Работа исполнителя над музыкальным произведением
Прежде чем приступить к разучиванию начальных или каких-либо следующих тактов, музыкант-исполнитель должен ознакомиться с произведением в целом, проиграть его, создать представление о его характере и построении, вызвать к жизни первоначальную наметку, «рабочую гипотезу» исполнительского замысла, плана интерпретации. Эту стадию первого соприкосновения исполнителя с намеченным к исполнению произведением можно назвать стадией просмотра. Конечно, каждая фраза музыкального произведения имеет и свою внутреннюю логику, свои внутренние закономерности, но такие частные закономерности, взятые в отрыве от общих закономерностей всего произведения в целом, не дают достаточного критерия для правильного определения темпа, характера звучания, меры ускорения, замедления, усиления, ослабления, закругления, акцента и прочих особенностей исполнения данной фразы как части целого. Работа исполнителя над произведением должна начинаться не с разучивания по кускам, а с просмотра всего произведения и проигрывания его целиком. Подобное проигрывание вполне возможно, называется чтение с листа. В музыкальном мире встречаются мастера, доведшие это умение до высокой виртуозности, играющие с листа труднейшие пьесы в больших темпах, с такой точностью и свободой, словно произведение долго разучивалось и тщательно выучено артистом (Лист, д’Альбер, Рахманинов). Первый этап работы над музыкальным произведением Первый этап работы над произведением – создание целостного воображаемого музыкального образа, являющегося, по словам А.П. Щапова, неким предельно сжатым «конспектом» того, что еще предстоит играть. Для создания мысленного музыкального образа на первом этапе необходимо: ознакомление с нотным текстом (за инструментом или без него); накопление по возможности большего количества информации о форме, стиле, жанре и других особенностях музыки, а также о личностных и творческих особенностях композитора; творческая переработка всей имеющейся информации. На этом этапе от музыканта-исполнителя требуется адекватно воспринять и творчески переработать музыкальную информацию с учетом имеющихся представлений и хранящихся в памяти эталонов и на основе такой переработки создать концептуальную модель интерпретации. После просмотра работа над произведением переходит во вторую стадию, которую можно назвать разучиванием в собственном смысле этого слова. Стадия разучивания – решающая стадия, она занимает большую часть времени и труда, которые затрачивает исполнитель на овладение данным произведением. Основное содержание этой стадии – работа над пьесой по частям, техническое освоение и художественная отделка каждого из них. Целое тут временно отходит на второй план, заслоняемое поочередно то одной, то другой деталью. Однако при правильно протекающей работе оно ощущается как отдаленный фон, как некий «камертон», с которым мысленно соотносишь шлифуемую деталь. Связь с этим «камертоном» может быть тонкой, гибкой, растяжимой, еле уловимой, но ни в коем случае не следует допускать, чтобы она, эта связь, серьезно нарушилась, чтобы «психологическая тональность» целого действительно исчезла из памяти. «Основной тон» произведения должен «звучать» в исполнителе на всем протяжении стадии разучивания; в противном случае утратится «сквозное действие», критерий, направляющий работу над деталями, в результате чего, как мы уже знаем, последние расползутся, станут «не в меру самостоятельными», «психологически атональными», то есть никчемными. Трудно, однако, ожидать, чтобы мысленное представление об «основном тоне», питаемое только памятью и слуховым воображением и все время заглушаемое реальными звучаниями разучиваемых деталей, могло так долго сохранить свою жизненную энергию, поэтому время от времени, когда образ «камертона» начинает тускнеть и расплываться в памяти, необходимо освежать впечатление.
|