Управленческие взаимоотношения с творческими работниками
Одаренные люди отличаются большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов. Их также отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Такие люди, как правило, обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями. Наконец, одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, предлагая неординарные, нетрадиционные пути решения. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. Поскольку проблемы, которые они пытаются решать, очень часто «не по зубам» коллегам по работе, а одаренные люди этого сами не понимают, у них проявляется «эффект ореола» — преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми. Культура управления предполагает, что равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Поэтому человек, пришедший в организацию, вправе рассчитывать на понимание и поддержку умных и тактичных руководителей. Поскольку одаренные и талантливые люди проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми. Разнообразие интересов порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Персонал организации очень часто относится к талантливым людям как «всезнайкам» и «выскочкам». Организации с достаточно развитой культурой управления и ориентированные на развитие всегда расширяют набор интеллектуальных действий, поощряют активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных. Поэтому задача руководителя — выявить талантливых людей, создать условия для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту.[4] Существуют причины снижения творческой активности человека: эмоциональные — страх ошибиться, выглядеть смешным, некомпетентным, осуждаемым остальными сотрудниками; профессиональные — неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания; причины восприятия — односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня; личностные — чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм. Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. Деятельность таких сотрудников может стать важной составляющей успеха и культуры организации, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Исследователи рассматривают проблемы, возникающие при проведении кадровой политики, которые могут оттолкнуть талантливых людей или не дать раскрыться их потенциальным возможностям, что ведет к ущербу для всей организации в будущем. Эта проблемы могут возникнуть при отборе кадров, при их обучении, при оценке персонала, в процессе продвижения их в должности. Многие организации сегодня нередко идут на риск и специально берут на работу нескольких «заводил» в надежде, что они будут действовать как катализаторы и разбудят дух творчества в организации, помогут ей выйти на новые рубежи. Существует система организационных и воспитательных приемов руководства организаций по взаимоотношениям с одаренными и талантливыми людьми. Руководителям следует: анализировать их собственные ценности в отношении руководства с подчиненными; быть честными к себе и другим. Талантливые люди чувствительны ко лжи, их психика подвержена влиянию неправды и несправедливости; избегать длинных объяснений и нравоучений с талантливыми людьми. Они многое понимают с полуслова; уважать в людях индивидуальность, неповторимость. Не загонять их в «прокрустово ложе» своих представлений; почаще отмечать у одаренных людей их достоинства, оттеняя недостатки. делать упор на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что важно для социоэмоционального настроя талантливых людей; научиться с большой долей терпения воспринимать эмоциональные перепады талантливого человека; приветствовать и поощрять разногласия в идеях и мнениях; давать возможность творчески настроенным работникам активно участвовать в принятии решений и формировании планов; изменять традиции старшинства, чтобы сотрудники могли продвигаться с любого уровня в полном соответствии с их достоинствами; предоставлять больше свободы своим работникам, чтобы они могли работать с максимальной самостоятельностью; не ограничивать талантливых работников рутинными работами, а развивайте их интересы и ставьте перед ними новые, увлекательные задачи; быть терпимы к странным идеям; делать все, чтобы избежать общественного неодобрения талантливых людей, уменьшить социальные трения и негативную реакцию персонала организации.[3] Из этих рекомендаций видно, что важнейшим фактором развития творчества выступает организационная культура, сложившиеся в организации формы, методы, приемы работы с одаренными людьми, принятые ценности и нормы. Следует создавать такую организационную среду, в которой творческим, талантливым работникам было бы комфортно. Здесь многое зависит не только от управленческого стиля руководителя, но и от внедренных в практику работы организации традиций, ритуалов, принятых между сотрудниками форм общения.[4] Заключение
Если раньше творчество считалось привилегией деятелей искусства и пересекалось с коммерцией лишь на почве меценатства, то с начала прошлого века представители бизнес-сообщества проявляют все больший интерес к этому феномену. И делают это вполне обоснованно. Например, корпорация General Electric после проведения двухлетнего курса развития творческого потенциала сотрудников получила результат в виде 60-процентного увеличения числа патентоспособных идей. Креативные сотрудники становятся инициаторами инноваций, приносящих колоссальную прибыль (под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации). И в наше время любая компания может конвертировать творческий потенциал своих сотрудников в денежный эквивалент. Любой бизнес, будь то продажа молочных продуктов или производство высокотехнологичного оборудования, развивается благодаря новаторам. Креативность не знает границ. Поэтому рынок бурно реагирует на удачные идеи, а работодатели все чаще требуют от своих подчиненных креативного мышления. Пути активизации творческого потенциала работников весьма многообразны. Важно уметь выбрать те из них, которые соответствуют специфике каждой конкретной организации, её целям и задачам, её кадровому составу. Не существует универсальных рецептов развития творчества работников – эта задача, в свою, очередь, требует от управленца творческого подхода и высокого профессионализма.
Деловая ситуация «Рекламное агентство ЭКСПРЕСС» Трое друзей – 2 девушки: Ирина и Виктория и 1 молодой человек: Игорь, учились в одном университете технологии и дизайна. После его окончания решили открыть своё рекламное агентство. Они планировали заниматься разработкой и дизайном рекламных проектов, а так же печатью постеров, плакатов, баннеров, растяжек и т.д. Весь комплекс работ они разделили на части, каждый должен был отвечать за свою. Ира с детства хотела стать дизайнером, закончила художественную школу и уже учась в университете подрабатывала компьютерным дизайнером в успешной рекламной фирме. Её работы были великолепны и всегда всех радовали, ей поручили художественное оформление всей продукции и разработку макетов. Игорь отвечал за техническую часть работы – печать, изготовление продукции, и контроль над ней. Вика имела ещё и образование бухгалтера, ей было поручено вести финансовую часть дела, бухгалтерский учёт и заниматься поиском клиентов. Всем ребятам нравилась своя работа, они были хорошими специалистами. Взяв кредит в банке и сняв в аренду помещение, они закупили необходимое оборудование и материалы, и открыли фирму «Экспресс». С самого начала дела в фирме пошли хорошо, так как ребята трудились с утра до позднего вечера, их работы отличались индивидуальностью и креативностью. Заказчики были довольны. И уже через небольшой период времени некоторые из них стали постоянными клиентами. В основном это были крупные фирмы, работавшие в самых различных отраслях производства товаров и услуг, нуждавшиеся в качественной и профессиональной рекламе. Они делали большие заказы. В фирме росла прибыль. Ребятам было очень трудно работать в таком жестком режиме, и они решили набрать небольшой штат работников. Первым делом они дали объявление в Интернете о том, что требуются молодые и энергичные специалисты в области компьютерного дизайна и полиграфии на постоянную работу с высокой заработной платой, что имеется вакансия на должность бухгалтера. В течение месяца они отобрали четырех человек, которые подходили для данной работы. В назначенный день все они пришли знакомиться с новыми рабочими местами и будущими руководителями. Их ждали в офисе Ирина, Виктория и Игорь. Они лично хотели побеседовать с новыми работниками. К 10.00 подошли первые кандидаты: Серёжа и Саша - эти ребята окончили художественный колледж. Они хорошо владели компьютером, различными графическими программами, хорошо рисовали. В процессе беседы они рассказали, что увлечены компьютерами и данная работа для них не составит большого труда, что это будет очень увлекательно и захватывающе. По окончании разговора Ирина провела Серёжу и Сашу на их рабочие места. Этих ребят приняли на должности художников-оформителей. Ира должна была контролировать процесс работы и отвечать за конечный результат. К 11.30 подошел еще один молодой человек - Дима. Он должен был стать помощником Игоря по технологическим процессам. Дима работал в крупной государственной типографии, где у него не было шансов проявить все свои возможности и знания. Он занимался рутинной работой изо дня в день, да и зарплата на предприятии его не устраивала. На собеседовании ему было обещано, что работа у него будет интересной и высокооплачиваемой. Дима очень обрадовался такой перспективе и сразу же попросил показать и объяснить, чем конкретно он будет заниматься. После Димы на собеседование пришла женщина, которая хотела занять должность бухгалтера. Ее звали Наталья Сергеевна. Она рассказала, что работала в фирме и несколько месяцев назад попала под сокращение штатов. До этого она закончила бухгалтерские курсы, специальность бухгалтера ее очень привлекала, она самостоятельно изучала всю необходимую недостающую информацию. Она также рассказала, что владеет несколькими распространенными бухгалтерскими программами и знает английский язык. Ей, как и остальным, показали рабочее место. Это был отдельный кабинет с компьютером, удобной мебелью и хорошим освещением. Всем новым работникам установили испытательный срок в один месяц. Проведя беседу со всеми кандидатами, Ирина, Виктория и Игорь провели совещание, где решили вопросы о размерах заработной платы новым сотрудникам, а также разобрали некоторые текущие вопросы. Через месяц директора «Экспресс» устроили собрание, на котором было объявлено, что все хорошо справились с возложенной на них работой и приняты в их фирму. Еще через некоторое время «Экспресс» уже представлял собой солидную фирму, которая зарекомендовала себя как надежный и серьезный партнер. Коллектив был очень дружный, помогали друг другу в трудную минуту. И поэтому все работали с большой отдачей и с большим удовольствием. Но в один прекрасный день Вика созвала собрание директоров. На нем она предложила новую концепцию устройства фирмы. Она заключалась в следующем: 1. Фирму должен возглавлять один человек - генеральный директор. 2. У генерального директора должно быть два заместителя, которые находятся в его подчинении. На должность генерального директора она выдвинула свою кандидатуру, обосновав это тем, что именно она ведет финансовые дела фирмы, привлекает клиентов и поддерживает с ними контакты, а имеющиеся постоянные клиенты - её заслуга. Заместителями должны стать Ира и Игорь, которые в общем остаются на прежних местах, меняется только название их должностей. Все это Вика преподнесла в виде ультиматума. Она сказала, что если её предложение не будет принято, то она покинет «Экспресс», забрав свою долю. Причем она еще пригрозила, что откроет новую фирму, которая будет работать в этой же отрасли, и заберет туда всех клиентов. А если данное предложение будет принято, то она, как генеральный директор будет владеть 50% прибыли, заместители по 25% каждый. Вика закрыла совещание и уехала домой, а Ира и Игорь остались в офисе обсуждать сложившуюся ситуацию. Вопросы: 1. Формулировка проблемы. 2. Причины успеха фирмы «Экспресс». 3. Причины конфликта в фирме. 4. Альтернативные решения. 5. Рекомендации. Анализ ситуации 1. Формулировка проблемы: Конфликт между партнерами фирмы из-за стремления к власти и жажды денег. 2. Причины успеха фирмы «Экспресс»: 1. Профессионализм и высокая квалификация работников фирмы. 2. Удачный выбор ассортимента выпускаемой продукции. 3. Использование современной техники. 4. Тщательный подбор кадров. 5. Разделение обязанностей. 6. Сплоченный коллектив, работающий одной командой. 7. Увлеченность работой и добросовестность ее исполнения. 8. Высокая работоспособность и стремление к успеху. 9. Работа с постоянными клиентами. 10. Согласованность в управлении. 11. Преданность своему делу. 3. Причины конфликта в фирме: 1. Каждой фирме необходимо единоначалие. 2. Амбициозный характер Виктории, её стремление владеть большей долей прибыли. 4. Альтернативные решения 1. Ирина и Игорь принимают ультиматум Виктории.
2. Ирина и Игорь не соглашаются с предложением Виктории, и она уходит из фирмы.
3. Ирина и Игорь находят компромиссное решение: Виктория - генеральный директор; меняется соотношение зарплаты; сохраняется коллегиальность в принятии важнейших решений.
4. Роспуск фирмы; каждый учредитель забирает свою долю.
5. После совместного обсуждения, на следующий день, Виктория снимает свой ультиматум.
6. Ира и Игорь уходят из фирмы, и Вика остается одна (из учредителей).
7. Приглашение на пост генерального директора фирмы нейтрального специалиста - профессионала со стороны.
8. Преобразование фирмы в акционерное общество.
5. Рекомендации Рекомендуется Ире и Игорю принять предложение Вики. Как бы унизительно это ни выглядело, это единственный способ спасти фирму, и тогда каждый из ребят будет заниматься своим любимым делом. Им надо смириться с должностью заместителей, постараться понять, что руководитель должен быть один. Наверняка с новой системой управления фирма будет работать еще эффективнее и получать большую прибыль, так что в материальном отношении они не проиграют.
Список использованной литературы
1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 407 с. 2. Бурносова Н. М., Шаталова Н. И. Управление персоналом на производстве. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 381с. 3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 2001. – 302 с. 4. Поршнева А. Г., Саломатина Н. А. Управление организацией. – М.: ИНФРА- М, 2002. – 669с. 5. Столяров А.М. Методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 2003. – 126 с. 6. http://www.iteam.ru 7. http://www.syntone.ru
дата выполнения: подпись:
|