Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
Обучение –это педагогический процесс,осуществляемый
деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Такое положение требует осмысления учителем теории обучения.
Педагогическая наука осуществляет исследование фундаментальных и прикладных проблем.
Фундаментальными проблемами являются: объективная реальность и объективно-закономерные процессы в природе и обществе.
Прикладные проблемы: использование познанных истин в общественной практике.
Увлечение одними теоретическими, фундаментальными проблемами может привести к тому, что общественная педагогическая практика будет отставать от требований современной жизни.
Однако сосредоточение чрезмерного внимания на изучение узкометодических вопросов создает опасность неразборчивости в перспективах развития и разрешения возникающих противоречий. Научно-теоретический фундамент позволяет не утратить общественных ориентиров, не замкнуться в самом себе.
Педагогическая деятельность включает в себя две находящиеся вовзаимодействии стороны: учителя и учащегося. Результат этой деятельности
– воздействие на целостную личность, ее развитие в интеллектуальной, процессуальной, эмоциональной и нравственной сферах.
Педагогическая деятельность учителя должна осуществляться таким образом, чтобы учащиеся овладевали тремя сторонами изучаемого материала: 1) теорией (понятиями, правилами, законами, выводами);
2) практикой (умением и навыками применения полученных знаний, а также способами творческой деятельности);
3) осмыслением мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Выделяют определенный круг проблем, которые находятся в области
педагогической деятельности. К ним относятся следующие: 1) степень соответствия педагогической деятельности требованиям законов воспитания как общественного явления, соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания запросам практической стороны общественных отношений;
2) связь педагогической деятельности с закономерностями и данными смежных наук (физиологии, психологии, философии), что позволяет контролировать знания детей с учетом их интересов;
3) прямо пропорциональная зависимость успешной педагогической деятельности от взаимоотношений педагогов и их воспитанников, что требует от педагогики постоянного изучения и коррекции развивающегося взаимодействия;
4) наличие субъективно-объективных условий эффективного протекания педагогической деятельности, которые дают возможность сформулировать исходные рекомендации эффективного использования всех форм организации детской жизни;
5) получение, обработка и передача педагогам обратной информации, т. е. диагностика, в целях корректирования этими выводами своей педагогической деятельности;
6) разработка новых систем организации учебно-воспитательной работы, организация широкомасштабных экспериментов;
7) изучение передового педагогического опыта, условий его распространения и эффективного внедрения, функционирующий в современной жизни отдельный метод, совокупность воспитательного взаимодействия.
Изучение педагогической деятельности необходимо для совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ План. 5.1. Формирование этносферы Земли 5.2. Географическая классификация этнических общностей 5.3. Хозяйственно-культурная классификация этносов 5.4. Антропологическая классификация этносов 5.5. Лингвистическая классификация этносов Литература 1. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. — СПб., 1998. 2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991. 3. Казьмин О.Е., Пучков ИИ. Основы этнодемографии. — М., 1994. 4. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. — М., 1999. 5. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997. 6. Народы и религии мира: Энциклопедия. — М.,1998. 7. Народы мира: Историко-этнографический справочник. — М., 1988. 8. Платонов Ю.П. Этническая психология. — СПб., 2001. 9. Реформатский А.А. Введение в языкознание. — Любое издание. Многочисленные этносы, образующие современное человечество, значительно отличаются друг от друга по уровню общественного развития, типу культуры, расовому облику, по своей численности и т.д. Эта многоликость сформировалась в результате длительного и независимого развития в различных природно-географических, хозяйственных и исторических условиях. Вместе с тем на протяжении всей истории большая часть народов постоянно контактировала друг с другом, обмениваясь своими культурными достижениями, смешиваясь между собой. Все это способствовало формированию у всех людей планеты многих общих черт. Для того чтобы разобраться в этом многообразии и выявить черты, которые связывают различные народы друг с другом, необходимо их классифицировать. Классификация этносов означает распределение их по группам в зависимости от тех или иных признаков, свойственных каждой такой группе. Классификация этнических общностей является одной из главных методологических задач этнологической науки. Установление соотношений между многочисленными и очень разнообразными этносами, группами этносов, сходных по тем или иным признакам или характеристикам, выяснение принципов соединения классификационных групп помогает дальнейшему познанию существа этнических явлений и закономерностей их развития. При этом никакая классификация не может быть всеобъемлющей и пригодной для разных целей. Классификация по своей природе должна отражать структуру классифицируемых объектов и в зависимости от целевых установок может опираться на те или иные их структурные особенности. В соответствии с этим в основу классификации этнических общностей могут быть положены практически все их основные признаки или другие важные характеристики, по которым можно разделить все народы на группы: совокупность антропологических признаков, совместное проживание на одной территории, уровень хозяйства, тип этнической общности, общие особенности быта и культуры, общие исторические судьбы и, наконец, языковая близость. Характеризуя этнические общности людей, следует иметь в виду, что классифицировать их можно по многим признакам, при этом определяющую роль играет цель классификации. Так как на земном шаре существует большое количество различных этносов, то классифицировать их можно практически беспредельно. В современной этнологии принципы научной классификации этносов отличаются разнообразием. Они были разработаны на основе собственно этнологических методов, а также методов смежных наук. При этом данные принципы базируются на критериях, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Подобных критериев может быть довольно много, в зависимости от конкретных задач того или иного исследования. Одни критерии классификации основаны, например, в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их исторического происхождения и путей формирования. В этом случае первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие критерии исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлые эпохи в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Это относится к принципу группировки народов по уровню развития социальных отношений, а также по критерию религиозной принадлежности. Особым видом классификации является типологизация, для которой используются не один, а несколько основополагающих признаков. Применительно к этносам речь идет о таких типах, как племя, народность и нация. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на нашей планете сосуществуют все эти три типа этносов. При этом племена в чистом виде встречаются крайне редко, и к этому типу современные исследователи относят, как правило, этносы с различным уровнем хозяйственного и культурного развития. Одни из таких племен насчитывают миллионы, другие - сотни или десятки тысяч, третьи — лишь тысячи или даже сотни человек. Только очень незначительное число этнических групп обладают сейчас признаками, присущими настоящим племенам, чаще всего малочисленные или отсталые этносы просто сохраняют некоторые особенности племенной культуры. Черты племенной организации сохраняются прежде всего у кочевых и полукочевых народов, которых исследователи и включают в число так называемых племен.
|