Иначе не написал бы эту книгу.)
Список дел: «Это твоя жизнь!»
1. АА – «Анонимные Алкоголики» – это круто. Они спасли тысячи жизней… и душ. Создайте свою организацию, мини‑АА. Или АНР – «Анонимные Наемные Работники»… или АОР – «Анонимные Офисные Рабы». Смысл: группы единомышленников очень помогают. Очень! Они дают возможность собираться вместе с людьми, с которыми чувствуешь себя в одной лодке. (Немедленно возникают связи – и идеальная среда для того, чтобы отбросить условности.) И совершенно откровенно поговорить о своих страхах (у кого из нас их нет?)… и планах (у кого из нас их нет – лучше заиметь). Соберитесь вместе с коллегами – с работы или нет – и поговорите об этом Новом Мировом (Рабочем) Порядке. Испуганы? Разделите свой страх с другими. Почитайте Франклина. И Эмерсона. И Кови. Обсудите прочитанное. Подумайте и поговорите о В‑А‑С (эгоизм не просто достоинство, он необходимость… и он поможет и другому/другой решить свою дилемму/воспользоваться своими возможностями). Пора думать о себе как о Независимой Душе. Пора думать о своих интересах (в лучшем смысле).
2. Представьте мир Оги Марча: «…до всего дошел сам, не по науке, и писать буду по‑своему». Что это значит для вас? Конкретно? Как вам – возможно, продолжая пока получать зарплату в Крупной Корпорации – сделать п‑е‑р‑в‑ы‑й шаг к Психологической Независимости? Напишите собственную Декларацию (личной) независимости в стиле Оги Марча.
3. Негативные мысли – под запрет. (Что за вздор?!) Нет, серьезно, нарисуйте цветной образ того, как классно станет… вам, когда все будет по‑новому. То есть после Освобождения. В письменном виде перечислите все имеющиеся и потенциальные плюсы… Нового Независимого Вас.
4. Приложение для боссов: лучшее, что вы можете сделать для восемнадцати ваших «подчиненных», – это инициировать диалог о «воспринимаемой независимости». Эй, слушайте меня, я, ваш босс, хочу… отчаянно сильно хочу… чтобы люди, работающие со мной / подо мной, овладели бы образом мыслей Свободного человека. Мне – как исследователям Антарктики когда‑то – нужны только добровольцы. В данном случае Добровольцы для Миссии Века Двадцать Один.
1а. Когда в последний раз вы спрашивали себя: «Кем я хочу быть?»
Суть
Недавно попалось на глаза одно простое предложение. Помню, как меня торкнуло:
«Когда в последний раз вы спрашивали себя: “Кем я хочу быть?”»
Автор: Сара Энн Фридман. Книга: «Работа имеет значение: женщины о своей работе и жизни». Вы наверняка слышали старую шутку: Почему родители постоянно спрашивают своих детей: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Хотят украсть идею!
Кем вы хотите быть?
Большинство скажет, что жизнь сложилась довольно хорошо. Конечно же, я достиг «успеха» в общественном понимании (что бы это ни значило), который мне и не снился когда‑то. Но все же «это» снова и снова колет меня: КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ? Я‑бренд – это прагматичная, коммерческая идея. Она помогает выжить в качестве чертового‑белого‑воротничка. Но и дает возможности. И освобождение. И определение. (Самоопределение.)
Т. е.: Кем Я хочу быть? Что Я значу? Что значит МОЯ работа? Меняю ли Я что‑то?
Осмелюсь сказать, что никто из нас не задает себе этих вопросов достаточно часто. Ни Билл Клинтон. Ни Эл Гор. Ни Джордж Буш. Ни Дэн Куэйл. (Хотя, возможно, Опра, Марта Стюарт и далай‑лама задают.)
КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ? Мое/наше послание: НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ «ТОТ ВОПРОС» РЕГУЛЯРНО! (ОК?)
Слова
Секрет жизни состоит в том, чтобы иметь задачу… что‑то, чему ты все отдаешь… и самое важное – чтобы эта задача была почти невыполнима. Генри Мур, скульптор
Работа – это моя одержимость, но и моя привязанность… Поглощение своим делом – идеал для работы. Дональд Холл, поэт и писатель, «Работа всей жизни»
Идея ухода на самом деле была вызвана абсолютным однообразием всего этого. Потом босс поручил мне проект, в котором я оказался единственным участником. Можно было называть себя королем, императором – любым титулом, какой нравится. И я взял на работу одного технического специалиста. Вот из этого мы и вырастили многомиллиардный «пластиковый» бизнес. Джек Уэлч, CEO General Electric, о том, как он почти ушел из компании в первый год работы в ней (Fortune, январь 1999 года)
Ее сад – это работа, потому что она посвящает себя ему страстно и убежденно, отдает ему всю себя; потому что это ее задача или, скорее, вечная загадка, которую нельзя разгадать. Дональд Холл, «Работа всей жизни», о своей последней жене поэтессе Джейн Кеньон
Думаю, это помогает думать. Альфред Эдвард Хаусман, британский писатель, в изображении Тома Стоппарда в «Изобретении любви»
Список дел: «Кем я хочу быть?»
1. Пригласите пару друзей на обед. А еще лучше на ужин. Тема для разговора: кем я хочу быть? (Понимаю, что это попахивает клинической психологией. И не ручаюсь за последствия. Но начать придется. Так или иначе.) В чем идея: превратить нытье у кулера по поводу консультантов из Andersen Consulting, стремящихся срезать издержки и выкинуть нас, в диалог о том, как нам выкинуть все это дерьмо из нашей жизни. Настроив мозги на правильную волну.
2. На что могла бы быть похожа «клевая работа»? В одиночку… а лучше все же (снова) с несколькими друзьями… набросайте список из 25 (не меньше!) фраз, которые определяют для вас / для всех вас… работу, которая что‑то значит. Можете как‑то применить пять любых фраз уже к нынешнему своему проекту? Уже на следующей неделе?
3. Попробуйте сочинить лозунги, не стесняйтесь (футбольные и баскетбольные тренеры делают это постоянно!). Повесьте плакаты: РАБОТА ЧТО‑ТО МЕНЯЕТ! Я ВЛАСТЕЛИН СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ! МЫ ЧТО‑ТО ЗНАЧИМ! НЕ БЕСПОКОИТЬ: ЗАНИМАЮСЬ КЛАССНОЙ ХРЕНЬЮ! (Ну или что‑то в этом роде.)
4. Вспомните любимых футболистов, стилистов, маляров, поваров и кинозвезд. Как можно сделать вашу работу похожей на их? Будьте предельно конкретны. Обсудите это с теми многострадальными друзьями, которых я специально держу для такого случая. Сформируйте группу поддержки. Что угодно.
ДЕЛАЙТЕ ЧТО‑НИБУДЬ! ДАВАЙТЕ, ЖИВЕЕ!
2. Деваться некуда! Вот она наконец наступила – революция «белых воротничков»!
Закончена столетняя война с «синими воротничками» за повышение производительности труда. Теперь дубина занесена над миром «белых воротничков». И когда рассеется дым… кто останется в живых? ВЫ! ЕСЛИ (жирное «если) вы сообразите, что происходит. И будете вести себя соответственно.
Суть
Экономика внимания основана на «звездах»… Если в вашей работе нет ничего выдающегося, то, независимо от вашего трудолюбия, вас не заметят, а значит, не станут платить за нее больше. Майкл Голдхабер, Wired
Эта книга вполне могла бы называться «Выбора нет». То есть: или Я‑бренд… или Я‑труп. Звучит алармистски? Вопли экстремиста? На оба вопроса ответ «да». И… все же «нет». То есть: за время чтения этой книги ваша работа точно никуда не денется. (Если вы читаете достаточно быстро, конечно.) Но она денется – или изменится до неузнаваемости – в следующие десять лет. Я знаю, что меня считают несколько радикальным. Что ж, ничто не может быть настолько далеко от истины. Посмотрите на книгу «В поисках совершенства». Названную некоторыми «революционной». Всего семнадцать лет назад. И все же… все же… в ней вы не отыщете слов «глобализация» или «информационные технологии». Радикальная?! Радикальная, блин! Да почти все самые большие мои ошибки за последние 20 лет были связаны с… излишним консерватизмом. С недооценкой скорости и размаха перемен. Поэтому повторюсь: девяносто с лишним процентов работы, которой заняты «белые воротнички», изменится до неузнаваемости или будет полностью переосмыслено в следующие десять лет плюс‑минус два года. Следовательно: те из нас – начиная с меня! – кто хочет пережить новый всемирный потоп, должны засучить рукава и заняться личной перестройкой. Пока не устарели морально. Иными словами:
«Займись собой сам, пока тобой не занялись эти ублюдки».
Список дел: «Неотвратимая Революция “белых воротничков”»
1. Истинно ли веруете в грядущий апокалипсис, братья и сестры мои? Нет, серьезно: говорите о Революции «белых воротничков». Изучайте ее. (Организуйте – как можно скорее – группу читателей). Обсуждайте ее со знатоками во время перерыва на обед. Главная идея: ОПЕРЕЖЕНИЕ КРУЧЕ РЕАГИРОВАНИЯ. То есть классно быть впереди – хотя бы немного, если получится – кривой мощности / приливной волны (как говорят у нас, радиофизиков/серферов)?
2. Договоритесь о встречах за обедом или ужином с четырьмя‑пятью людьми, которых вы знаете и которые добились успеха как независимые подрядчики. Или пригласите их поговорить с вами и вашими коллегами. Начните составлять список – справочник? – характеристик работы в условиях Новой Экономики. (Ну или чего‑то подобного, главное – результат.) Другими словами: станьте студентом! Делайте домашнее задание! Учитесь у мастеров!
3. Поднимайте планку выше! «Будь оптимистом» – крайне бессмысленный совет. Но зато точно нужно создавать Классные образы того, как классно мог бы выглядеть будущий Мир «белых воротничков».
* * *
ЗА ОКНОМ НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ. ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ХОДИТЬ НА ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ, КАК ПРИМАТЫ. ТОЧКА. И я тоже. Я как безумный экспериментирую со всевозможными коммуникационными девайсами… то есть с книгами из этой серии и разными средствами массовой информации (телеконференциями, Интернетом, компьютерными обучающими программами). Почему?
МНЕ – В МОИ 69 – ЭТО НУЖНО!
Если я не хочу все бросить и тихо уйти на покой. А Я НЕ ХОЧУ! Хотя (замечу в скобках) принадлежу к тем счастливчикам, у которых есть такая возможность (a.k.a деньги‑денежки). Если у вас нет под рукой трастового фонда на ваше имя, эта радикальная перестройка себя – превращение в Я‑бренд – просто необходима! Разве что вам прикольно стать красивым, удобным… холодильником! (И это, коллеги, лишь маленькая гипербола. Ну хорошо‑хорошо, большая. Что я хочу сказать: МЫ ГОВОРИМ О ВАШЕЙ ЖИЗНИ!)
3. Мой ответ (лучший… нет, единственный (????) из возможных) на Революцию «белых воротничков»: стать Я‑брендом
Перевод: Добро пожаловать в эпоху… если ума хватит … Я‑брендов.
Суть
Йогурт взлетает вверх и ударяется о лопасти вентилятора. Хруст, хлюпанье, крики. Мало кто увернется (а есть такие?). Революция «белых воротничков» пробивает себе путь. Стремительно. Защищенность – к которой мы привыкли на работе – исчезает на глазах. И… что теперь? Отвечаю: верните себе чувство защищенности! (Спорю, что не такого ответа вы ждали.) Но это другая, новая защищенность на работе. А на самом деле очень старая новая защищенность. Именно такой она была задолго – задолго! – до Большой Фирмы. До социального страхования. До пособия по безработице. До создания всей этой огромной так называемой системы общественной стабильности, которая имела такие побочные эффекты, как исчезновение инициативы, драйва и отваги у миллионов «белых воротничков». Я говорю о чувстве защищенности, которое было и у первых колонистов Америки, и в первые сто лет после основания нашей страны. Его компоненты: • ремесло • уникальность • навыки общения
Ремесло = возможность продать результаты труда. Уникальность = запоминаемость. Навыки общения = поддержка за счет «сарафанного радио». Это старо как мир и справедливо даже для кузнеца из первых колоний в Америке. (И для его современного коллеги, делающего ремонт в квартирах. Или бухгалтера‑фрилансера.) И в то же время ново – как Голливуд. Или как странствующий программист веб‑приложений, который сейчас работает в Сан‑Франциско, или в Остине, или в Роли‑Дареме, битком набитом высокотехнологичными компаниями. Или на Таити. Это связано с необходимостью быть настолько чертовски хорошим специалистом и ответственным по отношению к тому, что делаешь (и еще знать, что это должно быть сделано), что мир забьет запросами полуторамегабитный канал к вашему компьютеру. Мой термин на современном языке (a. k. a. Питерс‑лингво) для этого древнего, уверенного в себе, умеющего налаживать связи, зависящего от «сарафанного радио», уникального ремесленника таков: Я‑бренд. Я верую в брендинг. Как и великий рекламщик Дэвид Огилви, как и многие другие, я считаю, что бренды – это отнюдь не жульничество маркетологов. А потребитель отнюдь не идиот. Дерьмо вы по большому счету брендировать не сможете. И – в соответствии с Огилви – вы были бы полным тупицей, если бы не брендировали хорошие вещи: iMac, или застежку на пластиковых пакетах Ziplock, или клевое место для кофеманов под названием Starbucks. Бренд – это «товарно‑доверительный знак». Это условное обозначение. Это способ сортировки.
|