Полемика. В рамках областной патриотической акции «Георгиевская ленточка» может быть организован целый ряд пропагандистско-просветительских мероприятий:
В рамках областной патриотической акции «Георгиевская ленточка» может быть организован целый ряд пропагандистско-просветительских мероприятий: - организация «уроков памяти» и «уроков мужества» о Великой Отечественной войне; - проведение литературно-музыкальных композиций, митингов памяти; - работа "горячей линии" на радиостанциях, позвонив на которую можно рассказать о Великой Отечественной войне, о воевавших родственниках, вспомнить погибших, поздравить ветеранов; - поздравительные открытки для всех ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; - иные мероприятия.
Георгиевская ленточка» – про акцию Полемика Высказываются мнения, что в последнее время акция организуется «сверху» и превращена в «пропутинский флешмоб прокремлёвских движений и партий»[31][32][33][34][35][36][37], в связи чем она вызвала бойкот со стороны определённой части российского общества[36]. Достаточно часто в регионах России организатором акции на местном уровне являются политические молодёжные движения «Молодая гвардия»[38][39] и «Наши»[40][41], а также Единая Россия[42][43] при том, что ленточку запрещено использовать в политических целях по Кодексу акции[11]. Российский поэт и публицист Л. C. Рубинштейн видит в ленточках «попытку бюрократизации человеческой памяти»[44][45], сходясь во мнении с журналистами радиостанции «Эхо Москвы» Е. Киселёвым и А. Плющевым.[46][47][48] Для агитации ношения ленточки зафиксированы случаи использования спама.[47] Международная интернет-медиа компания СУП сообщает, что в Livejournal можно встретить как сторонников, так и противников акции. Противники акции отказываются участвовать, по их мнению, в «кремлевских флешмобах», а также видят неуважение к ветеранам в использовании незаслужившими людьми орденского символа.[49] Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков, возглавлявший в свое время Совет Министров СССР 8 мая 2009 года так ответил на критику акции:
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Самарской области Константин Титов:
Многие ветераны Великой Отечественной войны 9 мая в День Победы носят на своей груди Георгиевскую ленточку.[50] Один из активистов ФСМ Евгений Леонидович Валиков в статье «Георгиевская ленточка: я не помню, я всё забыл!»[51] считает акцию профанацией по нескольким причинам: · Ленточка пропагандирует «лентяизм», так как, судя по главному лозунгу акции, дабы помнить и гордиться, необходимо лишь повязать ленточку и публично её демонстрировать. · Авторы акции предлагают участникам акции вешать ленточку на автомобильные антенны, где ленточки пачкаются и гниют, пока владельцы их не выбрасывают, что, по мнению Валикова, никак не может быть выражением патриотизма и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. · Ленточки на дамских сумочках (на которые авторы акции также предлагают вешать ленточки), по мнению Валикова, являются «гламурным атрибутом праздника», но никак не проявлением уважения к ветеранам. · Некоторые молодые люди в День Победы (возможно, в нетрезвом состоянии) вдевали ленточки в обувь, завязывали ленточками косички, привязывали ленточки к одежде в большом количестве, о чём свидетельствует «Сайт в защиту Георгиевской ленты».[52] · Организаторы акции «РИА-Новости» в разделе «Почему Георгиевская ленточка?»[53] уделили периоду Великой Отечественной войны всего 6 строчек, хотя акция проходит в День Победы. · По мнению Валикова, в светском, а фактически атеистическом СССР, а также Красной армии никаких «георгиевских лент» не было и быть не могло, так как чёрно-оранжевый биколор «Дым и Пламень» (или «Огонь и Порох») в виде ленты назывался «Гвардейской лентой» и вручался со знаком «Гвардия» гвардейским частям и судам. С учреждением в 1943 году Ордена Славы 3-х степеней лента стала носить название «Лента Ордена Славы» или просто «Лента Славы». Таким образом, как считает Валиков, авторы намеренно подменяют понятия, следуя современному «антисоветизму» и «антикоммунизму», дабы лента символизировала не СССРили РККА, а Российскую империю и православие.[51] Кроме того, примечательно, что воевавшие против СССР в рядах власовцев и коллаборационистов из РОА иКОНР многие из офицеров Российской Империи были награждены георгиевским оружием и георгиевскими крестами еще за участие в Первой мировой войне, и, в отличие от советских солдат, действительно имели право носить георгиевскую ленту как знак отличия ордена Святого Георгия. Вместе с тем в конце Великой Отечественной войны и некоторое время после нее, некоторые советские офицеры и солдаты, награжденные орденом Св.Георгия или Георгиевским крестом в 1914-17 гг., носили свои награды рядом с советскими. Разбирая «Кодекс Георгиевской ленточки»[54] Валиков отмечает: · Пунктам 1, 6, 7 и 8 явно не соответствуют факты использования изображения ленточек в украшении биотуалетов на 9 мая в Москве, продажи ленточек в ларьках «РосПечати», использование ленточек в предпраздничном украшении ряда алкогольной продукции в магазинах страны, изображение ленточек в рекламе предпраздничных стриптиз-вечеринок в клубе «LONDON».[52] · В пункте 2 авторы заявляют, что «Цель акции — создание символа праздника — Дня Победы». Таким образом, по мнению Валикова, авторы намекают, что до данной акции символов 9 мая и Великой Отечественной войны не было: что ни ветераны войны, ни блокадники, ни мемориально-памятные места, ни награды, ни плакаты, ни музеи Великой Отечественной войны, ни литература о войне, ни Знамя Победы, ни красные флаги со звёздами и символами рабоче-крестьянского государства — это всё не символы Дня Победы, а лишь «коммунистические рудименты», которые необходимо заменить георгиевской ленточкой. · В пункте 3 говорится: «Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году»[54]. Валиков считает, что «разве может уважение выражаться в привязывании ленточки? Если человек хочет выразить уважение, можно просто подойти и поздравить ветеранов лично. Заняться изучением истории своей семьи, найти родственников, воевавших в Великой Отечественной. Да просто открыть хотя бы школьный учебник по истории, найти раздел о Великой Отечественной войне и перечитать, вспомнить даты, события, людей. Но лучшее выражение благодарности ветеранам — это создание максимально комфортных условий жизни в стране для них самих, их детей, внуков, родственников».[51] · Пунктам 4, 5 и 10 не соответствуют факты продажи в военторгах оригинальных лент по цене в среднем 50 рублей за метр без всяких надписей. Отличить «праздничную» ленточку от оригинальной, по мнению Валикова, могут только эксперты. Таким же образом авторы акции могли бы выбрать в качестве символа праздника реплики не ленточки, а реплики самих Орденов Славы, например, из пластика. По мнению Валикова[51] и авторов «Сайта в защиту Георгиевской ленты»[52] основная проблема акции заключается в том, что «Кодекс Акции» не является юридическим, его можно свободно нарушать, а следить за его исполнением некому. Так, например, акция откровенно призывает нарушать ст. 17.11 п. 2 КоАП РФ: «Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией знаков».[55]
|