Опорочивании завещания на его защиту должны были встать послухи.
Обычай выработал свидетельствующую о большой предусмотрительности и юридической тщательности схему духовной грамоты1, соблюдаемую с незначительными отклонениями во всех дошедших до нас образцах. Первую и важнейшую ее часть составляет распоряжение основной массой недвижимого имущества с подробным перечнем документов и фактов, подтверждающих права завещателя. Попутно завещатель подтверждает ранее произведенные им отчуждения земель и обязывает наследников не претендовать на владение такими землями. Затем следует раздел «а где мне что дати или взя-ти», по которому наследникам передаются права и обязанности завещателя по договорам. Далее устанавливаются выделы, чаще всего в пользу жены, церкви. Встречаются в завещаниях такие элементы, как назначение опекуна над малолетними детьми, поручение исполнения завещания, а также защиты детей и матери, определение судьбы холопов (нередко освобождение холопов), субституты, условия, возложение обязательств на наследников и т. п. Для новгородских завещаний характерно расширение круга наследников2, вызванное укрепившимся сознанием личного характера права собственности и его независимости от общества и власти.; По Русской Правде, наследовали лишь дети завещателя,|ТГо новгородским грамотам— также родители и, в случае отсутствия детей, боковые родственики по выбору завещателя. 1Как и по Русской Правде, дочери не наследовали при наличии сыновей. Имущество делилось завещателем между сыновьями в натуре или передавалось им неделенное, в последнем случае каждому принадлежала равная доля. На сыновей по завещанию ложилась обязанность выдачи сестер замуж «по силе». Мать завещателя наследовала вместе со всеми своими внуками или с одним из них, если имущество делилось. Если завещатель не имел детей, он передавал имущество в род либо жертвовал его церкви или монастырю. В первом случае нисходящие родственники не обла- 1 См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 489—492. 2 См.: Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т. 3. С. 356; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 494. •——-_____________ 327 _____________—— дали преимуществами перед боковыми и никто из них не имел права на безусловное обеспечение. Очевидно, родители исключали своих детей в качестве воспреем-ников имущественных прав. Обычными наследниками из боковых родственников были братья, если братьев не было в живых — их сыновья. Известна духовная, по которой завещатель передает землю сыну своего брата в обход собственных внуков и других племянников1. Нередко часть земли шла на помин души в монастырь, а другая — братьям. При этом в монастырь, как правило, отдавались купли. Жена, по новгородскому праву, не являлась наследницей имущества мужа, она получала лишь «наделок» — обеспечение на остаток дней. В качестве наделка встречаются двор, села, деньги, отчисления в виде некоторой доли ренты с сёл, передаваемых монастырям. Жене возвращалось все то, что она принесла в дом покойного мужа в качестве приданого. Жена могла сохранить имущество мужа в своем владении, если она не вступала в новый бра,к и оставалась попечительницей сыновей-наследников. Под условием пребывания во вдовстве во главе семьи завещатель признавал жену «господарыней животу своему». В этом случае имущество или все целиком передавалось жене и детям, или жене доставалась конкретная часть имущества вместе с одним из сыновей, как правило — младшим. Если супруги не имели детей, муж ставил в завещании обеспечение жены в зависимость от ее пострижения. По духовной Климента (1270), его жена, в случае если бы она ушла в монастырь, получила бы !Д доходов с сел, передаваемых Климентом монастырю, в противном случае, монастырь должен был дать ей «нечто меньшее»2. В том, что пострижение бездетной вдовы перестало быть обязательным, исследователи (М. Ф. Влади-мирский-Буданов) видели рост прав женщин. Однако пребывание бездетных вдов в миру, не будучи абсолютно запретным, продолжало считаться нежелательным и, как показывает духовная Климента, сопровождалось имущественными санкциями. Как говорилось, дочери при наличии сыновей были лишены участия в наследстве. Однако практика выработала иные способы наделения дочерей землей. В поль-
|