Студопедия — Понятие педагогической антропологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие педагогической антропологии






 

Понятие “педагогическая антропология” в научный обиход ввел К.Д.Ушинский. Он использовал его при обсуждении вопро­сов о педагогической науке и практике подготовки педагогов. К.Д.Ушинский обсуждал вопрос о статусе педагогики, о том, есть ли специальная наука воспитания. Он считал, что педагоги­ка, наряду с медициной и политикой, не может быть названа наукой в строгом смысле слова, так как своей целью имеет прак­тическую деятельность, а не мир явлений природы или челове­ческой души. К.Д.Ушинский называл педагогику искусством, а не наукой воспитания. Из этого вытекало, что “педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил вос­питательной деятельности”.

В этом смысле, указывал К.Д.Ушинский, педагогика соот­ветствует терапии в медицине. Но как было бы нелепо для меди­ков ограничиться изучением одной терапии, так было бы нелепо для воспитателей ограничиться изучением одной педагогики как собрания правил воспитания. “Не можем мы назвать педагогом того, — писал К.Д.Ушинский, — кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещенными в этих “педагогиках”, не изучив тех явлений природы и души чело­веческой, на которых... основаны эти правила и наставления”15. Автор отличает “педагогику в обширном смысле, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил”.

Педагогика в широком смысле, по мысли К.Д.Ушинского, должна включить в себя совокупность наук, способствующих обоснованию целей и средств воспитания. Определению целей воспитания должны способствовать философия, психология, ис­тория. Знания средств достижения педагогических целей содер­жат антропологические науки, т.е. науки, изучающие человека. К их числу К.Д.Ушинский относил анатомию, физиологию и пато­логию человека, психологию, логику, географию, изучающую землю как жилище человека и человека как жильца земного ша­ра, статистику, политическую экономию и историю как историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, ис­кусств, воспитания.

Науки, изучающие физические, физиологические, душевные и духовные особенности человека, К.Д.Ушинский относил к ин­дивидуальной антропологии. Другую совокупность антрополого-педагогических наук должны составить науки, изучающие чело­веческое общество с педагогической целью. По аналогии с инди­видуальной антропологией мы могли бы назвать их обществен­ной или социальной антропологией.

Соответственно более универсальной представлялась КД.Ушинскому подготовка педагогов: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Он полагал, что в университетах должны быть открыты особые педагогические или антропологи­ческие факультеты. Эти факультеты основной целью имели бы “изучение человека во всех проявлениях его природы со специ­альным приложением к искусству воспитания”.

До 1917 года “Педагогическая антропология” К.Д.Ушинско­го многократно переиздавалась, использовалась как основное пособие в педагогических учебных заведениях. В советский период развития педагогической науки идеи К.Д.Ушинского о педагогической антропологии были прочно забыты, а массовое издание его педагогических сочинений осуществлено лишь в 1988—1990 гг. Педагогическая антропология как система человековедческих дисциплин в нашей стране не была создана.

Антропологические идеи активно разрабатываются в зарубежной педагогике. В 1928 году вышел труд Г.Ноля “Педагогиче­ское человековедение”, где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять со­бой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности. Воспитание (образование) понималось Г. Нолем как изначально присущий человеческому бытию атрибут и выводилось из специфики человеческого суще­ствования, из природы самого воспитуемого. Он полагал челове­ка пластичным существом, способным к саморазвитию, к осуще­ствлению поиска своего призвания в процессе воспитания. Вос­питатель только тогда сможет обеспечить развитие задатков, спо­собностей воспитанника, когда он будет обеспечен надежным инструментарием, взятым из различных наук о человеке. Много­образие человековедческих наук должно создать целостный педа­гогический образ человека.

Г. Ноль заложил основы и наметил принципы антропологи­ческого подхода к образованию человека. Его последователи раз­вили и конкретизировали идеи педагогической антропологии (О.Больнов, В.Лох, Г.Рот, И.Дерболав, А.Флитнер, МЛангефельд, М.Бубер, Х.Виттич, Г.Файль и др.).

Главным для педагогического антрополога является вопрос о сущности человека и его образовании. По мысли О.Больнова, эту сущность нельзя понимать как неизменную и заданную на все времена: педагогика не должна ориентироваться на завер­шенную картину человека, так как это закрывает ей взгляд в бу­дущее. “Открытость” сущности человека мировоззренческая основа свободы действий для воспитателя. Обучение и воспита­ние определяются как категории человеческого бытия и вне че­ловека не мыслятся.

Антропологический взгляд на образование должен создать новый тип педагогики. Ее главной задачей должно явиться по­нимание сущности воспитания с позиций философской антро­пологии. Для педагогической антропологии “открытым вопро­сом”, как полагал В.Лох, становится процесс воспитания, и она должна понять воспитательную обусловленность человека.

В понимании И.Дерболава, педагогическая антропология — это одна из научных дисциплин в системе наук об обучении и воспитании человека, своего рода теория педагогической дея­тельности. Она изучает и обосновывает возможности воспита­ния вообще. Помимо педагогической антропологии имеют право на существование дидактика, методика. Педагогическая антропо­логия не исследует конкретные педагогические проблемы, а выступает как методология наук о воспитании. В то же время педа­гогическая антропология обобщает биологические, психологиче­ские, социологические данные о бытии человека в образователь­ном процессе.

Г. Рот также понимал педагогическую антропологию как интегративную науку, обобщающую различные научные знания о человеке в аспекте воспитания, в том числе и педагогические. В то же время педагогическая антропология — это не дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя на­учные результаты о человеке в процессе воспитания. Особое ме­сто в системе антрополого-педагогических наук отводится психо­логии. Согласно Г. Роту, психологическое исследование воспита­ния в определенной мере равнозначно интегративной педагоги­ческой антропологии. Но существует специфика психологиче­ского и педагогического взглядов на человека и его воспитание:

психология изучает человека реального, каков он есть сам по себе;







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия