Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 14. На поляне остались Басов, Петр и Харченко





ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

 

На поляне остались Басов, Петр и Харченко. В ручье лежало изрешеченное пулями тело кавалериста и все еще билась в агонии лошадь. Кровь из ее ран смешивалась в воде с человеческой. «Сволочи мы, — подумал Басов. — Такой чистый ручей, а мы…» Из задумчивости его вывел окрик старшины:

— А ну, хлопцы, берем снаряжение, оружие — и марш отсюда! Привал через пять километров.

Петр выполнил приказ незамедлительно. Басов задержался, взял у двоих убитых сабли с ножнами и только потом направился к вещам экспедиции. Повинуясь жесту старшины, он взял автомат, оставшийся от покойного Дубовицкого. Сам Харченко вдобавок к своему прихватил еще и капитанский рюкзак, скомандовал традиционное:

— Попрыгали, пошли! — и группа двинулась в направлении, указанном старшиной.

Когда отряд отшагал километров пять, Харченко резко остановился, скомандовал:

— Привал! — и лег около сосенки, не снимая рюкзаков; остальные опустились рядом. — Ну, хлопцы, что делать будем?

— Надо здесь осваиваться, — быстро ответил Басов.

— Думаете, вернуться шансов нет? — спросил Петр. Басов взглянул в упор, и Петр стушевался.

— Ну что ж, братцы, — размеренно сказал старшина, — давайте добьем запас да поразмыслим, что нам тут светит.

Они разложили лосиное мясо и достали фляги. Минуты две над поляной висело молчание, потом Басов произнес:

— Давай, Петруха, выкладывай, где мы, кем здесь являемся, что можем, а чего не можем.

— Мы на территории Северороссии, — откашлявшись, начал Петр. — Это самое сложное для меня в здешнем мире. Перед отправкой я вкратце вам рассказывал. Это русское государство, образовавшееся на землях Новгородского и Псковского княжеств, но при участии немецких рыцарей, которые правили здесь с тысяча двести сорок первого по тысяча триста семьдесят девятый год. Северороссия — союзник Ивана Грозного. Однако в последнее время отношения у них прохладные. Великий князь Северороссии не хочет воевать с литовцами и поляками, а Иван считает, что дележ добычи после их совместной войны с Ливонским орденом произведен несправедливо. В общем, «не все спокойно в королевстве Датском». Как я понял, Северороссия — средневековое демократическое государство с парламентом, ограничивающим власть князя, и очень либеральными законами. Сюда идет большой поток иммиграции из Руси и Европы. Государство достаточно сильное и богатое — по здешним меркам. В ходе Ливонской войны они захватили Эстонию и сейчас воюют со шведами за Финляндию. Примерно в сотне километров от нас начинаются владения московского царя. Там пока все развивается, как и у нас. Если не ошибаюсь, в следующем году будет введена опричнина и начнется такое, что лучше туда не соваться.

— Да и с местным Лаврентием Палычем, товарищем Малютой Скуратовым, мы не лучшим образом познакомились, — кивнул Басов. — Думаю, там нам точно делать нечего.

— Согласен, — буркнул старшина. — Что там еще поблизости?

— Пришли мы из Литвы, — протянул Петр. — Она сейчас с Иваном Грозным воюет, как было и у нас. Если все пойдет так же, то через четыре года они объединятся с Польшей в единое государство — Речь Посполитую — и будут воевать с Русью до воцарения Годунова.

— Не хочу я к этим литовцам, — недовольно сказал старшина. — Не наши они. Чужие.

— Да и прошумели мы там нехорошо, в том замке, — быстро добавил Басов. — Курбский-то на свободе, и встреча с ним для нас с тобой, старшина, очень нежелательна. Вдобавок иное государство, другой язык… Не думаю, чтобы нам были особо рады.

— Ошибаетесь, Игорь Петрович, — мягко произнес Петр. — Основная эмиграция из Руси еще с пятнадцатого века шла именно в Литву. Там многие русские осели, и принимали их хорошо. Тогда это государство было куда более похожим на Россию, чем в двадцатом веке. Большая часть населения — православные. Петр Первый, кстати, пограничную стражу ввел не ради таможенных сборов, как в Европе, а чтобы беглых крепостных, что валом в Польшу и Литву шли, вылавливать. Так что…

— Так что князь Курбский нас там с распростертыми объятиями примет, — ухмыльнулся Басов. — Он ведь, помнится, у Стефана Батория в фаворе должен быть.

Петр мрачно кивнул.

— О чем базар, хлопцы, — недовольно загудел старшина. — Нам до Литвы снова четыреста верст маршировать. Притом через Латвию, которая, как ты говорил, под Москвой сейчас. Не знаю, кто этот Скуратов, но если вроде дивизионного особиста, как он себя поведет, я знаю. Нам сейчас от границы с московскими землями держаться надо подальше — не то что туда, где их войска стоят, заходить. Хотя… А почему нас забросили с территории Северороссии, а не из Московского княжества? Может, они еще союзники? Тогда лучше к литовцам вертаться. Накроют нас здесь в два счета. Искать здесь умеют, в этом я уже убедился. Если бы не порошочек тот, не ушли бы мы от погони под Каунасом. Хотя с нашим оружием они против нас не бойцы. Да и воевать против нас не умеют. Вон как перли на наших в замке, сабельками размахивая…

— Э, не скажи, старшина, — покачал головой Басов. — Это они пока не приспособились. Знают, что огнестрельное раз стрельнет с точностью плюс-минус пять метров, а потом пять минут перезаряжай. Вот и привыкли, что чем скорее сократишь дистанцию да в рукопашку вступишь, тем лучше. Но если мы рейд по тылам устроим, они к нашей тактике присмотрятся и перестанут лезть на рожон. Бойцы они знатные, воины профессиональные. По себе суди, старшина, — ты же Афган прошел… Помнишь, как там было? Вначале все по полевым уставам, писанным по опыту Второй мировой, да для войны на равнине, да с регулярными частями… А потом, как потери пошли, — сразу тактику стали перестраивать. Они то же самое сделают. Окружат нас сотни две, три — что делать будешь? Они сидеть в укрытии смогут долго, а потом найдут возможность выйти на рукопашку, тут у нас шансов немного. Видел, что было, когда Курбский до ребят с саблей дорвался? Два трупа с ходу и раненый капитан. Ты жить привыкай здешними мерками. И не дай бог, кого живым возьмут. Пытать здесь умеют. А из демонов, стреляющих непрерывным огнем, постараются выжать все. Вот и выходит — чем быстрее мы здесь с местным населением перемешаемся и чем меньше от него отличаться будем, тем лучше.

— И то верно, — кивнул старшина. — Боекомплекта у нас минут на тридцать, максимум на сорок, активного боя. И то если Петруха больше длинными очередями поливать не станет. Он-то, вообще говоря, в бою подспорье небольшое. Остаемся мы с тобой. Так что, если с крупным отрядом встретимся, шансов нет. Надо постараться с местными смешаться. Согласен. А все же… Почему нас с территории этой Северороссии закинули, а не с земель московского царя? Надо понять, иначе можем ни за грош пропасть.

— Мне сказали, — начал Петр, — что литовцы не ожидают нападения из нейтральной Северороссии.

— И из русской Латвии тоже? — усмехнулся Басов. — Проще все. У генерала здесь была самая близкая к Литве база. А то, что Скуратов сюда спокойно зашел, — так тогда границы были не столь закрыты. Застава на главной дороге — и все. Но вот что нам действительно надо понять: выдадут нас из этой Северороссии Скуратову или нет?

— Не думаю, — неуверенно предположил Петр.

— А ты подумай, — настойчиво порекомендовал Басов. — Ставочка-то — наша жизнь. Ошибемся, второго шанса не будет. Идти нам и вправду больше некуда. Даже если в Швецию отправимся, все равно Северороссию насквозь проходить.

— Не знаю. Бывали разные случаи…

— Нам нужен один случай, — улыбнулся Басов. — Ладно, давай мыслить логически. Какие сейчас у Северороссии главные трудности?

— Война со шведами, — быстро отозвался Петр.

— С Москвой есть взаимный интерес?

— Если поляки и литовцы не попробуют отторгнуть Эстонию, нет. А Ивану сейчас главное — это отбиться в Ливонской войне, до которой северороссам и дела нет.

— А почему Литва и Польша в драку полезли?

— Наверное… боялись усиления Москвы.

— Так. Литовский гетман и польский король, думаю, не дураки. Проще с одним врагом воевать, чем с двумя. Значит, с североросским князем ссориться не будут. Правильно?

— Но у нас в Ливонской войне поляки Псков осаждали, — с сомнением сказал Петр.

— Потому что он был русский, а тут третье государство, — парировал Басов. — Нейтральное. Короче, ребята, пока литовцы на Северороссию не напали, здесь мы в безопасности… относительной, конечно. Но выбирать нам не из чего. На своих двоих через зону военных действий, которая тут вокруг, особенно далеко не уйдешь. Согласны?

— Согласен, — кивнул Петр.

— Есть такое дело, — пробасил старшина.

— И куда нам в Северороссии? — спросил Басов.

— Северороссия состоит из трех земель, — начал Петр, — Псковской, Новгородской и Ингрийской. Ингрийская — это наш запад Ленинградской области. Столица — Санкт-Петербург, стоит там же, где и наш, но основан немецкими рыцарями в тринадцатом веке.

— Дивны дела твои, Господи, — хмыкнул Басов. — Да ладно. Столица есть столица, в ней завсегда столпотворение и куча пришлых людей, так что укрыться может полегче оказаться. И от московских границ подальше. Если уходить, то лучше туда.

— Нет, — решительно вступил старшина, — я на земле осесть хочу, а под Питером одни неугодья. Здесь, на Псковщине, останусь.

— Так что же, расходимся? — удивился Петр.

— Другого и быть не может, — грустно кивнул Басов. — Но мы тебе, старшина, поначалу поможем. Из виду друг друга выпускать не след.

— Идет, — довольно произнес Харченко.

— Хорошо, Игорь Петрович, — начал Петр. — Приходим мы в здешний Петербург, а дальше что? Кем представляться будем? Вы, между прочим, даже языка здешнего русского не знаете.

— Во-первых, Игорь, — быстро сказал Басов. — Мы с тобой сейчас в одной лодке, так что нечего чиниться. Интересный вопрос. Я, положим, фехтованию учить могу.

— Проще на службу наняться, — сразу возразил Петр.

— Проще — не значит лучше, — буркнул Басов. — Представлюсь учителем фехтования. Только вот откуда?

— Сложно, — сказал Петр. — Здесь вся Европа связана. Ложь быстро откроют.

— Значит, так… Жил в Латвии, помещиком. Подался оттуда, когда усадьбу пограбили. Все бумаги в огне погибли. А отчего языка не знаю, пусть сами догадываются. И ты подумай, кем представляться будешь. Язык-то ты, может, знаешь, а чем здесь на жизнь зарабатывать станешь?

— Ну, я ученый… — начал было Петр и осекся. — Тьфу, черт! Здесь ученых без знания латыни и древнегреческого не бывает.

— То-то, — ухмыльнулся Басов. — В общем, предлагаю такой вариант. Ты мой слуга, русский, толмач. Ладно, ребята, кончай привал. Нам ко вступлению в новую жизнь готовиться надо.

— Это как? — удивился старшина.

— Огнестрельное оружие, гранаты, словом, всю технику двадцатого века прятать надо, — пояснил Басов. — Это в разговоре с местным взводом тебе калаш опора, а при встрече с ротой — смертный приговор. Костюмчики у нас, мягко говоря, не очень соответствуют эпохе, но выбора нет. А остальное надо спрятать. И возьмите по сабле.

— Игорь, — быстро произнес Петр, — я, знаешь ли, в фехтовании не особо…

— А в истории? — иронично хмыкнул Басов. — Думаешь, здесь на каждом углу по Миамото Мусаси[7]стоит? В этом мире само ношение оружия поднимает твой статус. Нам зайти хорошо надо, чтобы изначально уважали. А если тебя захотят зарубить, то все равно рубить будут, с оружием ты или без. А с такой сабелькой, прости меня, Петя, даже обезьяна неприятный противник. Ладно, братцы, за дело.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 313. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия