Студопедия — Раздел 3. Материалы тестовой системы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел 3. Материалы тестовой системы






Тема 1. Понятие культуры

(Необходимо выбрать из предложенного один вариант ответа)

1. Термин «культура» происходит от латинского слова, обозначавшего

а) «религиозное поклонение»,

б) «образованность»,

в) «возделывание земли».

2. Где впервые встречается термин «культура» в значении «возделывание души»?

а) В речах Платона – греческого философа,

б) в трудах Катона – римского сенатора,

в) в речах римского оратора Цицерона.

3. Понятие «культура» стало предметом специального изучения

а) в период античности,

б) в новое время,

в) в эпоху средневековья.

4. Выберите наиболее точное определение понятия «материальная культура»:

а) совокупность материальных продуктов деятельности человека;

б) совокупность условий и средств человеческого существования.

5. Подберите к терминам «субкультура», «контркультура», «массовая культура» соответствующие определения:

а) совокупность установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры;

б) культура определенной социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей или сознательной самоизоляцией;

в) производство культурных ценностей, ориентированных на их массовое потребление, формирующее у людей сходные вкусы и потребности.

 

Тема 2. Возникновение и начальные этапы истории человеческой культуры

1. Экзогамия это:

а) запрет брачных отношений внутри рода,

б) запрет на убийство сородичей,

в) межплеменные войны.

2. Тотемизм - это:

а) верование в бессмертие души,

б) верование в родового первопредка,

в) культ неба.

3. Табу - это:

а) метательное орудие,

б) ритуальный запрет,

в) культ предка.

4. Функции шамана заключаются в том, чтобы:

а) совершать жертвоприношения в храмах;

б) предсказывать будущее по расположению светил на небе,

в) поддерживать связь членов рода с умершими предками.

5. «Неолитической революцией» называют:

а) процесс перехода от присваивающих форм хозяйства к производящим,

б) появление великих цивилизаций древности,

в) начало употребления железных орудий труда.

6. Предложите гипотезу, объясняющую, почему в первобытной общине не было рабов.

Тема 3. Культуры Древнего Востока

1. Линейный образ времени впервые появляется:

а) в культуре Древнего Египта,

б) в культуре Древнего Израиля,

в) в европейской культуре.

2. Время обитателям «территориальных царств» представлялось:

а) линейным,

б) цикличным,

в) неподвижным.

3. Храм в религиях «территориальных царств» считался:

а) резиденцией правителя,

б) местом обитания бога, связующим звеном между Небом и Землей,

в) местом поклонения первопредку.

4. В качестве высшего божественного начала в культуре «территориальных царств» выступало:

а) Солнце,

б) Небо,

в) Земля.

5. Прародителем еврейского народа считается:

а) Моисей,

б) Авраам,

в) Ной.

6. Статус правителя «территориального царства» можно выразить следующей формулой:

а) «наместник Бога на земле»,

б) «избранник народа»,

в) «божество».

Тема 4. Своеобразие античной культуры

Отнесите соответствующие утверждения или термины к определенному типу культуры, пользуясь следующим кодом:

Р - первобытная родовая культура,

Ц - культура «территориальных царств»

И - культура древнего Израиля

А - античная культура (Древняя Греция и Древний Рим)

(Для выполнения задания лучше воспользоваться таблицей из 3 столбцов и 10 строк. В каждую ячейку вписывается одна из букв кода)

Принцип «агонистики» - состязательности Полис – укрепленный город, контролирующий прилегающую земледельческую округу Школа как пространство где человек свободен от обязанностей перед богами
Переносной храм в виде палатки – скинии Возникновение экзогамии Появление имен как первых слов
Дуальная организация общества (две брачные фратрии) Заповедь соблюдения субботы, как дня посвященного Богу Тотем
Театр как место где стираются грани между ритуалом и искусством Каменные скрижали с 10 заповедями Закрепление генеалогии (происхождения) через татуирование
Историческое время устремленное назад к прошлому ко времени деятельности культурного героя Появление запрета на инцест   Принцип «единство в многообразии»
Важнейшее место города – агора – рыночная площадь   Обрезание и изменение имен как символы Завета между Богом и человеком   Символом социального пространства-времени (хронотопа), является круг
Миф, где крупному городу приписывалась миссия по культурной унификации мира Повеление загробного мира, переданное через маску шамана Четко ориентированная измеренная и укрепленная территория  
Идея «рода человеческого» в противовес идеям «рода» и «народа» Монотеизм Драгоценные камни и дорогие металлы как символы Неба и небесных богов
Иероглифическое письмо где знаки не изменяют свои значения Правитель – сын Неба   Столб мертвых
Принадлежность человека к определенному сословию означало, что он следует за определенной звездой Игры (спортивные состязания) в честь богов Человеческие жертвоприношения как механизм обеспечения мира

 

1. Попробуйте определить, какой из ниже приведенных отрывков принадлежит языческому философу, ортодоксальному христианскому богослову, еретику? Аргументируйте свою точку зрения.

А. «Все, совершенное в богах есть причина божественного совершенства».

Б. «Бог Благой и Всеблагой. И ничего не благого и не всеблагого Он вообще не хочет и не делает. Стало быть, следует, чтобы от Него происходило только благое и всеблагое, согласно Его характеру. Однако существует и зло, сотворенное им, хотя и не по Его усмотрению, и не по Его воле. Поэтому то, что Он делает не по своей воле совершено в результате вредного воздействия какой-то иной причины, без сомнения – материи».

В. «Бог все сотворенное призвал как хотел в бытие из ничего, и пользовался для этого Своею волею и могуществом».

2. Христианство возникает:

а) в Египте,

б) в городе Рим,

в) в Древней Греции,

г) в Палестине.

3. Основу христианской части Библии – Нового Завета составляют:

а) послания апостолов и Апокалипсис,

б) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки,

в) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Петра и от Луки,

г) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Петра и от Павла.

4. Римские власти воспринимали Иисуса Христа в качестве:

а) царя иудейского,

б) мессии,

в) смутьяна, выступающего против власти Рима,

г) богочеловека.

5. Из учеников Христа наибольший след в раннехристианской истории оставили два апостола. Ими были:

а) Петр и Иоанн,

б) Павел и Иоанн,

в) Петр и Андрей Первозванный,

г) Петр и Павел.

Тема 5. Основные черты средневековой культуры

1. Какой из богов занял главное место в языческом пантеоне при первой религиозной реформе князя Владимира?

а) Род,

б) Велес,

в) Сварог,

г) Перун.

2. «Двоеверие» – это:

а) система религиозных воззрений на основе сочетания старых языческих представлений и новых – христианских;

б) положение, когда привилегированный класс исповедывает одну религию, а народные массы – другую;

в) система религиозных верований, когда наблюдается четкое деление мира на «этот, добрый», и «тот, злой»;

г) сосуществование в одном государственном образовании двух народностей, исповедующих разные религии.

3. Термин «католическая церковь» означает:

а) самая правильная из христианских церквей,

б) традиционная церковь,

в) вселенская церковь,

г) обновленная церковь.

4. Назовите автора концепции, в соответствии с которой Церковь как «Град Божий» противостоит языческому государству – «Граду земному»?

а) Фома Аквинский (XIII век),

б) Григорий VII (XI век),

в) Августин Аврелий (IV век),

г) Апостол Павел (I век).

5. В эпоху зрелого средневековья концепция взаимоотношений государства и Церкви меняется. Монах Гильдебрандт из монастыря в Клюни издает в 1073 году труд, где она изложена. Что это за труд?

а) «О граде Божием»,

б) «История моих бедствий»,

в) «Папская революция»,

г) «Диктат пап».

6. По мысли папы Григория VII отношения между «Градом земным» и «Градом Божьим» строятся следующим образом:

а) государь становится сеньором и защитником для Церкви,

б) Церковь должна стать частью государственной системы,

в) Церковь выводится из-под юрисдикции светских государей и становится самостоятельной.

7. Какой особый праздник установлен аббатом Одилоном из Клюнийского монастыря, чтобы объединить христианское и дохристианское время?

а) День всех святых,

б) День поминовения всех усопших,

в) Рождество,

г) Праздник Святого Духа.

Тема 6. Подготовка современного этапа истории человеческой культуры

1. Выберите из предложенного черты средневекового доренессансного мировоззрения:

а) человек – мера всех вещей,

б) человек отделен от Бога пропастью первородного греха и своей праведной жизнью может приблизиться к нему после смерти в Царствии Небесном,

в) человек свободен и может проявить себя во всех областях творчества – титан.

2. Выберите из предложенного термины, характеризующие ренессансное мировоззрение:

а) «теоцентризм»,

б) «космоцентризм»,

в) «антропоцентризм».

3. Кто из перечисленных ниже людей не является деятелем эпохи Проторенессанса?

а) Данте Алигьери,

б) Франческо Петрарка,

в) Леонардо да Винчи,

г) Джиованни Боккаччо.

4. Мировоззрение, в котором Бог не является личностью, а божественное «разлито» в природе называется:

а) атеизм,

б) теизм,

в) пантеизм.

5. Религиозное движение против Католической церкви в XVI-XVII веках в Северной Европе называется:

а) Северное Возрождение,

б) Гуманизм,

в) Ренессанс,

г) Реформация.

6. Секуляризация как явление культуры это:

а) переход церковных земель в государственное владение,

б) усиление влияния религии на общество,

в) обретение культурой независимости от религии.

7. Нигилизм это:

а) отрицание всех прежних культурных ценностей, норм, целей,

б) отрицание Бога как цели существования человека, как основного творца и хранителя человеческого общества,

в) отрицание роли Церкви в культурных процессах.

Тема 7. Науки о культуре, их цель и методы

1. Определите сходства и различия между символом и знаком в системе искусственного кодирования реальности.

2. Раскройте формулу Э. Кассирера: «человек – это символическое животное».

3. Этнография – это наука

а) о биологическом развитии человека,

б) о народонаселении, его составе, численности, географическом распространении,

в) изучающая культуру преимущественно бесписьменных народов.

4. Основоположником эволюцистского направления в культурологии был

а) Э. Тайлор,

б) Б. Малиновский,

в) Э. Кассирер.

5. Концепция, согласно которой пространственное распространение культуры происходит из какого-либо центра или центров, носит название

а) эволюционизм,

б) функционализм,

в) диффузионизм.
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

Аббат (арамейск. abba – папа) – настоятель монастыря в католицизме.

Алхимия (араб. «ал-кимия») – средневековая паранаука, изучающая взаимодействие веществ с целью получения такой субстанции («философский камень»), которая позволила бы осуществлять взаимопревращения любых элементов (напимер, неблагородные металлы в золото, или смертную материю в нечто бессмертное); тесно связана с магией.

Античность (франц., лат. antiquus — древний) – совокупность проявлений древней цивилизации западного типа, — греческого и римского мира. Произведения искусства и философии этого времени принято называть классическими. Наследие античности оказало огромное влияние на становление всей западной культуры.

Антропоморфизм (греч. очеловечивание) – со времен Гомера и Гесиода греческих богов стали представлять в человеческом облике, с человеческими чувствами и мыслями. От людей они отличались лишь бессмертием и могуществом. Гесиод систематизировал мифы, представил генеалогию семьи богов в соответствии с рационалистическим принципом. Впоследствии такого рода представления о богах стали предметом критики со стороны греческих философов (Ксенофан, Парменид, Эмпидокл), что способствовало появлению теории, трактующей миф как вымысел.

Апологеты (греч. apologetikos – защищающий) – в узком смысле слова, раннехристианские богословы, защищавшие христианское вероучение от критики языческих авторов, клеветы и лжеистолкований. В широком смысле слова – защитники какого-либо мировоззрения, системы ценностей, образа жизни и т. п.

Арианство – одно из направлений христианского богословия, разработанное пресвитером Арием в Александрии и осужденное церковью на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Согласно учению Ария Иисус Христос не был предвечным Богом, рожденным Богом-Отцом еще до сотворения мира и «единосущным» Ему. Поклонение Христу не как Богу, а как совершенному, божественному человеку (которое проповедовал Арий и его последователи) открывало возможность поклонения и другим «совершенным» людям, к каковым можно было отнести императоров или вождей племенных объединений. Видимо, поэтому арианство пользовалась большим влиянием среди германских племен (готов, лангобардов и др.).

Астрология (греч. astron – звезда, logia – знание, наука) – комплекс представлений, служащий для предсказания земных событий по взаимному расположению неподвижных звезд и перемещающихся на их фоне планет. Астрология опирается на магические представления о том, что вся природа пронизана сетью отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Изменение в одном вызывает изменения в другом. Зародившаяся в Вавилонеастрология приняла форму полурелигиозного “профессионального” культа (астральная “секуляризованная” религия), основой которого стало угадывание воли звезд, считавшихся богами. Систематизированная астрология в Вавилоне отсутствовала.

Вассалитет(позднелат. vassallus - слуга) система отношений между различными категориями средневековой феодальной знати, при которой верховный собственник земли (сеньор, сюзерен) выделял участок своей земельной собственности (бенефиций, феод) и предоставлял свое покровительство менее знатному феодалу (вассалу) в обмен на военную, реже – гражданскую службу или иные повинности.

Вселенский собор – собрание высшего духовенства и авторитетных церковных деятелей, представляющих все общины или поместные церкви. Вселенские соборы созываются для выработки важнейших общецерковных решений, касающихся вероучения, культа, церковной жизни и т. п. В связи с разделением христианства на католичество и православие только семь Вселенских соборов признаются обеими конфессиями: I – Никейский собор (325 г.), II – Константинопольский собор (381 г.), III – Эфесский собор (431 г.), IV – Халкидонский собор (451 г.), V – Второй Константинопольский собор (553 г.), VI – Третий Константинопольский собор (680 – 681 г.), VII – Второй Никейский собор (787 г.). Католическая церковь признает Вселенскими еще 14 соборов, в которых православное духовенство либо не участвовало, либо не было представлено должным образом. На первом и втором Вселенских соборах был принят общецерковный Символ веры, излагающий в сжатом виде основы христианского вероучения.

Герметизм (от имени древнегреческого бога Гермеса – покровителя знаний и искусств) – религиозно-философское учение, содержащее элементы магии. В основе его лежит представление о существовании двух противостоящих друг другу бытийных начал: светлом, благом, отождествляемом с Духом и темном, злом, представленном Материей. Несовершенство мироздания объясняется воздействием Материи, которая как бы порабощает Дух. Спасение связывается с мистическим и магическим очищением духовного начала от материального. Возникнув в эпоху поздней античности, герметизм оказал огромное влияние на культуру Ренессанса.

Гильдия (нем. Gilde – корпорация, цех) – в средневековых западноевропейских городах объединения купцов.

Готика (от названия германского племени готов) – стиль западноевропейского искусства, в основном, архитектуры, времени расцвета средневековья (XII – XV вв.).

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философская доктрина, трактующая Бога как творца космоса, создателя законов, по которым живет природа и общество, а также как «перводвигатель» – динамический импульс, придавший мирозданию движение. Однако деизм исключает участие Бога (то есть «божественный промысел») в дальнейшей судьбе космоса. Деизм стал основой философии Просвещения и придал дополнительный толчок развитию естественных наук.

Духи – мифологические существа, связанные позитивно или негативно с жизненными силами тела (или его отдельных частей) человека, рода, семьи, дома. В язычестве в отличии от богов, входящих в пантеон, духи причисляются к низшим мифологическим существам. В мировых религиях, акцентирующих внимание на этических моментах, духи становятся силами добра или зла.

Евангелие (греч. eu – благой, хороший и angelia – весть) – термин раннехристианского учения, обозначающий сущность проповеди христиан: апостолы и их ученики считали, что они проповедуют не какую-либо религиозную или философскую доктрину, а именно «благую весть» или «радостную новость» о милости и любви Бога к людям. Позднее термин «евангелие» стал применяться и к текстам, в которых рассказывалось о воплощении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Среди множества евангелий, которыми пользовались раннехристианские общины, позднее Церковь отобрала четыре (евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна), которые были включены в Библию.

Единосущность (греч. homousios: от homo – единый и ousia – сущность) – термин христианского богословия, характеризующий соотношение «природ» Бога-Отца и Бога-Сына (Иисуса Христа). На богословском языке утверждение «единосущности» Бога-Сына Богу-Отцу означает признание совершенной божественности Иисуса Христа, в то время, как некоторые течения в раннем христианстве (например, арианство) рассматривали Иисуса только как совершенного человека или как человека, воспринявшего некоторые божественные свойства.

Епископ (греч. episkopos – надзиратель) – в христианстве представитель высшего духовенства (архиерей), осуществляющий церковную власть на определенной территории (епархии); ему подчинены главы приходов – пресвитеры (священники).

Ересь (греч. hairesis – учение, школа) – в христианстве религиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины и осужденное на церковном соборе.

Жертвоприношение – сюжет космогонических мифов и ритуальные действия, которые символизируют творение космоса из хаоса, начало жизни и ее поддержание в качестве упорядоченного человеческого общежития. Смысл жертвоприношения в том, что жертва вбирает в себя насилие, продуцируемое в результате жизнедеятельности общества (Р.Жирар). В христианстве механизм жертвоприношения подвергся переосмыслению: суть жертвы спасителя – добровольное искупительное принесение в жертву самого себя. Искупительная жертва освобождает человека от неизбежного (как казалось до этого) и обязательного насилия по отношению к другим в целях поддержания мира и порядка.

Жрец – исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний, мифа. Главная функция жреца — организация культа, центральным актом которого было жертвоприношение. В древнееврейской культуре жрец часто отличался от пророка и даже противопоставлялся ему (Аарон и Моисей).

Имам (араб. «амма» – стоять впереди, предводительствовать) – в исламе (особенно в шиитском) духовный и политический глава мусульманской общины.

Инвеститура (лат. investio – облачаю) – в средневековом католицизме церемония утверждения духовного лица (епископа или аббата) в должности; вплоть до реформы папы Григория VII (XI век) представляла собой основной механизм контроля над духовенством со стороны светских феодалов, которые рассматривали церковных иерархов, чьи епархии или монастыри находились в границах феодальных владений, как своих вассалов и поэтому присваивали себе право церкви утверждать их в должности.

Инь и ян (кит. темное и светлое) – категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, женское и мужское и т. п.

Ипостась (греч. hypostasis – основание, личность) – термин христианского богословия, обозначающий каждое из лиц Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа и тем самым подчеркивающий их различённость, самостоятельность. В формулировке тринитарного догмата (догмата о Святой Троице) утверждение «неслиянности» ипостасей Троицы сочетается с утверждением их «нераздельности» (см.: единосущность).

Каббала (древнееврейск. «предание») – мистическое течение в средневековом иудаизме. Его приверженцы исходили из того, что изначальный язык еврейской Торы (входящей в христианскую Библию как «Пятикнижие Моисеево») – иврит – это язык, посредством которого Бог творил мир. Из этого следует, что буквы еврейского алфавита наделены сверхъестественным творческим потенциалом, который скрыт в хитросплетениях библейского текста. Своей задачей приверженцы каббалы считали реконструкцию скрытых мистических смыслов священных текстов и букв и, посредством этого, обнаружение «имени Бога» – слова, обладающего высшими магическими возможностями. Считалось, что обладатель этого слова может уподобиться Богу. Каббала пользовалась большой популярностью в эпоху Возрождения, выйдя за рамки еврейской традиции.

Канон (греч. kanon – норма, правило) – в христианстве свод правил, вероучительных положений или священных книг, обязательных для испонения, исповедания и почитания.

Кардинал (лат. cardinalis – главный) – представитель высшего духовенства в Католической церкви; занимает вторую после Римского папы ступень в церковной иерархии; кардиналы являются ближайшими советниками папы, коллегия кардиналов (конклав) избирает нового папу.

Керигма (греч. kerygma – возвещение, провозвестие) – в современной западной теологии термин для обозначения смыслового ядра христианского вероучения. Керигма здесь понимается как непреходящее содержание христианской проповеди и отграничивается от тех преходящих языковых (символических, образных) форм, в которых она выражается. Теологи – модернисты, в отличие от консерваторов, полагают, что при постоянстве керигмы каждая эпоха христианской истории рождает свой символический язык, и смена эпохи требует нового языка для выражения керигмы.

Клир (греч. kleros – жребий) – в христианской Церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей, имеющих право осуществлять важнейшие ритуальные действия; клир отделяется от мирян.

Конкордат (лат. concordatum – соглашение) – соглашение между Католической церковью и главой какого-либо государства, устанавливающее ее права и привилегии на территории этой страны.

Культурный герой – персонаж мифических повествований, который создает или добывает для людей различные культурные ценности (ремесла, огонь, строительство, табу). В соответствии с этой главной для культурного героя ролью, он может выступать как родоначальник рода (первопредок), создатель мира (демиург), и даже, как свой собственный антипод — нарушитель табу (трикстер). В концепции К.Леви-Стросса культурный герой рассматривается как посредник между богами и людьми.

Логос (греч. logos, — собирать, упорядочивать мышление, учение) – человеческое слово вообще. В философии — всеобщий закон, основа мира (Гераклит), мировой разум, которому подчиняется природа и человек (Стоики), слово личного и живого Бога, посредник между Богом и людьми (Филон Александрийский).

Мессия (греч. messias – искаженное евр. māšîjah – помазанник) – в иудаистской эсхатологии посланник Бога, спаситель, чье появление на земле предваряет наступление Царства Божия и способствует ему. Христианство возникло на гребне мессианских ожиданий (ожиданий прихода мессии) в древнееврейской культуре и связано с верой в то, что мессия воплотился в личности Иисуса, чей титул – Христос представляет собой греческий перевод еврейского слова «машиах» (māšîjah).

Митрополит (греч. metropolites – человек из метрополии, главного города) – в христианской Церкви представитель высшего духовенства, управляющий объединением нескольких епархий (см. епископ).

Новый Завет – в исходном значении: новый «договор» между Богом и человеком, который, согласно некоторым книгам израильских пророков, должен прийти на смену прежнему Синайскому Завету (договору), заключенному при посредничестве Моисея. И если Синайский Завет предполагал беспрекословное подчинение человека божественным установлениям, и скурпулезное следование ритуальным предписаниям, то Новый Завет рассматривался как основа свободных, диалогических отношений Бога и человека, не требующих строгого исполнения ритуала.

Ортодоксия (от греч. orthos – правильный, doxa – мнение) - христианская церковная доктрина, выработанная Вселенскими соборами и трудами Учителей и Отцов церкви – наиболее почитаемых Церковью богословов.

Пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог) – религиозно-философская доктрина, утверждающая тождество космоса (природы) и бога. В этом качестве он противостоит христианскому теизму, четко разграничивающему Бога и природу.

Патриарх (греч. patriarches – родоначальник) – в христианстве (преимущественно в православии) высший духовный сан, глава поместной церкви.

Патристика (греч. pater – отец) – в христианстве учение богословов II – VIII вв., признанных Отцами Церкви; в русле патристики складывалось официальное церковное учение.

Патриции (лат. pater – отец) – аристократия родовая или служилая в Древнем Риме.

Плебеи (лат. plebs) – первоначально это граждане Рима, не принадлежавшие к семьям — patres “отцов”, т.е. патрициев. Позднее так стали называть вообще всех представителей низших слоев.

Полис (греч. polis) – город-государство, типичная для Древней Греции социально-экономическая и политическая организация общества, состоящая из граждан, имеющих право на собственность и гражданские права, которые не зависят от того, находится ли эта земельная собственность в городе или в сельской местности. В VIII – VI вв. до н. э., после поражения родовой знати оформилось общественное устройство полиса, экономически базирующееся на рабском труде. Дальнейшее развитие полисной системы привело к оформлению ряда вариантов полисной организации: аристократия, демократия, олигархия.

Пресвитер (греч. presbyteros – старейшина) – глава раннехристианской общины, управляющий, священник.

Священное Писание – религиозные книги, почитаемые как наиболее авторитетные; в монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) рассматриваются как богооткровенные, то есть ниспосланные Богом; Священным Писанием евреев является Танах, христиан – Библия, мусульман – Коран.

Священное Предание – в христианстве совокупность обладающих безусловным авторитетом вероучительных, культовых и нормативных установлений, сформулированных на Вселенских соборах, в трудах Отцов Церкви, в постановлениях высших иерархов церкви (например, Римского папы). В православии и католицизме почитается наряду со Священным Писанием (хотя Священное Предание не имеет таких четких рамок как Писание), в протестантизме высший авторитет Священного Предания отрицается.

Секулярный (секуляризация) (лат. saecularis – мирской, светский) – в изначальном смысле, относящийся к мирскому, земному времени (saeculum), а не к божественной вечности. В западном христианстве секулярным называли все то, что не относится к церкви (синоним слов «светский», «мирской»). Отсюда появилось слово «секуляризация», которое обозначало процедуру передачи чего бы то ни было (имущества, юрисдикции и т. д.) от церковных светским инстанциям. В широком смысле, процесс утраты религией главенствующей роли в культуре.

Синедрион (греч. synedrion – совет) – законодательный орган еврейских общин в эпоху Второго храма (VI в. до н. э. – I в. н. э.). Великий Синедрион – высший законодательный орган – заседал в Иерусалиме.

Субординация (лат. subordinatio – подчинение) – служебное подчинение младшего старшему.

Схизма (греч. schisma – разделение) – в христианстве раскол Церкви на самостоятельные и конфронтирующие течения, например, схизма католицизма и православия, схизма русского православия и старообрядчества.

Схоластика (греч. schole – школа) – средневековое богословско-философское течение в Западной Европе, с которым связывается развитие католической доктрины по пути рационализации. Схоластика имела не только религиозное значение, но и сыграла важную роль в развитии европейской философии.

Теизм (от греч. theos – бог) – религиозная или религиозно-философская доктрина, основанная на понимании Бога как трансцендентной (отдельной от мира) личности, сотворившей мир и управляющей им.

Теология (греч. theos – бог, logia – учение) – то же, что богословие; в христианстве учение о сущности, атрибутах и деятельности Бога, опирающееся, наряду с Откровением, на рациональную аргументацию.

Традиционализм – 1) особенность мировоззрения дописьменных и традиционных обществ; 2) социально-философская доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состояния культуры и общества. Объединяет эти два значения повышенная заинтересованность в максимально устойчивом всеобъемлющем сакральном порядке, освященном и исходящем от некоего предвечного источника (первопредка, культурного героя, бога, абсолюта, изначальной традиции).

Фатализм (лат. fatum — судьба) – вера во всемогущество судьбы, рока. Олицетворением фатума были богини Тихе, Ананке, парки. В античности фатализм возникает как следствие разочарования в религии. Религии спасения евреев и христиан нарушили эту традицию; в них законы фатума (безличной силы) бессильны перед волей личностного Бога.

Халифат (араб. «халифа» – заместитель) – в исламе институт власти и государство, возглавляемое халифом, считающимся заместителем пророка Мухаммеда и сосредотачивающим в своих руках как светскую, так и духовную власть; Халифат как единое исламское государство просуществовал с VII по XIII в. (периодически переживая расколы).

Эсхатология (греч. eschatos – последний, logos – учение) – учение о конце истории (“конце света”).

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия