Послушество было более сильным доказательством, чем простое свидетельство.
Новгородская судная грамота устанавливает следующие правила послушества (кроме упомянутых выше ст.ст. 19 и 35): «А послуху на послуха не быть. А псковитину не послуховать ни одерноватому холопу. А холоп на холопа послух» (ст. 22). 1 Этому факту противоречит утверждение М. Ф. Владимирско-го-Буданова о том, что послух всегда выступал один, а свидетелей могло быть много. См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 621—622. -________________ 359 ________________ Акты — новый вид судебных; доказательств, получивших большое распространение-в; гражданских делах в связи с обычаем письменного оформления сделок1. Письменные доказательства не имели преимуществ над устными. Наиболее распространенный вид письменного доказательства — частные грамоты. Они не были бесспорны, и оформление грамот свидетельствует о попытке укрепить содержащиеся в них условия и сделать грамоту как можно более веским доказательством с помощью таких средств, как подписи, печати, наличие послухов, иногда подобие официальной регистрации. Однако и при наличии всех этих атрибутов грамоты оспаривались,— свидетели могли отказаться от подтверждения текста,; могла быть поставлена под сомнение подлинность грамоты. К тому же, как мы видели2, новгородцы заключали между собой сделки, ограничивавшие применение грамот, обязывавшие «старые грамоты лодрати» и т.п. Для новгородского процесса характерно критическое отношение к письменным доказательствам и оценка их в совокупности. Присяга. Новгородское судопроизводство знает вступительную присягу, которая являлась не доказательственным, а церемониальным действием, символизирующим добросовестность сторон безотносительно к предмету спора. Такую присягу — обязательство добропорядочного, честного поведения на суде — приносили не только тяжущиеся, их представители (ответчики), послухи, но и состав суда. Непринесение вступительной присяги истцом-заявителем влекло для него невыгодное последствие —обязанность доставки, на суд истца-ответчика своими средствами (формулируя это правило, Грамота говорит лишь о феодально-зависимом ответчике). Нежелание истца-ответчика поцеловать крест в начале дела вело к его обвинению. За исключением правил вступительной присяги и указания на обложение присяги пошлиной, известный нам фрагмент Новгородской судной грамоты не содержит иных постановлений на этот счет. 1 По мнению Н. Л. Дювернуа, акты начинают функционировать как судебные доказательства с XIV века. См.: Дювернуа Н. Л. Источники права... С. 400. : 2 См. раздел, «Земельная собственность» главы «Гражданское право». По аналогии с Русской Правдой и Псковской судной грамотой можно предположить, что в Новгороде иногда допускалось вторичное целование креста, имевшее большую доказательственную силу. Невозможно установить, кому предоставлялось право принести присягу— обеим сторонам или только одной из них и какой именно. Попытка М. Ф. Владимирского-Буданова решить этот вопрос неудачна. По его мнению, в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот присягали уже не обе стороны вместе и выбор между ними решался не жребием, а следующим общим правилом: ответчику предоставлялось право или самому принести присягу, или предоставить присягу истцу1. Правило это, которое за отсутствием материала не могло быть выведено из Новгородской судной грамоты, не соблюдается и Псковской судной грамотой, нередко руководствующейся не процессуальным, а социальным положением сторон. Чтобы убедиться в этом, сравним несколько статей Псковской судной грамоты. По ст. 42, если наймит-плотник, не закончив работы, уйдет от хозяина, а денег с него потребует за всю работу, как будто он ее выполнил, причем записи у них не будет, хозяину предоставляется право или присягнуть самому, или дать возможность присягнуть плотнику. Здесь правило Владимирского-Буданова соблюдено, оно охраняет интересы хозяина. Но ст. 102 гласит: «А который мастер иметь сочить на ученике учебного, а ученик запрется, ино воля государева: хочет сам поцелует на своёем учебном или ученику верить». Правило Владимирского-Буданова нарушено в интересах «государя» — мастера: применение присяги той или иной стороной зависит от усмотрения истца. Так же и в ст. 28. Отсутствие строгой дифференциации сторон, неопределенность специфики их процессуального положения, соединившись с казуистикой закона, создавали благоприятные возможности для решения вопроса о присяге в зависимости от социального положения сторон. Поскольку те же факторы действовали в Новгороде, не исключено наличие в нем и тех же последствий. Жребий. О жребии как судебном доказательстве го- 1 См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 625. ворит договор с немцами 1269 года: «А случится так, что придется давать показания двоим, немцу и новгородцу, и они сойдутся на одном и том же, то бросить им жребий и чей жребий вынется, тот прав в своем показании»1. В данном случае жребий служил заменителем присяги ввиду различия вероисповеданий спорящих сторон. Суды божьи. Поле. Из древних ордалий новгородские памятники упоминают только о поединке-поле. При возможности сторон отдать предпочтение любому божьему суду поединок, дающий наибольший простор личным качествам и предприимчивости сторон, вытеснил другие виды ордалий2 и процветал несмотря на противодействие церкви, впрочем, как и в отношении присяги, довольно нерешительное. Вместо сторон на поединке могли предстать ответчики (представители), послухи, наймиты3. Смертельные исходы поединков, видимо, не допускались приставами, чье присутствие было необходимо. Признаком правоты служило преимущество в битве. Поле облагалось пошлиной. Обращение к ордалиям имело доказательственный характер, но выделялось Новгородской судной грамотой в особую стадию процесса, так как означало переход от судов человеческих к суду божьему.
|