Лингвистическая классификация этносов
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) является, пожалуй, самой верной, поскольку она дает наиболее точное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих источниках происхождения той или иной культуры. Поэтому во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах и классификациях народы земного шара, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности. В соответствии с ним родственные по своему историческому происхождению языки объединяются в языковые группы и семьи (например, русский, польский, сербский и другие языки — в славянскую группу, а та вместе с германской, романской, иранской и другими группами — в индоевропейскую семью). Такая классификация применяется для группировки народов на этнических картах, что обусловлено языковым родством этносов, отражающим близость их происхождения, сходство культуры и т.д. Ведущая роль лингвистической классификации среди других вызвана непреходящим значением языка в жизнедеятельности этносов. Единый язык способствует однородному культурному влиянию, которое дополнительно усиливается тем, что язык употребляется с раннего детства, с момента становления человека как личности. Единство языка формирует чувство этнической солидарности между людьми. Кроме того, язык служит орудием мышления человека и определяет некоторые его особенности, прежде всего форму, т.е. использование как отдельных специфических понятий, так и целых смысловых оборотов, что позволяет членам одной этнической общности понимать друг друга буквально с полуслова. В результате родной язык становится одним из важнейших признаков этнической принадлежности, отражением общности исторических судеб говорящих на нем людей. Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические группы и общности (см. рис. 1 и 2). Причем только в редких странах люди разговаривают на одном общем языке, и напротив, есть страны, где одновременно сосуществует более 100 языков. В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределы территории своего происхождения. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. В то же время на общем языке могут говорить народы, которые имеют совершенно разное происхождение. Таким образом, языковая принадлежность и этническое происхождение — не одно и то же. Данное обстоятельство ставит перед этнологической наукой вопрос о соотношении этноса и языка. Известно, что исторически первой и основной формой языкового общения людей является разговорный язык, связь которого с этносом далеко не однозначна. В реальной жизни люди обычно говорят не на «языках», а на диалектах (наречиях), т.е. местных вариантах разговорного языка, возникших в результате исторических особенностей развития тех или иных частей этноса. При этом различия между диалектами нередко оказываются более значительными, чем между самостоятельными языками. Например, татары, башкиры, казахи и некоторые другие тюркские народы не объединены общностью языка, и каждый из этих народов имеет свой литературный язык. Однако в действительности эти языки, входящие в кипчакскую ветвь тюркской языковой группы, настолько близки между собой, что допускают почти свободное речевое общение людей, владеющих ими. С другой стороны, например, все немцы формально принадлежат к одной языковой общности и имеют один общий язык, но в действительности диалекты немецкого разговорного языка различаются более сильно, чем татарский и башкирский или русский и белорусский языки. Немцы, живущие на севере Германии, рядом с Нидерландами, свободно могут вступать в речевое общение с голландцами, говорящими на нижненемецком диалекте, очень близком к их родному языку, но с большим трудом поймут жителей Баварии, говорящих на верхненемецком диалекте. Другим вариантом несовпадения границ этноса и языка является билингвизм, когда представители одного этноса пользуются двумя языками, комбинируя их употребление в тех или иных сферах жизни. К числу таких этносов относятся прежде всего южноамериканские парагвайцы, которые произошли в результате смешения испанских поселенцев с индейцами, но в отличие от многих своих соседей сохранили индейский язык — гуарани. В настоящее время почти все парагвайцы говорят на обоих языках. Исследователи отмечают, что испанский язык в их жизни играет более видную роль в сфере образования и в официальном общении, а гуарани — в сфере быта и внеслужебном общении. К таким этносам можно также отнести люксембуржцев, издавна говорящих на своеобразном диалекте немецкого языка, но свободно пользующихся и французским языком. Все многочисленные случаи несовпадения границ языка и этноса, языковой и этнической принадлежности являются следствием различных исторических обстоятельств. Исходным же принципиальным обстоятельством в этом вопросе является совпадение этноса и сложившегося внутри него особого языка, или диалекта. Этнология допускает абстрагирование от частных проявлений принципиальной взаимосвязи языка и этноса, что позволяет группировать этнические общности по лингвистическому принципу при изучении их происхождения и описания. Тем более что зачастую языковая и этническая принадлежность совпадают, делая лингвистическую классификацию необходимой основой для идентификации этносов и этнических общностей, для изучения этнической картины мира. Вполне очевидно, что в основе языковой классификации лежат два главных критерия: язык и этническая принадлежность. Сравнительное языкознание, основываясь на анализе фонетики, грамматики и словарного состава (лексики), устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объединить языки в языковые семьи, являющиеся главными единицами лингвистической классификации при группировке родственных по происхож-дению языков. Такого рода языковые семьи сложились в процессе их развития из языка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно отличаться один от другого, но и не иметь много признаков, характеризующих их языковую семью в целом. По этой причине языки классифицируются не с точки зрения их современного состояния, а исходя из их исторического генетического родства. Например, родственные по происхождению русский, английский, персидский и другие языки относятся к одной индоевропейской семье, так как восходят к общему языку-основе. Но историческое развитие каждого из них шло своими путями, и сегодня непосредственное взаимопонимание между носителями этих языков невозможно. Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Наряду с языковым взаимопониманием этнология также учитывает осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации этот факт выражается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языках славянской группы индоевропейской языковой семьи, осознают исходное родство своих языков, даже если в прямом общении они не понимают друг друга. Соединение этносов в языковые семьи не означает, что тем самым появляются какие-то новые этнические подразделения. Этническую общность не образуют даже народы, говорящие на одном и том же языке. Родство языков в этнических процессах может означать и родство по происхождению. Основываясь на различных проявлениях языкового родства, ученые-лингвисты выделяют 12 основных языковых семей, охватывающих в совокупности 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты получили название диалектов (региональные варианты внутри какого-либо языка, употребляемые Рис. 1. Генеалогическая классификация языков
Рис. 2, Индоевропейские языки
ограниченной группой людей, принадлежащей к территориальной или иной общности). Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы, а возможно, и к более раннему времени. По мере ее возникновения шло выделение внутри ее языковых групп, ставших позднее языковыми ветвями данной семьи. Регионы, в которых происходило первоначальное формирование народов, говоривших на индоевропейских языках, точно не установлены, и по этому поводу существует значительное количество научных гипотез и предположений. Тем не менее в индоевропейскую языковую семью входят следующие ветви: славянская, балтийская, германская, кельтская, романская, албанская, греческая, армянская, иранская, нуристанская, индоарийская. Сейчас, конечно, родство языков, входящих в эти ветви, уловить довольно сложно, однако 3 тыс. лет назад на одном языке говорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше — славяне и немцы. Праславянский и прагерманский языки были братьями, оба они отделились от древнеевро-пейского языка. А тот, в свою очередь, вместе с индоиранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка. Данное "древо" индоевропейских языков представляет собой только одну из составных частей еще более грандиозной языковой системы так называемых «ностратических» языков. Ностратическими (от лат. nostra — наша) их назвал финский ученый X. Педерсен. По его мнению, эта гипотетическая макросемья изначально включала в себя все языки Евразии и Африки: индоевропейские, картвельские, семито-хамитские, уральские, тюркские, монгольские, тунгусо-маньжурские, корейские, дравидские и многие другие.
Вопросы для обсуждения 1. Что представляет собой этническая картина мира? 2. Каковы причины и основания для классификации этносов? 3. Какие классификации этносов применяются в этнологии? 4. Что означает классификация этносов по географическому признаку? 5. В чем сущность антропологической классификации этносов? 6. В чем заключается значение для этнологии лингвистической классификации? 7. Что такое хозяйственно-культурные типы и историко-этнографи-ческие области?
|