Студопедия — Глава XIX. Нада йога
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава XIX. Нада йога






Этимологически слово "нада" восходит к понятию "поток сознания", хотя "нада" означает "звук". Как утверждает методология нада йоги, существуют четыре стадии тональных проявлений звука:

Пара нада, или трансцендентальный звук, пашьянти, или ментальный звук, мадхьяма, или промежуточный звук и байкхари, или звук, возникающий при столкновении двух объектов. Первая вибрация, пара нада, обладает волной бесконечной протяженности и остается за порогом обычного восприятия. Упанишады называют эту волну ОМ и утверждают, что природа этой волны есть Свет, или джьоти. Иными словами, ОМ - это абсолютная тишина. В медитативной практике свет есть тишина, а тишина есть свет. ОМ - это анахата, или неслышимая звуковая волна и источник всех слышимых звуков. ОМ - это внутренняя тишина, семя звука или возможность звука. Пифагорейцы считали, что источником звука является ничто, или ноль, т.е. сверхсущность. Пара нада представляет последнюю стадию перед самадхи.

Пашьянти, или ментальный звук - это звук воспринимаемый ухом (например, мелодия, которую мы слышим во сне). Такая вибрация воспринимается скорее нашим умом, нежели нашим ухом.

Мадхьяма обладает более низкими частотами, чем две предшествующие, но более высокой, чем байкхари. Это звук еле уловимого шепота.

Байкхари представляет звук, который возникает от прикосновения двух объектов, например, речи и музыки.

Мировая система нада йоги верит, что вселенная является проекцией звуковых колебаний, которые сформировали разнообразные формы. В индийском пантеоне последний трансцендентальный звук пара находится на том же самом уровне, что и космический источник, т.е. Пара или Брахман. Мусульманские святые так же утверждают, что мир произошел от звука и форм. Об этом говорит и христианская Библия: "В начале было Слово (т.е. звук), и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Развитие музыкальных систем в прошлом происходило в строгом соответствии с логикой нада йоги садханы. Различные волны нада привлекательны для различных стадий сознания. Некоторые колебания нада неприятны для одних, другие же более подходящие для иных. Кроме того, в различное время нада воспринимается различным образом. Эти нада-вибрации в музыке известны под именем раги, или музыкальных нот. Утренняя коротко частотная музыка Индии обращена лишь к некоторым, но не ко всем. Вечерние раги, напротив, более чувственны, и соответствуют влечениям большинства людей, и потому более популярны. Однако, чтобы прочувствовать душу такой музыки, ее надо слушать часами.

Нада йога различает пять планов бытия: физический, прани-ческий, ментальный, супраментальный и ананда, или атмический. Нада, или вибрация каждого плана, представляет символ, позволяющий разуму проникнуть в более глубокие слои сознания. Нада физического тела - это звуки или колебания сердца, легких, мозга, органов кровообращения и процессов обмена веществ. Когда физический план трансцендируется, начинают восприниматься тонкие вибрации пранического сознания. Однако нада йоги следуют дальше, проникая в более глубокие и сокровенные уровни сознания. Для бхактов, например, таким центром является анахата чакра (область сердца), для йогинов - аджна чакра, или т.н. "третий глаз", а для ведантистов - сахасрара. Нада-йогины способны, однако, воспринимать вечный, неслышимый ухом спонтанный звук в бинду чакре. Нада йога представлена в аллегорической форме в несравненном творении Бхагаватам:

"Господь Кришна оставил свою обитель в полночь и отправился в джунгли. Это случилось в первый месяц зимы во время полнолуния. Он стал играть на флейте и волшебные звуки вскоре пропитали всё безмятежно спавшее пространство вокруг. Казалось, что сами джунгли начали плясать и петь. Вскоре чарующие звуки достигли сердец гопи (пастушек). Услышав божественные звуки флейты, они мгновенно забыли обо всем на свете, забыли своих мужей и свои обязанности. Они самозабвенно бежали навстречу звукам, не разбирая дороги, скорей-скорей туда, к источнику волшебной флейты. Пастушки даже не заметили, как обворожительные звуки заставили их танцевать вместе с Кришной, и каждой пастушке казалось, что Кришна танцует только с ней одной..."

Здесь Кришна олицетворяет более высокий уровень сознания, его игра на флейте - нада садхану. Обязанности пастушек в отношении своих мужей - это внешняя действительность, а танец с Кришной - это наслаждение божественной вибрацией нада. Звуки флейты - это вибрации пашьянти, которые практически неслышимы, но могут восприниматься на тонком плане.

Подобные звуки некоторые воспринимают, как ОМ, другие же слышат нечто подобное жужжанию пчелы, извлекающей нектар из медоносного цветка. Согласно науке нада йоги, это нас посещают вестники из тонких сфер анандамайя коша, или третьего уровня сознания, представляющего сущность, насыщенную счастьем. На таком уровне сознания индивидуум обладает высшим пониманием и воспринимает всю вселенную как цельную вибрацию блаженства.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия