Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Позитивистская концепция истины – истина – опытная подтверждаемость знания.





Позитивизм в своей программе подчёркивал, что имеет смысл только то знание, которое проверено в опыте, причём опыт понимался как описание явлений, переживаемых, осознаваемых человеческой психикой, т.е. речь шла о чувственном опыте субъекта. «Чистый опыт», по Авенариусу, - это содержание человеческого сознания, «очищенное» от объективной действительности как его источника, от причинных связей, от ценностных и антропоморфических представлений. Основание подобной позиции строится на том утверждении позитивистов, что знания, научные законы – всего лишь фиксация сосуществования, зависимостей между явлениями в наших ощущениях. Как говорил родоначальник позитивизма О. Конт, наука и её законы отвечают не на вопрос «почему», а только на вопрос «как», субъект не должен стремиться к познанию скрытых глубин действительности, а анализировать, сопоставлять знания с данными своего сознания.

Неопозитивизм продолжил эмпирическую традицию позитивизма, пытавшегося свести (редуцировать) всё наше знание к элементам опыта, только видоизменил свою программу. Он разделил предложения на аналитические и синтетические. Синтетические предложения в отличие от аналитических описывают структуру внешнего мира и оцениваются на истинность. Однако внешний мир понимался в духе позитивизма как содержание наших органов чувств. Поэтому истинность предложения выводилась из соответствия его чувственным данным субъекта, или «факту». Этот процесс в неопозитивизме получил название «принцип верификации».

Возвращаясь к тем изменениям, которые претерпевает гносеология с конца XIX века и по сегодняшний день: переосмысление субъект – объектного отношения, самого субъекта и его активной роли в познании, становится понятным перевод проблемы истины с объективного плана - в субъективный. Примером тому служит и прагматическая концепция истины – истина – это полезность знания, его эффективность.

Основатель прагматизма Ч. Пирс ввёл принцип – теорию значения, согласно которой значение всякого знака (знания) заключается в совокупности практических последствий работы с ним. Такое знание считается истинным. Для его достижения необходима в первую очередь психологическая убеждённость, верование субъекта, причём, вопрос о соответствии этой веры реальности оказывается второстепенным. Последователи Пирса У. Джемс, Д. Дьюи свели реальность лишь к содержанию сознания субъекта, его опыту. Внешний мир – это всё то, что дано в опыте, что осмысливается и оценивается с точки зрения практической полезности.

Идеи конвенционализма и прагматизма широко вошли в постмодернизм. Постановка в центр мира субъекта, определение реальности через субъекта привело к пониманию истины как субъективной: истина для данного субъекта, полученная средствами этого субъекта в его опыте. Истина плюралистична, релятивна, зависит от целей и интересов субъекта, насколько успешна в его практической деятельности, в том числе и в конструировании им реальности. Поэтому истина есть скорее характеристика наиболее адекватного способа деятельности как её регулятор, а не слепок объекта. Поскольку способов деятельности много, постольку истин также много, необходимо лишь следовать определённым сообществом (коллективным субъектом) процедурам и правилам.

Вопрос о субъективном и объективном содержании истины представляет проблему, т.к. с одной стороны, истина субъективна, не существует помимо субъекта, зависит от него. С другой стороны, истинное знание неизбежно содержит объективную составляющую, которая не зависит от человека и связывает его с реальностью. Вопрос об объективности истины достаточно сложный, если учесть, что содержание зависит не только от объекта, но и от субъекта. Отсюда следует - объективность истины понимается с учётом ряда моментов:

1. Первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как идеальному, в котором материальное представляется.

2. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект никогда не может быть элиминирован (изгнан).

3. Субъективные моменты, которые содержатся в истине, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. Эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.

Учёт этих обстоятельств позволяет характеризовать истину с точки зрения её объективности.

Другие характеристики истины – это её абсолютный и относительный характер. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете. Возможность такой истины понимается как:

- результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

- окончательное знание определённых аспектов действительности;

- то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

- полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

Однако следует учитывать, что истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определённой конкретно – исторической форме. Поэтому истина всегда относительна как знание неполное, незавершённое, т.к. существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. Во – первых, следует учитывать историческую ограниченность человеческой практики, расплывчатость, приблизительность тех или иных знаний, изменчивость социокультурных и мировоззренческих оснований познания. Во – вторых, гносеологическая точность знания как мера адекватности теории носит интервальный характер, т.е. целостна, непрерывна в рамках определённого интервала (времени, теории, парадигмы и т.д.) и прерывна при переходе к другому интервалу. Иначе говоря, истинное знание может и не являться таковым в другом отношении. Например, переход от классической механики к релятивистской. Очевидно, что изменяются и развиваются сами объекты, изменяются навыки и правила деятельности субъекта, совершенствуются приборы и аппаратура исследования.

Из этого обстоятельства вытекает такая черта истины как конкретность. Истина конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Скажем, «вода кипит при 100 градусах Цельсия» правильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. И по отношению к социальным явлениям конкретность истины – непреложное условие в плане познания и регулирования общественной жизнью. Нельзя, например, авторитарно насаждать образцы одной культуры – другой без учёта её специфики, внедрять чуждые какой- либо общественной системе нормы и правила. Всё это может привести к сбоям, разрушению функциональной предназначенности системы.

В свете вышесказанного абсолютность истины имеет проблематичный характер. Абсолютность истины возникает лишь в системах жёсткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. Употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению чётких условий закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. Следовательно, значение абсолютной истины приписывается знаниям в том случае, когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, к тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности.

Истина многообразна и проявляет себя в различных аспектах.

Аксиологический аспект истины раскрывает её нравственно – этическую, эстетическую и праксеологическую сторону, связан с определением смысла жизни человека, значимости для всей деятельности человека. Истина как ценность, полезность.

Праксеологический аспект выделяется особо, в связи со значимостью истины в преобразовательной деятельности человека. Владея истиной, он успешнее осуществляет свою связь с внешним миром.

Помимо гносеологического содержания истина имеет ещё бытийственный аспект - онтологический. В истине фиксируется бытие, через его осмысление истина обретает как бы собственное бытие, значимость.

С понятием истины связано понятие заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Заблуждение вытекает из самого характера поиска истины: выдвижение предположений, догадок, гипотез о неизвестном всегда связано с предварительными представлениями субъекта на основе уже известного. Истолкование же области неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно. Кроме того многогранность самих объектов охватывается не сразу, чаще всего изучение строится односторонне, фрагментарно. Это приводит в дальнейшем к пересмотру знания на истинность, выдвижению новой истины. Предположения и гипотезы, неизбежные в поиске истины, сами по себе ни истинны и не ложны, просто одни более достоверны, другие менее. Субъект в силу своих интересов способен гипотетическое знание возводить в разряд истинного. В познании заблуждение играет различную роль: могут способствовать созданию проблемных ситуаций и служить дальнейшему развитию познания. Пример тому – алхимия. Оказавшись в целом заблуждением, способствовала становлению химии. Заблуждение может и увести в сторону от истины. В конечном счёте, только практика (в её конкретно – историческом развитии) способна отделить заблуждение от истины.

В отличие заблуждения ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

 

Раздел 6. ОСОБЕННОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1788. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия