Студопедия — Эволюция понятия материи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюция понятия материи






1. На первом этапе представления о материи в античной философии связывались с поиском некоего субстрата – конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась той или иной природной стихии. Изначально под материей понималась первичная субстанция, своеобразный «строительный материал», из которого возникают конкретные вещи. На первых порах роль такого субстрата отводилась простым природным явлениям – «стихиям»: воде, воздуху, огню, земле, из которых (в различных сочетаниях) якобы возникали все вещи мира (Милетская школа). В частности поэтому философию древних называли «стихийной» и «наивной».

Позднее философская мысль древности переориентировалась на выявление субстанции, представленной в виде множества неизменных и неделимых первоначал. В учении Левкиппа и Демокрита материя начинает отождествляться с атомами мельчайшими частицами, неизменными и неделимыми, вечно движущимися в пустоте. Бытие множественно и находится в непрерывном движении. Небытие, пустота является предпосылкой движения атомов. Движение атомов не зависит от божественного или человеческого разума и определяется исключительно механическими причинами. Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир представлялся гигантским механизмом, управляемым законами движения. Учение Демокрита оказало серьезное влияние на становление научного знания. Атомистическая модель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давала количественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения с помощью математики, но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет, вкус, запах и другие, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этот недостаток Демокрит пытался преодолеть в теории познания путем введения атомов-посредников, эйдосов.

2. На втором этапе субстанциальный подход к пониманию материи получил свою реализацию в новоевропейской философии (17 в.). Во-первых, в его рамках материя наделялась рядом атрибутивных физических свойств – массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью – представления о которых во многом были связаны с развитием естествознания. Согласно мнению новоевропейских философов, носителем этих свойств выступали вещественные образования (корпускулы, атомы и т.д.) Такое понимание материи в философии оптимально соотносилось с вещественно-субстратным подходом, служившим методологическим основанием научного поиска, и аналитическими методами исследования, господствовавшими в естествознании этой исторической эпохи.

Во-вторых, принципиально новый подход к понятию материи намечается на основе ее противопоставления человеческому сознанию: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства«(П. Гольбах). Сама материя – это первичное вещество, обладающее свойствами устойчивости и сохранения, вечно существующая общая основа многообразных предметов и явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движенияатомов – мельчайших неделимых частиц, из которых, как слова из букв, строится все многообразие сущего. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению.

Такое понимание материи было все еще свойственно ученым и на рубеже 19-20 вв., когда происходит так называемая революция в естествознании, обострившая интерес к проблеме материи в философии и науке. В ходе этой революции были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц. Важнейшие из этих открытий – открытия делимости атома и электрона, входящего в его структуру. Эта частица оказалась значительно меньше атома, а его скорость – сравнимой со скоростью света (скорость света – около 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса электрона не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А так как в то время под материей понималось все вещественное, обладающее постоянной массой, то изменение массы электрона привело к мысль, что электрон не материален, атом «дематериализуется», а материя исчезает. Такому заключению способствовало и открытие радиоактивности – свойства некоторых химических элементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение настолько интенсивно, что радий при этом теряет массу. На этом основании некоторые физики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.

Так возникает физический идеализм. Физик-философ Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не вещами, что атомы реально не существуют, а различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.

Распространение идеалистических взглядов среди физиков объяснялось, в частности тем, что многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами. Вместе с тем признание материальных объектов неизменными – это основной принцип метафизического, механистического материализма. Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к идеалистическому выводу об исчезновении материи. На самом деле открытия в физике означали, что не материя исчезает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи.

3. На третьем этапе указанные обстоятельства во многом обусловили необходимость выработки нового определения материи, которое отвечало бы изменившимся реалиям научной и социальной практики. Поскольку главной причиной, вызвавшей необходимость перехода к новому пониманию материи, выступает кризис методологических оснований физики на рубеже веков, в рамках диалектико-материалистической концепции были разведены конкретно-научный и философский подходы к пониманию материи. Продолжая традицию, наметившуюся еще в новоевропейской философии (например, у П. Гольбаха), марксистская философия подошла к дефиниции материи через ее отношение к сознанию. В качестве основания философского представления о материи В.И. Лениным было выделено единственное всеобщее свойство вещей, явлений и процессов – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от какого бы то ни было духовного начала. Главным критерием материального сущего становится его свойство быть объективной реальностью. Этим качеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи, отношения. Мир есть бытие множества материальных явлений, отличающихся друг от друга, но существующих вне сферы духовной реальности, т.е. объективно.

Марксистское понимание материи позволяло расширить границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также их свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, все глубже познавая свойства неживой природы, наука выявляет и такой вид материи, как «и вещество, и поле» (например, фотоны света, обладающие одновременно свойствами и того, и другого). Более того, материалистическое понимание истории позволило выявить и такой вид материи, как общество«не вещество и не поле».

Таким образом, как бы ни изменялись взгляды на строение материи, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии, социологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит дляобозначения объективной реальности. Так формируется новая концепция материи, ориентированная на полный охват ее атрибутов (неотъемлемо присущих свойств). Материя (лат. materia – вещество) – «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»). Это классическое понимание материи позволяет сформулировать следующее ее определение: Материя есть философская категория для обозначения всеобщего свойства вещей и явлений существовать объективно, т.е. до, вне и независимо от сознания. Это определение позволяют выделить особенности и основные свойства материи. Во-первых, материя – не первооснова и не вещество; это свойство вещей и явлений. Во-вторых, главное атрибутивное свойство вещей и явлений – существовать объективно, т.е. быть материальным = быть объективной реальностью = существовать до, вне и независимо от сознания. В-третьих, материя – не только свойство, но и субстанция, выступающая носителем этого свойства.

Объективность – главное, но не единственное свойствоматерии. Необходимо отметить другие важные свойства материи:

– способность к отражению и познаваемость;

– несотворимость и неуничтожимость;

– бесконечность вширь и вглубь;

– системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация.

Системно-структурная организация материи может быть представлена с помощью таких философских категорий как “система”, “элемент”, “структура”, “часть”, “целое”, отображающих разные аспекты взаимосвязи отдельных фрагментов материального мира. Структурная организация материи представляет собой систему некоторых элементов, организованных в единое целое с помощью структуры. Категория «система» (составленное из частей) обозначает объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его целостность. Категория «структура» (расположение, строение, порядок) обозначает внутреннее устройство предмета, способ расположения элементов устойчивых связей и отношений между элементами. Категория «элемент» обозначает составную часть целого (объекта).

Системно-структурный подход позволяет придти к следующим положениям:

1) мир как системное целое состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объектов ― материальных явлений (образований);

2) в этом множестве могут быть выделены большие классы объектов, обладающих общими структурными свойствами ― виды материи: вещество; поле; и вещество и поле; не вещество и не поле…

3) более детальный анализ обнаруживает в организации бытия структурные уровни.

Структурные уровни материи – это группы объектов, обладающие:

– одинаковым принципом построения объектов;

– одинаковой природой связи между их элементами;

– общими существенными свойствами объектов и законами их бытия.

На основе этих признаков в организации больших сфер реальности выделяют такие классы реальностей, как физическая, химическая, биологическая, социальная и структурные уровни.

В области неживой природы это: субмикроэлементарный и микроэлементарный уровни (элементарные частицы и взаимодействия полей), ядерный и атомарно-молекулярный уровни, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактик и Метагалактики.

Виды живой материи представлены уровнем биологических макромолекул, клеточным и микроорганизменным уровнями, уровнями органов и тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы.

В обществе выделяются: отдельный индивид – семья – группа – коллективы разных уровней – социальные группы (классы, страты) – род – племя – народность – нация – этнос – раса – отдельные общества – государства – союзы государств – человечество в целом.

Между всеми структурными уровнями существует генетическая связь: каждый более низкий уровень является основой для формирования более высоких уровней. Объекты относительно низких уровней и законы их функционирования входят в качестве элементов в более высокие системы.

Вопросы и упражнения

1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями: материя, природа, вещество?

2. Ознакомьтесь с ходом эволюции понятия материи в античности и найдите отклик предположениям древних философов в современной науке

3. Выделите из следующих суждений наиболее правильные. Аргументируйте свой выбор.

А. Все вещи и их свойства материальны.

Б. Все, существующее вне нашего сознания, есть материя.

В. Все вещи состоят из материи.

Г. Вся материя состоит из вещей.

4. Какие концепции строения материи существуют в современной науке?

Вопрос 7. Пространственно-временная организация бытия.

Основные концепции пространства и времени

К числу важнейших характеристик Бытия относится его пространственно-временная определенность. В обыденно-житейских представлениях пространство и время есть нечто очевидное, в какой-то мере известное каждому. Однако на протяжении всей истории философии и науки к проблеме пространства и времени мыслители и ученые- естествоиспытатели относились как наиболее сложной, неоднозначной. В настоящее время нельзя решать ее без опоры на достижения современной науки, причем не только на достижения естествознания, но и данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный.

В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались в качестве универсальных и абсолютных форм бытия. Они либо соотносились с духовным началом (Г. Гегель, И. Кант, Дж. Беркли), либо рассматривались в качестве вечных и неизменных вместилищ материальных предметов (И. Ньютон), не зависящих от них. Сторонники субстанциального подхода (Демокрит, Эпикур, Декарт, Ньютон, Бруно, Галилей) считали время и пространство отдельной самостоятельной реальностью (наряду с материей), самостоятельными субстанциями, особыми сущностями, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, которые помещены в них как в «чистую протяженность».

Пространство понималось как пустота или однородный, изотропный эфир, неизменный в безграничном космосе.

Время считалосьравномерным, неизменным, с периодом, равным циклу обращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

В рамках реляционного подхода пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Сами по себе, вне этих отношений и их носителей и независимо от них пространство и время не существуют. Сторонники диалектического (реляционного) (от лат. Relatio — отношение) подхода (Платон, Аристотель, Лейбниц, Гегель, философия марксизма, Эйнштейн, Пуанкаре) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. При этом пространство понимается как отношение между сосуществующими фрагментами бытия, а время – как отношение между сменяющими друг друга его проявлениями. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в которой:

время — форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность (размеры), структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно между собой взаимосвязаны: то, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. А. Эйнштейном, подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи – и перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в реальности существует единое пространство-время как континуум отношений и разного рода взаимодействий в системах материальных образований. Отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые они по-разному расщепляются в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их существующими отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместимость, что легче установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя. Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, но их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей. Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Пространствоформа существования материи, выражающая:

Протяженность – способность объектов занимать определенный объем (ширина, длина…);

• свойство объектов иметь определенную форму: внутреннюю – структуру и внешнюю – конфигурацию.

структурность;

сосуществование (взаимное расположение объектов – снизу, сверху, рядом и т.д.);

взаимодействие элементов во всех материальных системах.

• такие свойства как трехмерность, разнонаправленность и обратимость.

Время – форма существования материи, выражающая:

продолжительность существования предметов, процессов; длительность фаз, ступеней;

последовательность состоянийобъектов, событий, процессов материальных систем;

смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем;

скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно…);

• такие свойства как одномерность, однонаправленность и необратимость.

В рамках этих концепций представления о пространстве и времени (т.е. их понятийное воспроизведение)называют концептуальным пространством и временем.

В обеих концепциях пространство и время рассматриваются как независимые от человека объективные реальности.

Сегодня современная наука и философия обсуждают вопрос о специфическом многообразии пространственно-временных отношений в различных сферах бытия. Наряду с так называемым физическим пространством-временем, хорошо изученным современной физикой и космологией, особый интерес исследователей привлекает специфика биологического пространственно-временного континуума, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). Таким образом, выделяются следующие типы пространства и времени:

1. реальное (физическое) пространство и реальное (астрономическое) время.

3. биологическое пространство-время,которое определяется компоновкой вещества, последовательностью и характером биохимических и физиологических процессов;

4. социальное (социально-историческое) пространство-время, в соответствии с которым в определенные исторические эпохи воспроизводится образ жизни людей, характерный для данной эпохи;

5. перцептуальное пространство-время,выражающее пространственно-временные отношения объектов и процессов через призму чувственно-эмоционального восприятия их в сознания человека.

Вопросы и упражнения

1. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:

А. Пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга.

Б. Пространство и время неразрывно связаны с материей.

В. Пространство и время предшествуют материальным процессам.

Г. Пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи.

Д. Время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.

2. Почему необратимо время? Что такое объективное и субъективное время?

3. Что означает однонаправленность времени? Куда и откуда оно «направлено»?

4. Н.А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал, что «для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы». Определите вашу собственную позицию.

 

Вопрос 8. Движение как атрибут материи.

Философия и наука о многообразии форм движения материи.

Движение и развитие. Движение и покой

Динамическая организация материального мира проявляется в важнейшем атрибутивном свойстве материи – ее изменяемости. Свойство это состоит в том, что любое конкретное явление (и материальное, и идеальное) находится в постоянном изменении, которое выступает способом его существования. Иными словами, бытие существует, только изменяясь. В онтологии изменение как специфика и способ бытия описывается с помощью категорий движение, покой, развитие.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия