Студопедия — Армяне, греки и другие народы Причерноморья и Северного Кавказа в Приазовье и на Дону в XV - начале ХX в.в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Армяне, греки и другие народы Причерноморья и Северного Кавказа в Приазовье и на Дону в XV - начале ХX в.в.






Донские, нахичеванские армяне.

Заметную и весьма значительную этническую и социокультурную группу, ставшую устойчивой, титульной частью населения Донского края в дореволю­ционный период и в настоящее время являются донские, нахичеванские армяне.

Основным капитальным трудом подробно и полноценно осветившим процесс становления и развития колонии армян Дона, со времени её основания в 1779г. до революционных событий 1917г., остаётся многоплановое исследование В.Б. Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань». (Ереван. 1996г.). За последние 15 лет в ряде современных исследований, историко-этнографических очерках, научных статьях и публикациях: В.З.Акопяна, Т.Н.Абрамовой, М.Г.Багдыкова, В.Г.Вартаняна, С.С.Казарова, Н.В.Курасовой, М.Г.Нигохосова Б.Т.Ованесова, В.Н.Сидорова, С.М.Саядова, А.Е.Тер-Саркисянца, Р.Г.Тикиджьяна, Ш.М.Шагиняна, В.Ц. Худавердяна и других авторов были намечены новые подходы и даны оценки по дальнейшему изучению истории армян Юга России.

Специальных обобщающих исследований по этнокультурной истории донских армян практически нет. Пожалуй исключением здесь, по-прежнему остаётся уникальная работа Е.Шахазиза «Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб-Хач Нового Нахичевана.»(Тифлис 1903г., в переводе с армянского Ш.М.Шагиняна в 1986 была опубликована в 2005г.). Данная работа по своему значению имеет и источниковедческий статус для любого интересующегося историей и этнокультурныхми особенностями донских армян.

Выгодное географическое и геополитическое положение, мягкий и тёплый климат, плодородные Приазовские и донские земли дающее неограниченные возможности в торговле и развитии ремёсел, привлекали сюда армян ещё задолго до их компактно организованного переселения из Крыма в последней четверти 18 века. Есть свидетельства о пребывании армян в татарском Азаке и Тане в 14-15 в.в.Донским историком и краеведом Б.В.Чеботаревым установлены факты проживания армян в середине XVII в. в турецком Азове, где у них была своя церковь Иоанна Предтечи. По подсчетам П. Буткова к середине 17 в. при взятии Азова донскими казаками в 1636 году в нем насчитывалось 63 семьи армянских и греческих купцов. Известны так же и факты единичного включения армян в состав сообщества и сословия донских казаков в 16 - 19в.в.

Петр Первый, увидев в армя­нах полезный для развития Российского государства на­род, писал в указе от 2 марта 1711 года: «Армян, как возможно, приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Генералу Кропотову царь прямо предписывал: «Учини им редкое вспоможение, понеже мы оный армянский народ в особливу нашу в императорскую милость и протекцию приня­ли».

Однако, в нелегкое время петровского правления, армяне, компактно проживавшие в Крыму, так и не по­лучили реальных привилегий для закрепления в России. Новый период в русско-армянских отношениях насту­пил после победы России в русско-турецкой войне 1768 - 1774 годов. Императрица Екатерина Вторая решила про­должить экономическую борьбу с Оттоманской Портой, нанеся удар по ее главному союзнику на юге России - Крымскому ханству. Поскольку подати, собираемые с проживавших в Крыму греков и армян, составляли глав­ную статью доходов крымского хана, дальновидная императрица решила переманить греков и армян в Россию, создав им, как христианам, более благоприятные условия для жизни и деятельности, нежели в мусульманском Крыму. Тем более, что возникла острая необходимость в заселении вновь приобретенного, но пока безлюдного, благодатного Ново­российского края.

Уже 9 марта 1778 года, в указе князю Г.Потёмкину, императрица Екатери­на повелела «…живущих в Крыму греков и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и по­желают поселиться в Новороссийской и Азовской губер­ниях..., стараться всеми образами склонять и уговаривать их...» Энергичный Потёмкин через надежных людей на­чал секретные переговоры с духовными и светскими ли­дерами армянской общины в Крыму. Обещая самые бла­гоприятные условия для начала жизни на новых землях, князь просил армянское духовенство провести среди ар­мянского населения Крыма соответствующую агитацию. При этом Потемкин советовал в этой агитации упирать на то, что христианское армянское меньшинство, ущемлен­ное в Крыму мусульманским татарским большинством, на новом месте будет иметь полную свободу вероисповеда­ния, осуществляя судебную, полицейскую и исполнитель­ную власть по своим законам. Узнав о тайных перегово­рах Потёмкина с армянскими лидерами Крыма, хан пы­тался протестовать, но вынужден был смириться под дав­лением русской силы.

К лету 1778 года большая группа армян во главе с ар­химандритом Петром Маркосовым выразила желание переселиться на юг России. В своем письме из Бахчиса­рая на имя Екатерины Второй, от 16 июля 1778 года, они просили принять их «в вечное подданство Российской империи», прося указать их точное местопоселение. По­скольку армянские купцы с середины XVIII столетия с семьями жили близ Темерницкой таможни и хорошо зна­ли Нижний Дон, для их переселения из Крыма и были определены земли близ крепости Димитрия Ростовского. Депутация крымских армян во главе с Арутюном Богосовым и Карапетом Аслановым, прибыв сюда, осмотрела окрестности крепости, выбрав для переселенцев слободу Полуденку, на востоке от крепости Св. Димитрия Ростовско­го, и местности по рекам Самбек и Чалтырь. В августе - сентябре 1778 года из Кафы и некоторых других селений Крыма сюда, под охраной донских казаков, было вывезено 12598 армян. Снелегким сердцем и душой покидали армяне насиженные места, где оставались дома, церкви, цветущие сады, могилы предков и воспоминания о неспо­койной, но обеспеченной жизни.

Переселением армян на Дон руководил А.В. Суворов, под чьим началом находились тогда территории Дона и Кубани. Из-за чиновничьей нерадивости переселение со­вершалось в трудных условиях, когда не хватало фургонов, продовольствия, медицинской помощи, не было точ­но определено место их нового поселения. Попав в труд­ные условия, лидеры армянских переселенцев обратились к епископу российских армян Овсепу Аргутяну (Иосифу Аргутинскому), который в свою очередь обратился к Ека­терине Второй.

14 ноября 1779 года появилась Высочайшая грамота, в которой определялось, что «для удобнейшего поселения ва­шего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих селений округу крепости Св.Димитрия Ростовского, как границы оной с Донским Войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли в три тысячи десятин, для рыбных ловель тамошним обывателям четвертую часть Дона, из того, сколько оной реки в даче той округи состоит вверх от устья реки Темерника» Всего армянам было нарезано 20 тысяч десятин, а несколько позже - еще 8 тысяч десятин.

В декабре того же года переселенцы-армяне прибыли на отведенные им земли и начали строительство города На­хичевани-на-Дону (Нор-Нахичевань),по аналогии с древним армянским городом Нахичевань-на-Араксе. Кроме города, пересе­ленцы основали в отведенной им «округе» (север и севе­ро-запад от крепости Дм.Ростовского) еще пять се­лений: Чалтырь, Топти (Крым), Мец-Сала (Большие Салы), Покр-Сала (Малые Салы) и Несвита (Несветай).

Новые жители Донского края по царской грамоте по­лучили весьма значимые по тем временам привилегии. Армяне навечно освобож­дались от рекрутской повинности и от налогов - на 30 лет, они могли заниматься беспошлинной торгов­лей, на выгодных условиях основывать и владеть промыш­ленными предприятиями, заниматься различными про­мыслами, рыболовством. Им было разрешено строить храмы и осуществлять свободно и на родном языке религиозные обряды (ар­мяне – христиане-григорианцы), соблюдать национальные обряды и традиции.

21 апреля прибывший на Дон архиепископ И.Аргутинский начал торжества по закладке города. В церкви св. Богородицы он зачитал послание католикоса Симеона в честь основания города. Затем он освятил землю и в сопровождении торжественной процессии заложил четыре краеугольных камня в четырех крайних точках будущего города . На торжествах присутствовали комендант крепости Св.Дмитрия Ростовского, донские казаки, военный оркестр. «Раскаты орудийного салюта возвестили о знаменательном событии – основании нового города». Так армяне обосновались на гостеприимной донской земле.

Всеми делами Нахичевани и армянской общины Дона ведал образованный в 1789 году орган самоуправления - Магистрат, объединяв­ший исполнительную, судебную и полицейскую функции. В его состав входили: председатель, четыре заседателя и пять судей. Судопроизводство осуществлялось на основе «Армянского судебника», основанного на нормах нацио­нальной жизни и «Судебника» Мхитара Гоша XII - XIII веков, приспособленных к тогдашним условиям жизни дон­ских армян. Поэтому в городе не было тяжких преступле­ний: например, в отчете магистрата от 23 июня 1823 года с гордостью отмечалось, что «в течение последних 10 лет в округе Нахичевань никем из жителей ни одного убий­ства не учинено».

Город Нахичевань-на-Дону строился по проекту извес­тного русского архитектора, академика Ивана Егоровича Старова, участвовавшего в разработке планировки Пско­ва, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа, Екатеринослава, Херсона, Николаева.

Нахичевань по проекту Старова, утвержденного в но­ябре 1782 года, обращалась лицом к Дону. На площади размером 780 на 1175 саженей планировалось разместить население в 85 - 90 тысяч жителей. На главной площади нового города планировалось возвести собор, администра­тивные и торговые здания, семинарию, архиерейский дом с приходскими церквами вокруг центральной оси. Четы­ре меньшие площади, соседствующие с главной, носили названия: Базарная, Екатерининская, Полицейская и Бульварная. Прямоугольные кварталы города тянулись с севера на юг, ориентация основных улиц определялась с запада на восток. На донском побережьи для обслуживания судов должен был расположиться порт со строениями. Главная дорога города вела к собору Григория Про­светителя, заложенного в 1783 году, вторая дорога спус­калась от восточных ворот крепости Св. Димитрия Ростов­ского к Дону и к прежнему форштадту Полуденка.

Город быстро строился и рос. К 1781 году здесь числи­лось 337 каменных и 1711 деревянных домов, 2 церкви, 180 каменных лавок, заводов 9, и проживало 1040 куп­цов, мещан и цеховых, 4121 человек другого звания. В 1786 году на улице Федоровской (ныне улица Сарьяна) был освящен храм Сурб Теодорос (Святого Федора), а в 1807 году в Нахичеване открылся собор во имя Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), сооруженный по проекту И.Е. Старова. В 1783 году в городе открылась первая армянская школа. С 1802 года здесь начала функ­ционировать школа Лазарянов, в 1850 году открыла свои двери уездная школа, в 1857-м — женская школа А.А. По­повой, а в 1880-м году — ремесленное училище. Наибо­лее талантливые и состоятельные нахичеванцы обучались в Лазаревском институте в Москве и в вузах Петербурга.

В дореформенный период с 1811 по 1861г.г. г.Нахичевань и армянская сельская округа опираясь на национальное самоуправление и религиозные, культурные традиции, используя дарованные права и привилегии, связи с армянами зарубежья, развивались экономически и культурно весьма успешно и превратилась в полноценный процветающий город Юга России, явно опережая по всем показателям г.Ростов, Таганрог и Мариуполь. Одно из первых сведений о численности населения городов относят к 1782 г., тогда в Ростове числилось населения 1600, а по Нахичевани — 3000 человек. В 1806 г. у Ростова, а в 1811г Нахичевани-на-Дону появились свои гербы. 11 мая 1811 г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону — два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью Святого Д. Ростовского, получили первые генеральные планы, лично утвержденные императором Александром I. Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники — скот практически не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевани организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах. На наш взгляд именно этот период можно охарактеризовать как базовый для расцвета армянской колонии, сохранения её прав и привилегий, в том числе с учётом присоединения части Восточной Армении к России в 1828г., воссоздания в новых условиях устойчивого этнокорпаративного сообщества

Жители Нахичевани, получив значительные привиле­гии от правительства, успешно их реализовывали. В городе процветали: ювелирное производство, резьба по камню, сапожное, кожевенное, кузнечное, шорное ремесла, изго­товление серебряных и медных изделий, гончарное, вос­ковое, салотопное, шерстомоечное, кожевенное производ­ства, изготовление кирпича, черепицы, кафеля, извести.

В армянском городе работали и заводы по производству вина, водки и других спиртных напитков. В 1828 году нахиче­ванцы по Сенатскому постановлению получили во владе­ние богатый рыбой левый берег Дона от границы города до устья Темерника. Это дало им возможность успешно заниматься рыболовством и рыбопереработкой. Особое место в жизни города занимала торговля. Местные купцы широко и успешно торговали донскими, российскими и заграничными товарами.

Эту торговую особенность Нахичевани подчеркивали все путешественники, побывавшие здесь. Посетивший го­род в июне 1820 года, вместе с А.С. Пушкиным, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский отметил, что «...город армянский, Нахичеван называе­мый - пространный, многолюдный и торговлей весьма богатый». Семнадцать лет спустя в Нахичевани побывал член Петербургской и некоторых иностранных академий наук Анатолий Демидов. Он писал, что «Нахичеван - город замечательный по своей наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности», что «народонаселение Нахичевана отличается смышлено­стью и ловкостью в торговле» и «многочисленные магазины города наполнены прекрасными шелковыми тканя­ми и разными восточными, преимущественно персидскими, товарами».

Известный французский ученый-геолог Гомер де Гелл, побывавший в Нахичевани в 1840 году, писал о местных купцах: «Ничто не ускользало от их яр­кой сообразительности. Они вырабатывали все виды про­мышленных изделий и не удовлетворялись местной торгов­лей, которая полностью находилась в их руках. Не было во всей России ярмарки, куда бы нахичеванец не вывез на продажу своего товара».

Бурное развитие Нахичевани привело к тому, что к 1842 году он официально стал третьим городом Юга России по экономическим показателям, опережая Ростов-на-Дону и Таганрог.

Своего значения не утратил этот город и к началу реформ 1860 - 70-х годов. В отчете Таганрогского градоначальства за 1859 год читаем: «Нахичеван-на-Дону - один из лучших горо­дов Новороссийского края. Ведет значительную внутрен­нюю торговлю, имеет, в частности, несколько доходных кожевенных заводов и фабрик. Крестьяне Нахичеванского округа отличаются трудолюбием по отношению к ос­тальному населению. Градоначальство характеризуется не только богатством, но и своеобразным благосостоянием».

Новый период развития колонии донских армян, её трансформации и интеграции в местное сособщество хронологически, достаточно чётко определяется с 1861г.г. по 1917г.г. Это и прериод миграции особенно иногороднего неармянского, российского населения в Ростов и Нахичевань, в том числе и на земли донской армянской колонии. Он, в первую очередь, связан с серьёзными изменениями в правовом статусе, экономических и политических правах донской армянской общины, подъёмом экономической и культурной активности, постепенной урбанистической интеграции, объективного процесса слияния г.Ростова и Нахичевани-на-Дону в период либерально-капиталистической модернизации Юга России и Приазовья.

Этот период в жизни армянской колонии и её населения определялся непосредственным проведением государственных либеральных реформ, практической ликвидации армянской автономии, ограничением и фактической отменой привилегий армянской и других донских колоний, усилением капиталистической конкуренции, началом экономической и культурной интеграции и унификации г. Ростова и Нахичевани-на-Дону. Он по своему стал стал критической точкой для перспектив последующего сохранения самобытности этнического и социокультурного статуса армянской доской общности (в отличии от донских казаков).

Так с 1864 по 1875 г.г., (в том числе по закону от 1871г. регламентировавшим жизнь колоний и поселенцев в империи) жизнь и деятельность колонии донских армян была унифицирована по общероссийской схеме реформ: проведена отмена большей части налоговых льгот, особенностей суда и местного самоуправления, полиция переведена в Ростов, отменено освобождение от воинской службы, и др. Неоднократно на уровне высшей госбюрократии, официально обсуждался и вопрос о возможности слияния в один город Ростова и Нахичевани, переодически инициировавшийся ростовской торгово-промышленной элитой и лично ростовским Городским головой А.Байковым.

Отдельный важный этап развития с 1887г. по 1913г.г. связан с последствиями важной административно-территориальной реформы, проведённой по указу императора, присоединения уездов и городов Приазовья, в том числе г. Нахичевани с сельской округой, к Области Войска Донского. В новых условиях выстраивались отношения с донским войсковым Наказным атаманом и казачьим правительством г. Новочеркасска в составе созданного Ростовского округа. Постепенно завершался объективно обозначившийся, в период интенсивной капиталистической модернизации, процесс слияния г.Нахичевани и Ростова-на-Дону уже с первых лет ХХ века. Однако нахичеванцам пока удавалось сохранять определённую самостоятельность и самобытность, особенно в быту, семейно-брачных отношениях.

Резко изменился культурный уровень населения, из города где люди ходили в традиционных восточных одеждах, он превратился в европеизированный южнороссийский город, в котором пока ещё сохранялся и этнический колорит Востока, национальная неповторимая самобытность. При этом светские нахичеванские салоны и магазины уже мало чем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Всё менее заметными становились отличия этих городов друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре. Однако в сельской армянской округе эти процессы шли гораздо более медленно, сохраняя основы этнической и культурной архитипичной самобытности армянского населения.

Помнящие добро и благодарные императрице Екатерине Второй за свое благосостояние, нахичеванцы проведя сборы среди общественности, открыли ей 18 сентября 1894 года красивейший бронзовый памятник. Его установили в городском Александровском саду, на том месте, где, по преданию, ос­тановились первые переселенцы из Крыма. Скульпторы М.А. и М.М. Чижовы изобразили императрицу в полный рост. На лицевой стороне (западная часть) памятника шла надпись: «Императрице Екатерине II - благодарные ар­мяне», на восточной части еще одна надпись: «В царствование императора Александра III в 1894г.», а с боков имелись два барельеф-медальона, с портретом архиепископа Иосифа Аргутинского справа и герб города Нахичевань с датой 1779 г. – слева. Вокруг памятника шла чугунная в 16 секций ре­шетка-ограждение высотой в 60 сантиметров, с 4-мя стол­бами-фонарями по углам. Немного позже в 1899г. на средства армянских меценатов в городе был построен и открыт крупнейший, одиниз первых на Юге России театр.

Однако, упустив возможность провести к городу железную дорогу, которая прошла через Аксай напрямую к Ростову-на-Дону и порту, Нахичеван в 80-90-е годы Х1Х века постепенно уступил инициативу в торгово-промышленном предпринимательстве быстро развивающимуся соседу.

В начале ХХ века, к 1915 году, в Нахичевани проживало уже более 50 тысяч человек. В городе работали табачные, мыльные, химический и механический заводы, городские бойни, санитарный двор. В нём было 7 храмов, городской банк, театр, городская боль­ница, открылись многочисленные начальные и средние учебные за­ведения, типографии, разнообразные ма­газины, выходили газеты и журналы, ходили трамваи, функционировало электроосвещение.

Процветающими населенными пунктами Донского края в начале ХХ века являлись армянские села, основанные в 1780-х годах пер­выми переселенцами: Чалтырь, Большие Салы, Султан-Салы, Крымна реке Темерник, Несветайна реке Тузлов. «Живут они богато, так как владеют достаточным (около 7 десятин на кажд. муж­скую душу) количеством земли с отличною почвою, но хозяйство ведут самыми первобытными способами, даже мало пользуются машинами. Исповедуют армяно-григо­рианское учение христианской веры; священники пользу­ются большим уважением. Грамотность мало распростра­нена....В селах своих женщины носят национальную одеж­ду, с ситцевыми или иной материи шароварами, серебря­ными браслетами и монистами, мужчины же приближа­ются по одежде к крестьянам, хотя предпочитают длинные шаровары (брюки) с туфлями, иногда особый полу­кафтан. На голове - черный картуз».

К 1917 году в Чалтыре проживало более 7000 человек, в Султан-Салах - 1500, в Больших Салах - более 4000, в Несвитае - 1500 человек.

Следует особо выделить и этап 1914 - 1915 годов, когда, в условиях Первой мировой войны начавшийся кровавый геноцид, осуществляемый официальными турецкими властями, привел к массовому исходу армянского населения с родных земель. Одним из пунктов назначения во время исхода беженцев стал населенный армянами Нахичеван-на-Дону с прилегающими к нему армянскими селами. Так, 25 января 1915 года в Нахичевани было зарегистрировано уже 137 семей армян-беженцев в числе 495 душ. В дальнейшем поток беженцев ещё более нарастал.

Спасая свои жизни, беженцы бросали все нажитое ими в течение всей своей жизни имущество и прибывали в Россию на Дон практически ни с чем. В этих условиях перед Магистратом и местной армянской общиной встала сложная задача приема, размещения, трудоустройства, обеспечения продовольствием и теплой одеждой прибывающих беженцев. В октябре 1914 года создается Нахичевано-Ростовский-на-Дону Армянский Комитет, благотворительная организация, главным направлением деятельности которой стал сбор средств и оказание материальной помощи беженцам (причем не только армянам, но даже и айсорам), снаряжение добровольцев. Под эгидой Армянского Комитета в Нахичевани–на–Дону работал местный «Комитет о беженцах армянах», которому только с октября 1914 по сентябрь 1915 года Армянским Комитетом было выдано 3000 руб.

Таким образом, прибывшие на Дон беженцы-армяне находили у своих соотечественников самый теплый прием, значительно пополнив и без того одно из самых крупных этнических образований на российской и донской земле.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия