Застольный период работы над спектаклем.
Триединая роль режиссера Режиссер, в переводе с французского — «дающий направление». Он по праву считается Владимир Иванович Немирович-Данченко оставил нам стройное учение о творческой роли «Режиссер — существо трехликое, - отмечал он в своей книге «ХХз прошлого»: 1. режиссер — толкователь,он же — показывающий, как играть; так что его можно назвать 2. режиссер — зеркало,отражающее индивидуальные качества актера; 3. режиссер — организатор всего спектакля». Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя 'непосредственно Говоря о функциях режиссера, с замечательной точностью определяя каждую из них, «Режиссер — толкователь и в ту же минуту — едва лишь актер начал пробовать В функции толкователя режиссер реализует свой аналитический дар и умение заражать Но когда идея постановки принята коллективом, взаимоотношения найдены, фарватер Определяя вторую функцию режиссера-зеркала, -Владимир Иванович говорил о его Третья функция режиссера — режиссера-организатора — заключается в том, чтобы слить
Основные этапы работы режиссера с актерами над спектаклем Застольный период работы над спектаклем. Застольный период — первый этап совместной работы режиссера с актерами. Основные задачи застольного периода: глубокое изучение идейного содержания пьесы, ее образов, линии их поведения, художественных особенностей драматургического произведения, разведка «умом» и проверка действием. а). Первая встреча с коллективом — чтение и обсуждение пьесы. задача — донести до сознания коллектива содержание пьесы. Манера чтения: читать, но не «играть». Нецелесообразность высказывания режиссером своей оценки пьесы или подробного рассказа о том, каким образом будет решена та или иная сцена. Утверждение пьесы к постановке. б). Распределение ролей. Первое чтение пьесы исполнителями по ролям. Чтение пьесы «от себя». Воспитание у исполнителей ощущения «целого», интереса не только к своей роли, но и ко всей пьесе в целом. Нецелесообразность на первых порах разрабатывать детали, устанавливать ударения, паузы и т.д. в). Действенный анализ пьесы и роли Активные поиски актером своих путей к роли. В застольный период, работая над ролью, актеры действуют от «себя» в предлагаемых обстоятельствах (поиски себя в роли). Метод действенного анализа. Его сущность. 2. Репетиции в «выгородках» Основная цель — поиски точной линии физической жизни каждого персонажа, как наиболее понятное выражение его внутренней жизни. Воплощение этой жизни на сцене. а). Работа методом физических действий в процессе репетиций, т~ разработка поведенческой деятельности в событии Овладение сценическим действием в условиях точной планировки. б). Поиск точных, выразительных мизансцен. Вред «разводки» Превращение режиссерской мизансцены в актерскую. Зависимость мизансцен от сверхзадачи и образа спектакля в). Работа над образом в выгородках. Действие от образа. Установление непрерывной линии взаимодействия с партнером, понимаемого как «игра для партнера». Забота режиссера о создании ансамбля спектакля. r). Поиски характерности (внешней и внутренней) д). Закрепление в процессе репетиций в «выгородках» найденных актерами сценических действий и мизансцен. Прогоны отдельных сценических актов — репетиции без остановок.
|