Наука как объект методологии
Слово «наука» буквально обозначает «знание». Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. (В.Дружинин) Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых законов. Идеал научного поиска – теоретическое объяснение действительности. Способ получения знаний о действительности – научное исследование. Современная наука многоаспектна и многогранна. Она разделяется на множество отраслей знания (частных наук) в зависимости от той стороны реальности, которую они изучают. Частные науки различаются прежде всего по своему объекту. Объект науки – это та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Объект часто фиксируется в названии науки (геология, биология). Ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте, т.к.:
Поэтому от объекта науки отличают её предмет – то, какими сторонами представлен в науке объект. Предмет может формироваться вместе с наукой и фиксироваться в её категориальном аппарате. Объект и предмет науки не совпадают. Предмет не отражает всех свойств объекта, но может включать то, что в объекте отсутствует (алхимия – трансмутация металлов). Можно сказать, что развитие науки – это развитие её предмета.
Классификация наук Современная наука представляет собой совокупность многочисленных научных дисциплин. Существуют различные способы их классификации.
Отношение общества к науке, понимание её роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях – сциентизм (scientia – наука) и антисциентизм. С в своей основе имеет представление о науке как наивысшей культурной ценности. А подчёркивает ограниченность возможностей науки. Методологическая основа А воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки. Представители таких концепций, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают науку как враждебную человеку силу. Обе позиции содержат ряд рациональных моментов. Но крайние позиции непродуктивны, они отрицают внутреннюю взаимосвязь, заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге.
|