антро­пологического моноцентризма, согласно которой расовая дифференциа­ция происходила после образования человека современного вида в одном центре. Приблизительно в период 40—16 тыс. лет до н.э. на планете возникли два очага расообразования: западный (северо-восток Африки и юго-запад Азии) и восточный (юго-восток и восток Азии). Позднее, расселяясь по земному шару и смешиваясь между собой, че­ловеческие популяции образовали современные расы. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследст­вие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. В процессе расового смешения об­разовывалось также много промежуточных антропологических типов, сочетающих в себе разные расовые признаки.

В антропологии и этнологии среди рас современного человечест­ва принято выделять наиболее крупные из них, называемые большими расами, или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выде­ляются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), ко­торые складывались, вероятно, в более позднее время. Переходными стали называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные време­на, что теперь трудно установить, являются ли они результатом сме­шения двух других рас или же сохраняют древние черты, существо­вавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, Новое и Новейшее время в процессе метисации. Представителями переходных расовых типов являются дравиды Юж­ной Индии и эфиопы на востоке Африки, а смешанных типов — метисы и мулаты Америки.

При рассмотрении процессов антропогенеза и расогенеза совре­менная наука исходит из убеждения, что биологически все человече­ство едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологиче­скому виду. Но некоторые особенности физического строения людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части земного шара. Как уже было отмечено, такие особенности, переда­ваемые по наследству и характерные для больших групп людей, при­нято называть расовыми признаками. Следует подчеркнуть, что расовые различия не относятся к биологически важным особенностям строения человеческого тела и проявляются в сравнительно небольшом количест­ве признаков. Важнейшими из этих признаков являются следующие.

1. Форма волос, при этом учитываются два основных признака — жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса практиче­ски в два раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степе­ней. Степень извилистости волос определяется расположением их корней в коже тела и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выхо­дит из кожи под прямым углом, и корень его не имеет изгиба. У волни­стых волос корень изогнут, и угол его выхода из кожи более острый, чем у прямого. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще острее. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении имеют овальную форму.

2. Третичный волосяной покров, появляющийся в период полово­го созревания. Прежде всего, это борода и усы у мужчин. Его принято оценивать в баллах от 1 (очень слабый) до 5 (очень сильный). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, кото­рую они занимают.

3. Цвет кожи. Он может изменяться в широком диапазоне: от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цве­тов кожи насчитывает до 36 оттенков. Считается, что наиболее светлая кожа — у жителей Северной Европы, а наиболее темная — у жителей Центральной Африки.

4. Цвет волос. По этому признаку принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы.

5. Цвет глаз (окраска радужной оболочки глаза). Здесь выделя­ют три основных группы окраски: а) темные глаза — черные, карие, желтые; б) глаза смешанных или переходных цветов — желто-зеленые, зеленые, серые; в) светлые глаза — светло-серые, голубые, синие.

6. Рост. Учеными подсчитано, что средняя длина тела современ­ного человека составляет 165 см у мужчин и 154 см у женщин. Наи­меньший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго (Африка) — 141 см у взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отмечен у мужчин одного из племен, прожи­вающего на южном побережье озера Чад (Африка). В Европе средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы.

7. Пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза в антропологии выделяют следующие типы фигур:

• брахиморфный (brachys — короткий, morphe — форма) — относи­тельно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз;

• долихоморфный (dolichos — длинный) — сравнительно длин­ные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз;

• мезоморфный (mesos — средний) — занимает промежуточное положение между первыми двумя типами.

8. Параметры головы. По данному признаку основным показа­телем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Здесь также существует три типа:

• доликефальный — соотношение меньше 75,9%;

• мезокефальный — соотношение между 76 и 80,9%;

• брахикефальный — соотношение больше 81%.

Кроме отмеченных выше расовых признаков, в антропологии от­мечают также различия между расами по ширине, высоте, горизон­тальному профилю лица, выступанию челюстей (прогнатизм), наличию эпикантуса, параметрам носа, высоте и толщине губ, группам крови, деталям строения зубов, пробе вкуса на фенилтиокарбамид, цветовой слепоте (дальтонизм) и т.п. Так, например, у европейцев группа крови А встречается значительно чаще, чем группа В, концентрация которой доминирует у народов Азиатского континента.

Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые признаки являются второстепенными по своему значению, не существенными для общего направления биологической эволюции и исторического разви­тия человечества. Независимо от расовых различий, несомненным явля­ется видовое единство всех современных людей, общность происхожде­ния рас. Изучение расовых признаков оказывается важным для доказа­тельства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас. Это важно также для разрешения многих биологических и истори­ческих проблем, связанных с антропогенезом и расогенезом, расселени­ем рас на земном шаре, их смешением и взаимодействием. Хотя расо­вые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общест­венного развития разных групп человечества, эти признаки тем не ме­нее во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить истори­ческие судьбы разных этнических общностей.

Использование в этнологии антропологической классификации обусловлено тем, что язык и культура могут распространяться без пере­мещения антропологических типов, но носители определенных расовых признаков никогда не переселяются, не принося с собой определенной культуры и языка. По этой причине антропологические данные игра­ют важную роль в определении тех этнических элементов, из которых сформировался данный народ. Если масса населения, почти однород­ная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то в историческом прошлом этих групп следует искать их генетическую общность. Однако здесь закономер­ным является совпадение границ антропологических типов с историко-этнографическими областями.

Как уже было отмечено ранее, в результате расогенеза сложились четыре основные (большие) расы, в составе которых путем смешения постепенно сформировалось 25 малых рас. Между большими и ма­лыми расами, в свою очередь, существует довольно большое количе­ство переходных форм. Например, между негроидами и европеоида­ми — эфиопы и мулаты, а между монголоидами и австралоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д.

Вполне закономерно, что в процессе развития этнических про­цессов происходит смешение рас. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, знамени­тый французский писатель Александр Дюма, автор романов «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера», был внуком негритянки. А гени­альный русский поэт А.С. Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки.

Процессы расового смешения могут происходить и с целыми на­родами. Например, 4—5 тыс. лет назад из Азии в Европу пришли пле­мена, бывшие предками индоевропейцев. Они принесли с собой при­знаки монголоидной расы. Смешавшись с представителями европео­идных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особен­ности своей внешности. Поэтому пристальный взгляд специалиста от­мечает у отдельных жителей Эстонии близость разреза глаз к монголь­скому, некоторую уплощенность их лиц.

Яркой иллюстрацией интенсивного смешения расовых типов при образовании новых этносов служит подавляющее большинство стран Америки. В отличие от Европы, где процессы метисации проходили в древности и средневековье, на Американском континенте они про­текали в последние три-четыре столетия и продолжаются сейчас. В итоге большинство современных народов Америки образовались в ре­зультате смешения двух и даже трех рас. При этом ввезенные в Аме­рику из Африки негры, принадлежавшие к различным племенам, будучи расселены в новых местах своего обитания вперемежку с бе­лыми, быстро сменили свои племенные языки на господствующий язык соответствующей страны (английский, испанский, португаль­ский, французский). Смешиваясь с коренным населением, они в некоторых случаях становились одним из основных этнических компонентов формирующихся новых этносов (бразильского, кубин­ского и т.д.).

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний одних народов другими. Но если народы-завоеватели, пришельцы часто оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, то антропологические последствия переселений были куда менее заметны. Ведь завоевателей не может быть слишком много, в любом случае их всегда значительно меньше чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков антропологическое на­следие побежденных оказывается чаще всего гораздо заметнее, чем наследие победителей.

В аспекте антропологической классификации довольно интерес­ной представляется этническая ситуация в Российской Федерации. Этническая картина России является достаточно пестрой в расовом ас­пекте, так как в стране проживает свыше 130 наций, народов и этниче­ских групп (самый большой по численности этнос — русские — со­ставляет около 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). Большинство населения страны принад­лежит к европеоидной расе (86,1% всего населения), но при этом в составе населения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Объ­яснение такого разнообразия ученые видят в том, что по территории нашей страны проходит этническая граница двух больших рас — ев­ропеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю.

Сочетание больших и малых рас породило многообразие их пере­ходных форм, которые, собственно, и определяют этнорасовую картину России. Северную группу переходных расовых форм составляют народы финно-угорской группа и северо-западные группы русских, в то время как южная группа переходных форм включает в себя народы Северного Кавказа. К переходным расовым формам относится большая часть рус­ских, украинцев, белорусов и некоторых других народов европейской час­ти России. Коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока принадлежат к континентальной группе монголоидов, а эскимосы и па­леоазиаты образуют арктическую группу этой расы. В Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и Казахстане издавна образовалась контакт-ная зона между европеоидами и монголоидами, причем выраженность признаков монголоидной расы усиливается к востоку. Народы Запад-но-Сибирской низменности и Саяно-Алтайской зоны, у которых пре­обладают монголоидные признаки, входят в уральскую расовую груп­пу. Слабо выраженные признаки монголоидной расы отмечены у на­родов, живущих в Поволжье и на Урале (мордвы, марийцев, башкир, татар), их расовый тип принято называть лапоноидным и субуральским.

В эпоху великого переселения народов значительные массы монго­лоидного населения Центральной Азии проникли в степную полосу Западной Сибири, в Казахстан, Среднюю Азию и степи Юго-Восточной Европы, коренное население которых в основном относилось к евро­пеоидам. В результате смешения здесь образовались два расовых типа: южносибирский, распространенный главным образом среди современ­ных казахов, и среднеазиатский, характерный для туркмен, узбеков и частично для таджиков. Первые русские переселенцы в Сибири, сме­шавшись с местным населением, сформировали небольшие по числен­ности группы, отличающиеся не только в этнокультурном, но и в расо­вом отношении (камчадалы, карымы, ясашные и др).

Фиксируя расовые различия народов мира, европейская наука (эт­нология, антропология, культурология, этнография) давно пыталась дать их научную классификацию. Одним из первых такую попытку предпринял знаменитый биолог Карл Линней. В своей систематизации живого мира он попытался систематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноватый, холерик, строй­ный; европеец — белый, сангвиник, мясистый; азиат — желтолиций, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черный, флегматик, дряблый. Изучая вопрос о психологии представителей различных рас, Линней пришел к выводу, что американец упрям, доволен со­бой, свободолюбив; европеец подвижен, остроумен, изобретателен; азиат жесток, любит роскошь и скуп; африканец лукав, ленив и рав­нодушен к другим.

В эпоху колониальных захватов антропологические классифика­ции приобретали расистский характер, поскольку с их помощью пы­тались научно обосновать право одних рас управлять другими. Тако­го рода классификации и теории получили широкое распространение в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабское положение негроидов их неспособностью жить без постоянной опеки.

В 1853 г. вышла знаменитая книга французского графа Артура Гоби-но «Опыт о неравенстве человеческих рас», в которой автор доказывал, что главная причина, источник разного уровня народов и культур заключа­ется в расовых особенностях людей, населяющих соответствующие стра­ны. При этом он исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, доказывающего, что каждая раса появи­лась самостоятельно и независимо от других. В силу своего особого происхождения расы отличаются между собой не только внешне, но и психологически, а также по умению создавать и усваивать культуру. По его убеждению, дикари являются таковыми, потому что они — предста­вители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой -желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полно­ценной культуры им называлась белая раса, особенно ее элита - арийцы. Свой тезис Гобино обосновывал путем анализа развития десяти са­мых больших цивилизаций, известных в истории человечества (индий­ской, египетской, ассирийской, греческой, китайской, римской, гер­манской, аллеганской, мексиканской и перуанской), считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами.

Идеалом для Гобино была германская культура, нашедшая свое совершенное воплощение в Римской империи. Однако будущее чело­вечества Гобино представлял себе весьма пессимистически. По его мнению, создавая повсюду новые типы культуры, белая раса смешива­ется с другими народами, теряет свою чистоту и изначальный импульс энергии. Это в итоге приведет ее к вырождению и исчезновению.

Еще более наукообразное обоснование подобные расистские взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммана в Германии. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от величины головного показателя. Головной показатель в антропологии представляет собой процентное соотношение наиболь­шей ширины головы к продольной ее наибольшей длине. Согласно этим «теориям», чем длинноголовее человек, тем более он одарен, спо­собен и талантлив. Длинноголовые — представители европейской расы, созидательницы великих культур в истории человечества. Если среди европейцев обнаруживаются короткоголовые индивиды, то обычно они принадлежат к бедным классам и слоям населения, потомкам негерман­ского местного населения, что и объясняет их «неполноценность».

Если начало научным концепциям расизма положила европейская наука, во многом отражавшая реальную практику колониализма, то в противовес ей постепенно начало формироваться движение со сторо­ны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в ответ белому расизму собственные теории расовой исключительности. Именно по этой причине появились идеи превосходства индийской, японской или китайской культур и народов над нынешними европейцами.

Еще в середине ХIX в. в Латинской Америке возникло широкое общественное движение под названием «индеанизм», ставившее сво­ей целью улучшение положения индейцев. От утверждения, что ин­дейцы — «тоже люди», они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, она потенциально имеет возможность и должна стать самой высокой на Земле. В начале XX в. сторонники индеанизма утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. Тогда в Мексике в рамках этого движения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из страны всех людей, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В расовой классификации важным является вопрос о соотноше­нии расовых и этнических общностей. Совершенно разные признаки, положенные в основу выделения тех и других, свидетельствуют о раз­ной природе этих общностей. В то же время расовые типы людей в древности складывались на основе тех же территориальных групп чело­вечества, что и этнические общности. Очевидно, что племена первона­чально были однородными в расовом отношении. Постепенно, в ходе расселения по земному шару, группы разных племен стали смешивать­ся. При формировании этнических образований существенное значение имели как биологические, так и социокультурные факторы, в то время как расовые группировки имеют только биологическую основу. Таким образом, природа этих общностей различна, в силу чего совпадения тех и других становятся все более редкими. Сейчас можно назвать лишь несколько случаев таких совпадений. Народы могут быть однородны на уровне больших рас, но они почти всегда гетерогенны в отношении подразделений этих рас. Поэтому, когда ученые говорят о расовой не­однородности многих народов мира, то обычно имеют в виду наличие в их составе групп людей, принадлежащих к малым расам и отдель­ным антропологическим типам, внешние различия между которыми малозаметны и не играют существенной роли при бытовых контактах и в расовой принадлежности.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 5308. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия