Формирование этносферы Земли
Данные археологии, палеонтологии и демографии позволяют сде-лать вывод, что приблизительно 16—15 тыс. лет. назад люди освоили значительную часть Азии, всю Африку и почти всю Европу. В это же время происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли через Берингов пролив или существовавший на его месте перешеек. Широкое расселение людей по планете одновременно привело к естественной их локализации и изоляции больших по численности групп друг от друга, что, собственно, и положило начало процессу формирования самостоятельных этносов. В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов многих племен приводила к появлению их союзов, таких, например, как союз зулусских племен в Южной Африке, татаро-монголы в Евразии и др. Образование таких союзов сопровождалось развитием хозяйственных межплеменных и культурных связей, что вело, в свою очередь, к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными. Таким образом, происходило рождение нового типа этноса — народа. Исторически первыми сформировались народы рабовладельческой эпохи (Древний Египет, Древняя Греция). В Европе процесс образования народов завершился в основном в Средние века. Тогда из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних другими, сложились главные европейские народы. В процессе дальнейшего развития хозяйственных и культурных связей была ликвидирована разобщенность народов и происходило их превращение в нации. Присущие народам признаки получили новое качество: нации отличаются более устойчивой общностью территории, культуры, общим языком, общими чертами национального характера и четким этническим сознанием. Следует подчеркнуть, что трехчленное деление этносов не отражает всего многообразия существующих форм этнических общностей. Этническую картину мира усложняют проживающие во многих странах переходные этнические группы: иммигранты первого, второго или более поздних поколений. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и в полной мере не ассимилировались в этнос принявшей их страны. Переходные этнические группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта таких групп — двойное этническое самосознание. У любых, даже самых сплоченных и консолидированных народов имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических, представляют собой территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.). Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы или же при слиянии племен в народность, когда эти племена еще сохраняют некоторые характерные черты. В отличие от этнографических групп в мире существуют общности, охватывающие целую группу народов. Такого рода общности получили название метаэтнических, или надэтнических, общностей. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие между собой не только по языкам, но и по культуре, быту. В рамках многонациональных государств складывались и складываются этнополитические общности, которые также можно отнести к метаэтническим. Процесс образования народов протекал одновременно с формированием языковых семей. В эпохи позднего палеолита и мезолита (13—7 тыс. лет до н.э.) в процессе расселения человечества группы родственных языков или языки отдельных наиболее крупных общностей людей могли распространяться на очень обширные территории. Образование древнейших языковых семей было вызвано хозяйственной деятельностью скотоводческих племен и их интенсивным переселением, что усиливало процессы языковой дифференциации и ассимиляции. Ранее других, вероятно, сложились этнические общности, говорящие на языках, которые сохраняются в настоящее время у малых народов, проживающих на периферии первобытной ойкумены. Эти языки отличаются большим разнообразием фонетического состава и грамматики, нередко образуя между собой незаметные переходы, восходящие предположительно к эпохе первобытной лингвистической однородности. К таким языкам принадлежат языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийских аборигенов, папуасов Новой Гвинеи, бушменов и готтентотов, некоторых народов Западной Африки. Ближе к центральным областям ойкумены складывались крупные языковые семьи, развивающиеся как путем дифференциации первоначального языка-основы, так и путем ассимиляции языков другого происхождения. В Передней Азии, в Восточной и Северной Африке получили распространение семито-хамитские языки, к которым принадлежали языки древних египтян, вавилонян и ассирийцев в Месопотамии, евреев и финикийцев на восточном побережье Средиземного моря, а также сложившиеся позднее языки североафриканских берберов, восточноафриканских кушитов и других семитов Эфиопии. Соседями семито-хамитов в Африке были народы, говорившие на языках нигер-конго, которые постепенно распространились по всей южной половине Африканского континента. Севернее семито-хамитских языков складывались кавказские языки, на которых с глубокой древности говорило население Грузии и других народов Закавказья и Северного Кавказа. В степной и лесостепной полосе Причерноморья, в бассейне Дуная, на Балканском полуострове и Малой Азии располагалась область формирования языков индоевропейской семьи, которые в III—II тыс. до н.э. распространились по всей Европе до берегов Атлантики, Северного и Балтийского морей. В восточном направлении народы, говорящие на языках этой семьи, заселили огромные пространства на юге Восточной Европы, в Средней Азии и Южной Сибири, а также в Иране, достигнув бассейна Инда и распространившись по всему северу Индостана. В Восточной Европе древние индоевропейцы соприкасались с племенами, говорившими на финно-угорских языках, которые вместе с родственными языками самодийцев объединяются в уральскую семью. Область ее формирования, по мнению многих лингвистов, располагалась в Западной Сибири, откуда происходило заселение носителями этих языков европейского Севера вплоть до Скандинавии и Прибалтики. Некоторые лингвисты включают уральскую семью в более крупную языковую общность — урало-алтайскую, к которой относят также и алтайские языки, сложившиеся в Центральной Азии. Отсюда тунгусские народы благодаря оленеводству распространились далеко на север вплоть до берегов Ледовитого океана, а тюркские и монгольские кочевники-скотоводы совершали дальние переселения на запад вплоть до Восточной Европы и Малой Азии, а на юго-восток до Северного Китая. Соседями древних тюрков, монголов и тунгусо-маньчжуров в Центральной и Восточной Азии были предки народов китайско-тибетской семьи, первоначально обитавшие в Западном и Центральном Китае. С III тыс. до н.э. различные племена этой семьи начали расселяться к югу и постепенно освоили территорию Тибета, Южного Китая и части Индокитая. Еще южнее обитали австроазиатские и австронезийские племена. Первые сначала занимали, вероятно, юго-запад Китая и крайний север Индокитая, а вторые жили восточнее, у берегов Тихого океана. Уже во II тыс. до н.э. австроазиаты распространились по всему Индокитаю и достигли Восточной Индии, а австронезийцы заселили Тайвань, Филиппины и всю Индонезию, где они ассимилировали более древние племена. Из Индонезии раньше всех был заселен, по-видимому, Мадагаскар, а потом началось расселение австронезийцев по островам Океании. Процесс формирования этносферы нашей планеты не ограничивался образованием языковых семей. Уже в период распространения языков по континентам происходило одновременно интенсивное взаимодействие различных этносов, их дифференциация и ассимиляция, исчезновение одних народов и формирование других. Так, например, при расселении индоевропейцев в Европе они встретили более древнее население, обитавшее там, вероятно, со времени позднего палеолита и мезолита. На севере Восточной Европы палеоевропейские племена были ассимилированы, по-видимому, не только индоевропейцами, но и утро-финнами, которые уже в период неолита распространились из При-уралья и бассейна Волги и Камы на север и запад, дойдя до берегов Балтийского моря. В Западной Сибири угорские самодийские племена, продвигавшиеся на север, ассимилировали в тайге и тундре более древнее население. К востоку от Енисея юкагиры были в значительной степени поглощены пришедшими с юга тунгусами, а позднее — тюркоязычными якутами, предки которых изначально обитали в Прибайкалье. На крайнем северо-востоке Сибири предки чукчей и коряков, заимствовавшие оленеводство от тунгусов, в свою очередь ассимилировали более древнее эскимосское население, занимавшееся главным образом охотой на морских животных. В южных регионах ойкумены этнические процессы протекали несколько иначе. Возникновение там древнейших государств стимулировало сплочение крупных народов, постепенно формировавших у себя различные этнические элементы. Среди этих народов следует выделить шумеров, семитских аккадцев, древних египтян, индоевропейских хеттов, бактрийцев и хорезмийцев. Вслед за ними этнообъедини-тельную роль сыграли Вавилон, Ассирия, древняя Персия, Урарту, Древняя Греция и, наконец, Рим, объединивший под своей властью к началу нашей эры большую часть стран Средиземноморья. Соседями этих государств и народов древности в полосе степей и полупустынь были различные скотоводческие кочевые и полукочевые народы, к которым в Северной Африке и Юго-Западной Азии принадлежали ливийские (берберские), кушитские, еврейские и древне-арабские племена, на юге Восточной Европы, в Средней Азии и Южной Сибири — индоевропейские (индоязычные) скифы, сарматы и саки, а в Центральной Азии — хунну (гунны), сяньби и другие этнические группы, говорившие на тюркских и монгольских языках. Племена эти своими набегами постоянно тревожили соседние государства, нередко вторгались глубоко на их территорию, что приводило к интенсивным этническим смешениям и часто служило причиной формирования новых этносов. Большое значение для формирования современной этнической картины мира имело так называемое великое переселение народов, происходившее в IV—IX вв. Именно в это время произошло расселение славян по Восточной Европе и освоение ими почти всего Балканского полуострова, распространение германцев по Центральной и Северной Европе и проникновение их на Британские острова, где раньше жили кельты, формирование романских народов в результате смешения латинизированного населения различных провинций бывшей Римской империи с «варварскими племенами», вторгшимися тогда в ее пределы. В ходе великого переселения народов в Европу пришли гунны и основали в бассейне Дуная крупное государство с этнически смешанным населением. Вслед за гуннами в Восточную Европу пришли другие тюркские племена — хазары, авары, болгары, печенеги, половцы и т.д. Одна группа болгар поднялась по Волге и сыграла заметную роль в этногенезе чувашей и татар, а другая, перейдя в 679 г. через Дунай, распространилась к югу от него среди славян, передав свое наименование болгарскому народу. Столетием позже с Южного Урала на Средний Дунай переселились венгры (мадьяры), этнически родственные уграм Западной Сибири — хантам и манси. На Востоке и Юго-Востоке Азии на рубеже I—II тысячелетий завершилась этническая консолидация корейцев и японцев. Китайцы, называвшие себя «хань» (по имени императорской династии III в. до н.э.), постепенно освоили территории к югу от горного хребта Цинь-линь, где смешались с различными коренными народами. При этом они в свою очередь распадались на местные этнические группы, сильно отличавшиеся друг от друга. В Индокитае этнические территории вьетнамцев, бирманцев и тайцев расширялись за счет кхмеров и индонезийцев. С острова Суматра активно расселялись малайцы, которые первоначально освоили Малакку, а затем стали распространяться почти по всей Индонезии, взаимодействуя с родственными им другими группами индонезийцев и образуя при этом новые этносы. В первой половине II тыс. н.э. большое влияние на формирование этнической картины Европы и Азии оказали завоевания монголов, сопровождавшиеся перемещением на огромные расстояния целых этнических общностей. При этом резко усилилось смешение между народами разного происхождения и возникли предпосылки для формирования в Азии, на Кавказе и в Восточной Европе новых этносов. Примером такого рода этнических процессов может служить появление различных групп татар в Сибири, бассейне Волги и Камы, Крыму и других районах нашей страны. Вслед за монголо-татарами на Кавказ и в Малую Азию, а несколько позднее — и на Балканский полуостров проникли группы тюркских народов — огузов, родственных современным среднеазиатским туркменам. Они смешались с местным населением и сыграли существенную роль в формировании новых этносов, в том числе азербайджанцев и турок-османов. К концу XV в. в Азии, Европе и Африке сложились почти все этносы, существующие в наши дни. К числу важнейших этнических процессов XVI—XX вв. относится расселение русских в Сибири, частично на Кавказе и в Средней Азии. В отличие от многих других народов русские переселенцы почти никогда не отрывались от родного этноса. Однако их хозяйственно-культурная дифференциация на новых местах проживания и смешение с коренным населением часто приводили к возникновению новых этнических групп в составе самого русского народа. В это же время наряду с русскими в разные районы азиатской части нашей страны переселились значительные группы украинцев, белорусов, татар, мордвы и других народов. Эти переселенцы частично сохраняли свои языки, культурные особенности и самосознание, частично же постепенно сливались с местным более многочисленным населением (чаще всего русским). Таким образом, этническая картина мира на протяжении всей истории человечества отличалась высоким динамизмом, пестротой и разнообразием. Чтобы лучше осознать многоплановые этнические процессы, происходящие в мире, нужно использовать научную классификацию народов мира. Однако сложность, многовариантность, историческая изменчивость этнической картины мира обусловливают различные виды классификаций, которые по отдельности не дают исчерпывающей этнологической характеристики каждого отдельного народа. Рассмотренные же в своем единстве, различные приемы классификации позволяют более обстоятельно систематизировать этносы по широкому кругу признаков и тем самым получить более адекватную этническую картину мира. Исходя из совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типов этнической общности, общих особенностях быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно все народы разделить по следующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.
|