Источники по истории Крыма
Источники по истории Крыма в XVI—XVIII вв. довольно разнообразны. Ряд сочинений турецких историков говорит о событиях в Крыму в связи с историей Турции. Наиболее значительные из их трудов относятся к указанному времени. Особенно крупное значение имеет сочинение Сейида-Мухаммед-Риза «Семь планет в известиях о царях татарских». Риза жил в Константинополе. Он считался «потомком пророка», т. е. принадлежал к знатным лицам мусульманского общества и был, повидимому, крымским татарином, хотя и писал по-турецки. «Семь планет» начинаются с рассказа о крымском хане Менгли Гирее и доведены до середины XVIII в. Во второй половине XVIII в. сочинение Риза было сокращено, и на его основе возникла «Краткая история Крымского ханства», также написанная на турецком языке. Некоторые дополнения, сделанные в ней к известиям, помещенным у Риза, придают ей значение самостоятельного источника. В начале XVIII в. написал свои заметки о крымской истории Мухаммед Гирей (племянник Саадет Гирей-хана), весьма ценные как источник по истории Крыма (за 1683—1703 гг.). В XVIII в. было написано и сочинение Фундуклулу, охватывающее промежуток времени с 1655 по 1720 г. Фундуклулу служил при дворе турецких султанов. Он рассказывает о походе русских на Крым в 1689 г. и многих других событиях. Документы архива крымских ханов сохранились только в небольшом количестве. Известны так называемые казы-эскерские дефтери, являющиеся остатками ханского архива (до 100 дефтерей) и представляющие собой копии официальных документов (решения по судебным процессам, духовные завещания, подворные переписи и т. д.). Сохранилось и некоторое количество ярлыков крымских ханов XVI—XVIII вв. Ярлыки (или грамоты) крымских ханов
[244]
преимущественно являются грамотами иммунитетного характера, заключая в себе данные о привилегиях, какие получал тот или иной землевладелец. Ярлыки позволяют судить и о положении населения, жившего на владельческих землях. В них указываются права населения и повинности, которыми оно было обложено или от которого было освобождено. Ярлыки караимов большей частью относятся к крепости Чуфут-Кале в окрестностях Бахчисарая, являвшейся центром караимских поселений. Для истории Крыма крупное значение имеют дела московского Посольского приказа за XVI—XVII вв. Крымские посольские дела начали составляться в конце XV в. В них вносились записи документов как получаемых в приказе, так и отправляемых из него. Крымские дела вводят нас в круг взаимоотношений Московского государства и Крыма с Казанью, Ногайской Ордой, Астраханью, Сибирским царством, великим княжеством Литовским. В посольские книги включены, в переводе на русский язык, ярлыки крымских ханов. Таким образом, в русских переводах крымских ярлыков, по существу, сохранились архивные документы крымских ханов и их дипломатической деятельности. Переводы с татарского языка на русский сделаны не всегда точно и сохраняют некоторую неясность языка, зависевшую от того, что переводчики старались переводить как можно ближе не к смыслу, а к словарю грамоты. Тем не менее они дают представление о содержании крымских грамот.
Как пример подобного перевода приведем «ответ царев Менгли Гиреев» Ивану III, относящийся к сентябрю 1486 г. «А что ми еси говорил о Литовской войне, ино ныне мя дело зашло, того ми делати нельзя; а на то есми дело готов, а на зиме сам сяду на конь, а Орды ся уже не блюду. А что ми еси говорил о том; пойдут на великого князя, и мне бы сести на конь, а итти на Орду. И пойдут на великого князя цари, и яз на то дело готов, сам сяду на конь, а на Орду иду, или брага своего отпущу со всеми своими людьми. А пойдут цари на меня, и князь бы велики отпустил на царей брата моего Мердовлата царя со всеми с его людьми».
В посольских книгах имеются указания не только на политические события, но и на торгово-экономические сношения с другими странами. На эту сторону уже со времени Ивана III обращалось большое внимание. Известна переписка между Иваном III и ханом Менгли Гиреем об обидах, чинимых русским торговым людям в городе Кафе (современной Феодосии).
|