Структура и основные проблемы философского знания
Отношение человека к миру, или субъекта к объекту как предмет философского анализа включает в себя ряд проблем, обеспечивающих разносторонний подход к рассмотрению этого отношения и обусловливающих структуру философского знания и его разделы. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия. 1. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования. • Первая философская проблема – Проблема бытия/небытия, объекта и субъекта, вопрос их первичности или вторичности по отношению друг к другу (первичность означает существование одного явления до, вне и независимо от другого) . • Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материальное». Для обозначения субъективной реальности – понятие «идеальное». • Основные направления классической онтологии: материализм, идеализм, дуализм • Материализм – философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало, сознание, субъективное – вторичным. • Исторические виды материализма: 1) стихийный (наивный) материализм древних (Аристотель, Демокрит); 2) метафизический материализм Нового времени (Гольбах, Ламетри, Фейербах); 3) диалектический материализм (Маркс, Энгельс) • Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное начало, идеальное, а материю считающее вторичной или отрицающее ее существование. • Виды идеализма: • Объективный идеализм: считает первичным и объективно существующим духовное начало (Абсолютную идею, Божественный или космический разум), порождающее материальный мир, который поэтому вторичен (Платон, Гегель, неотомизм). • Субъективный идеализм: считает первичным и определяющим сознание субъекта, а материальный мир – зависящим от него или вообще отрицает его существование (Беркли, Фихте). • Дуализм – философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания и утверждающее параллельность и независимость их существования друг от друга (Декарт). 2. Гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, об отношении знания к реальности, об условиях его достоверности и истинности. • Вторая важнейшая философская проблема – Познаваем ли мир? Суть проблемы познаваемости: способно ли сознание субъекта адекватно (правильно) отражать окружающий мир, или: соответствуют ли наши знания о мире самому этому миру? • Основные направления гносеологии: • Гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, т.е., утверждающее, что наши знания о мире могут соответствовать этому миру. • Гносеологический пессимизм – направление, отрицающее познаваемость мира или сомневающееся в возможности его познания. • Разновидности гносеологического пессимизма: – Скептицизм – сомнение в правильности познания мира (Юм); – Агностицизм – каждое явление – «вещь-в-себе» (И. Кант); познание – это «трансцензус» – переход от знания явления к знанию сущности, который не может быть осуществлен, ибо мы никогда не будем знать, какой вещь является сама по себе. 3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания • Третья важная философская проблема – Проблема поиска наиболее оптимального метода познания объекта субъектом • Два основных метода философии: диалектический и метафизический – они альтернативны, взаимоисключают друг друга, базируются на противоположных принципах. • Диалектика: в ее основе – принцип всеобщей связи; принцип развития • Метафизика: для нее характерны: разрыв связей; отрицание или извращение развития 4. Праксиология – учение о практике • Четвертая философская проблема – Проблема активности, целеполагания и деятельности субъекта по отношению к объекту; проблема практики. • Практика – материально-предметная деятельность субъекта, в результате которой происходит изменение объекта.
|