Пьеса — это всегда такое стечение фактов, обстоятельств и отношений,
которое неизбежно должно вызывать конфликт: стремясь к достижению
какой-либо выгодной для себя цели, человек сталкивается с другими людьми,
интересы которых противоречат этому стремлению. Поэтому действия героя
встречают сопротивление, которое перерастает в противодействия его
намерениям. Так возникает конфликт.
В каждой пьесе, как и в жизни, каждый из действующих персонажей
стремится как можно комфортнее обустроить свое бытие, и вследствие этого
он сталкивается с другими лицами, которые становятся его конкурентами в
борьбе за место под солнцем.
Режиссеру важно понять в каждой конкретной пьесе природу конфликта.
Уяснить причину этих столкновений, понять мотивы и намерения
каждой из конфликтующих сторон — это значит заглянуть в самую
сердцевину пьесы, проникнуть в глубь событий пьесы, постигнуть
замысел драматурга.
Первотолчок к действию дает драматический конфликт. Он
служит и источником, и стимулятором действия. Он выявляется в
борьбе интересов, в разладе характеров и страстей. Он определяет развитие
действия и движение сюжета. В каждом повороте и сдвиге сюжета, в каждом
событии, можно проследить воздействие основного конфликта пьесы. Он
может обостряться и ослабевать. В финале пьесы конфликт, так или иначе
разрешается.
Конфликт — пружина, движущая развитие драматургического действия,
и в то же время — основное средство развития или раскрытия
характеров.
Итак, основой драматургического произведения является конфликт
— целостное действие, прослеживаемое от истока до завершения,
возникающее в результате волевых усилий персонажей, которые,
стремясь к поставленным целям, вступают в единоборство с другими
персонажами и объективными обстоятельствами. В конфликте мы
выясняем основной вопрос: за что идет борьба?
Традиционная внешняя форма пьесы — чередование диалогов и
монологов, сопровождаемое авторскими ремарками, - еще не гарантирует
драматургического произведения, если в нем нет внутреннего конфликта,
отсутствует действенная основа. Крайне важно уметь отличать конфликт—
столкновение интересов — от спора, столкновения точек зрения и даже
мировоззрений, если они не выходят за пределы умозрительности.
«Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не
только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая
приобрести друг над другом верх, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души, и когда через
это в споре высказываются их характеры, а конец спора ставит их в новые
отношения друг к другу, — это уже своего рода драма» (В.Г.Белинский)
Драма вне конфликта невозможна. Конфликт знаменует собой высшую
ступень проявления драматических противоречий. Его возникновению
предшествует образование драматических коллизий. Коллизия — еще не
конфликт, а лишь драматическая ситуация, обеспечивающая его
неизбежность. Коллизию создает стечение обстоятельств, событий,
конфликт возникает в результате решения героя.
Коллизия ставит героя пьесы перед необходимостью волевого решения—
выбора пути, и в соответствии с этим — дальнейших действий. Момент
принятия героем решения и становится <<формулой перехода» от коллизии
к конфликту.
Конфликт — понятие идейное, мировоззренческое. Конфликт—
материализованная идея, она живет в характерах и языке персонажей, в
конструкции пьесы, в особым образом, отобранных обстоятельствах.
Конфликт носит социально-нравственный характер; имеет
историческое содержание. Конфликты, типа чувство и долг, насчитывают
тысячелетия, но погруженные в определенную социальную среду и
обстоятельства всегда звучат по-новому. Поэтому необходимо разобраться
во всех сложных взаимоотношениях героев вплоть до самой последней
точки.
Конфликт бывает персонифицированным, т.е. когда обнаруживается
лагерь сквозного действия и лагерь контрдействия.
Конфликт может быть не персонифицированным, он как бы проходит
через героя — герой и среда.
Существует еще и другая литература, когда есть столкновения между
людьми, относящимися друг к другу с любовью. Внешних обстоятельств,
обостряющих отношения, как бы нет. Конфликт происходит в них самих, он
раскрывается изнутри и вырастает из разности их отношения к жизни.
Конфликт реализуется сквозным действием. Сквозное действие
отыскивается в поступках, действиях персонажей.