МИНИНКОВ, Н. А. ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ДО 1671 Г.). — РОСТОВ Н/Д, 1998. — 510 С.
Н. А. Мининков, опираясь на широкий круг источников убедительно доказал, что на заре своей истории казачество не представляло единого целого. Складывавшийся из различных в этническом и конфессиональном отношении общин субэтнос быстро пополнялся за счет притока на Дон русского православного населения. Это в конечном итоге предопределило его близость к славянскому и христианскому миру и дальнейшую судьбу в составе Российского государства. Безусловно, жизнь на перекрестке цивилизаций, в «контактной зоне» вносила свои коррективы в процесс формирования донского казачества, но этот же путь в общих чертах прошли и другие казачьи войска Российского государства, в частности, запорожское, терское, яицкое. Поэтому следует признать достаточно убедительными и обоснованными выводы автора, что возникновение казачества явилось результатом прежде всего внутреннего развития России, в ходе которого складывался деспотический самодержавный режим и крепостничество, и как результат — уход из Руси на Дон населения в поисках вольной жизни вне досягаемости царской власти. Вместе с тем, на наш взгляд, следовало бы подробнее показать, какой след оставило местное население в жизни казачества, а также попытаться ответить на вопрос: принимало ли полностью или привносило что-то свое население, бежавшее на Дон, в сложившиеся условия жизни и источники существования, формы хозяйственной деятельности, местные органы власти и проч., или оно их деформировало и размывало, и как это проявлялось на положении казачества и т. д. Постоянная военная опасность и отсутствие хозяйственной деятельности превратили разбой в основной источник выживания казачества. Автор, скрупулезно исследуя материалы Посольского, Поместного, Разрядного и других приказов, показывает, что царское жалованье, а также торговля, скотоводство, охота, рыболовство и другие промыслы хотя и носили подсобный характер, нередко помогали казачеству выстоять в тяжелые годы, когда по различным причинам невозможно было выйти в походы «за зипунами» на Волгу, Черное и Каспийское моря. Вместе с тем следует обратить внимание, что в монографии впервые подробно рассматривается вопрос о роли и значении царских отпусков. Жалованье являлось не только платой за выполнение определенных поручений, одной из форм экономической и политической поддержки казачества, но и играло регулятивную роль. Оно было в XVII в. важным условием ограничения разбойного образа жизни, «подталкивания» казачества к мирной хозяйственной деятельности. По нашему мнению, важно учитывать и другую роль царских отпусков, благодаря жалованью правительство формировало у казачества представления о зависимом, служебном характере отношений между Московским государством и войском Донским, которые с начала XVIII в. воспринимались как естественные и «издревле» существовавшие.
История возникновения Первое письменное сообщение о городке относится к августу 1571 года и связано с проездом Доном в Константинополь русского посланника Ишеина. Его сопровождали из Москвы до Азова Игнатий Кобяков и казачьи атаманы Мамин и Яковлев. В царской грамоте Кобякову предписывалось проводить Ишеина в Азов, а затем «…взгребсти вверх Дону о Раздорах Донецких» и там дожидаться государева указа, а атаманам Баламутову, Кошелеву и Носу – быть при Кобякове»[1]. Грамота указывает на название и значимость городка как главного центра казаков, подчёркивает важность его географического и военно-стратегического расположения. Из Руси и сопредельных государств «в казаки» как уже подчёркивалось выше, уходили двумя основными путями по рекам Дон и Северский Донец. В дельте реки Северский Донец эти пути пересекались и именно здесь на своеобразном острове, именуемом Раздорский, первоначально и селились казаки. От месторасположения городка, происходит и его название: среди различных значений слова «раздор» (легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших турчанку-полонянку или о том, что между казаками и турками, татарами были постоянные ссоры-раздоры) в словаре В.И.Даля имеется и топографический, означающий разделение реки на протоки, разбитое на рукава устье, дельту[3]. Именно таковой и является дельта реки Северский Донец. За сотни лет течение реки изменило конфигурацию некогда большого Раздорского острова и сегодня Дон чётко вырисовывает контуры другого острова, который расположен напротив нынешней станицы Раздорской и называется Поречным. Именно здесь и располагался Раздорский городок. «Раздоры был самый нижний городок на Дону в XVI веке – писал В.Д.Сухоруков. Он был тогда главным местом в казачьих владениях, и в нём имел пребывание войсковой атаман. …Верховые казаки большею частию бродили по Волге и в улусах ногайских, а низовые собирались всегда в Раздоры и отсюда партиями и в совокупности отправлялись воевать Азов и разъезжали по морям Азовскому и Чёрному. Раздоры были главным сборным местом казаков, и тут всегда можно было найти многолюдство»[4]. История Раздорского городка ещё имеет много «белых пятен». В основном она известна по письменным источникам. Дополнить её, призваны археологические исследования на острове Поречный, где располагался городок, а также на территории самой станицы Раздорской, куда в первой половине XVIII века был «перенесён» казаками городок. Легенды и предания, письменные источники донесли до наших дней сведения о славных исторических событиях, связанных с Раздорским городком – о пребывании в нём знаменитых атаманов XV-XVII веков: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Смаги Чершенского, Епифана Радилова, Ивана Каторжного, Михаила Татаринова и других. Ещё в 1930-х годах на восточной окраине станицы, напротив острова Поречный находилась «Ермакова роща». По преданиям, в ней Ермак Тимофеевич с казаками-дружинниками делал струги для своих знаменитых походов по Дону и Волге. Путь Ермака в Сибирь начинался с Дона. Недаром, летом 1893 года станицу Раздорскую посетил великий русский художник В.И. Суриков. Образы казаков станицы – Арсения Ковалёва и Макара Агаркова послужили прототипами Ермака и его сподвижника есаула Ивана Кольцо для написания картины «Покорение Сибири Ермаком»[6]. В письменных источниках конца XVI века Раздорский городок упоминается несколько раз. Как указывает Н.А.Мининков: «Одним из самых главных казачьих городков являлись в то время Донецкие Раздоры, расположенные при впадении в Дон Северского Донца. На этот счёт имеются косвенные свидетельства. Так в 1584 году посол Борис Благово доносил в Москву, что он велел посольские «суды взогнати вверх до Раздоров» от Азова, «и велел те суды приказати атаманом донским». Таким образом, Борис Благово, прошедший весь Дон сверху донизу и видевший многие городки, считал, что именно в Раздорах, скорее всего – в Нижних, было местопребывание тех, кого он называл донскими атаманами. Едва ли атаманы из Раздор были в 80-х и 90-х годах во главе всего казачества. Но, несомненно, то, что Раздоры являлись одним из важнейших на Дону центров»[7]. В грамоте царя Фёдора Иоанновича от 31 августа 1584 присланной атаману Ивану Кишкину с посланником Борисом Благово, ехавшим в Константинополь, царь повелевал казакам прекратить все ссоры с азовцами, дабы не препятствовать благополучному проведению переговоров, и быть на Дону миру до тех пор, пока посланник не возвратится из Константинополя в Азов. Казакам поручалось при его возвращении проводить до г. Ряжска, «… а какие именно низовые атаманы и казаки останутся от Азова до Раздоров, дожидать нашего посланника, о тех пришлите к нам список, и мы наградим их нашим жалованьем…». В.Д.Сухоруков полагал, что в то время ниже Раздор по Дону до самого Азова казачьих городков ещё не было[8]. Н.А.Мининков в своём исследовании пишет о Раздорском городке «… в 1586 году этот городок вновь был особо выделен правительством среди прочих казачьих поселений. Послу В.Биркину, следовавшему в Азов, вменялось в обязанность оставить «в Раздорах Донецких» или «в котором месте пригож» сына боярского, чтобы тот «поджидал от царя Саадат Кирея вести». В Москве, следовательно, считали, что на Дону Раздоры занимают особое положение и именно в этом городке сын боярский мог бы наилучшим образом выполнить ответственное поручение»[9]. Из грамоты 1587 года известно, что царь Федор Иоаннович убеждал ногайских князей, соединясь с российским войском на Дону у Донецких Раздор совместно выступить против крымских татар[10].
|