Виды доказательств. Доказательствами по новгородскому праву служили: показания сторон, показания свидетелей, поличное, внешние признаки
Доказательствами по новгородскому праву служили: показания сторон, показания свидетелей, поличное, внешние признаки, присяга, послушество, грамоты и суды божьи. Среди показаний сторон бесспорное доказательственное значение имело личное признание. Как указывает Н. Л. Дювернуа, оно обыкновенно, если простиралось на весь иск, исключало необходимость суда4. Послушество и свидетельские показания принадлежат к числу спорных проблем древнерусского права, выходящих за рамки новгородской темы. Наиболее 1 Статья 13 Новгородской судной грамоты. 2 Ст. 10 Новгородской судной грамоты. 3 Ст. 11 Новгородской судной грамоты. 4 См.: Дювернуа Н. Л, Источники права... С. 391. -— -....._.___ 357 _________ убедительное, на наш взгляд, ее решение предложено Дювернуа. По Дювернуа, послух — фигура принципиально отличная от свидетеля, это лицо, готорое по ссылке истца и своему желанию отстаивает в процессе интересы истца совершенно независимо от того, видел ли и слышал ли он какие-либо доказательственные факты. Послух участвует в деле на правах стороны1 и в этом смысле приближается к ответчику (представителю). Не случайно Судная грамота в ст. 19 объединяет послуха и ответчика, предлагая им «на учане» крест целовать. Задача послуха заключалась в повторении слово в слово за истцом его версии и в отстаивании взамен истца своих слов всеми дозволенными средствами вплоть до судов божьих. Роль послуха была решающей2. К позиции Дювернуа, вскрывающей яркую специфику древнего института послушества в применении ее к новгородскому процессу республиканской эпохи, более точно — эпохи Судной грамоты, следует сделать только одну поправку, допускаемую им в отношении Московского государства. «В московском законе, — писал Дювернуа, — первоначальный смысл послушества утратился». То же частично наблюдается и в Новгородской судной грамоте. Послушеством называет она как разобранный Дювернуа древний институт — своеобразное поручительство, так и обычное свидетельство. Если в статьях, обязывающих послуха с ответчиком целовать крест в начале дела, а сторону, против которой вызван послух, уведаться с ним или с истцом в течение двух недель, мы видим послуха в том смысле, как его понимал Дювернуа, то ст. 23, допускающая возможность ссылки двух истцов на одного и того же послуха3, — явление совершенно невероятное, с точки зрения Дювернуа, мы имеем дело со свидетелем, ссылкой обеих сторон на одного свидетеля, известной и московскому праву в качестве решающего доказательства. Послухи, неизменно упоминаемые в частных нов- 1 Статья 35 Новгородской судной грамоты обязывает опослу-шествованную послухом сторону уведаться в двухнедельный срок с послухом или с истцом. 2 О послушестве у Н. Л. Дювернуа см. его; Источники права и суд в Древней Руси. С. 391—398. 3 «А кой истец скажет послуха далее ста верст, а почнет и другой истец слаться на того послуха, ино слаться на него». _____ 358 ________..._.. ____ городских грамотах в количестве нескольких человек1, также являются свидетелями сделки. Надо думать, что одинаковое наименование двух разных процессуальных категорий было не результатом юридической небрежности или неумелости, а следствием постепенного стирания граней между послу-шеством и свидетельством, которое отразил современный Новгородской грамоте московский документ — Судебник великого князя Ивана Васильевича, постановивший (ст. 67): «а послуху, не видев, не послушест-вовать». Мы полагаем, что при этой перемене специфика древнего послушества не была уничтожена сразу; послух все еще оставался послухом в трактовке Дювернуа, но он приобрел новое качество — он стал и свидетелем. Древний обычай, требовавший доверия к любому, кто под присягой вставал на защиту истца, в условиях феодального общества уже продемонстрировал свою несостоятельность. Теперь к замене истца в процессе допускался только очевидец спорного дела. Таким образом, послухи стали свидетелями, почему на последних и распространилось название послухов, отличие же их от обычных свидетелей, в котором сохранилась древняя природа послушества, заключалось в том, что они не ограничивались свидетельскими показаниями, но и активно участвовали в процессе, отстаивая интересы истца. Всякий свидетель (послух в новом широком смысле слова) мог стать послухом (в древнем понимании термина, в понимании Н. Л. Дювернуа), если на него сослался истец и если он хотел защищать правоту своих слов на поединке.
|