Музыкально-теоретический анализ
Хоровой жанр произведения - хоровая миниатюра акапелла. Склоняется к хоровой балладе. В произведении пресутствует повествовательная скрытая драматургия. Форма произведения тяготеет к 3 частной репризной, неполной, видоизмененной (А В А1). 1 часть состоит из 3-х предложений (1т - 25 т). Это часть повествовательного харектера. Безметежное описание природы и жизни обычных людей. Первое предложение начинаеться общим звучанием хора. Во втором предложение мужские голоса изображают изобразительный элелемент звона колокола, поэтому мужские голоса звучат как фоновая поддержка. Так же в 1 части (3 предложение) присутствует элемент диалога между мужскими и женскими голосами. 2 часть состоит из 2-х предложений (25 – 42т). Пение всем хором в решительном характере (Resoluto). 2 часть так же не повествовательная, но в ней присутствует драматургия. Местами звучит «крик»,так же пресутствует тема плача. Которая звучит сначала у всего хора, а продолжает ее партия альтов, звуча как связка между средней и 3 частью. 3 часть состоит из 2-х предложений (42- 54 т). 3 часть так же как и 1 часть повествовательного типа. И в конце (2 предложение) автор использует прием инструментовки, когда весь хор изображает звон колокола звукоизобразительный прием «симанизация» Фактура аккордово-гармоническая. Инструменизация пронизывает фактуру иммитацией колокольного звона(симатичность). Автор очень широко использует этот прием. Начинаеться произведение вступлением всех голосов хора. Становление инструментального элемента с темой проходящей в сопрано. Кульминацияприходиться на 2 часть она звучит в решительном (resoluto) характере, звучит как призыв с элементами звучания «как бы плача». Именно в этой части описываеться весь ужас происходящий в далеком прошлом, над Хатынью. 3 часть по динамике тише 2 части, но именно за ней стоит последнее слово. Произвдение очень насыщено динамическими оттенками. Начинаеться произведение в динамике «р» развитием к концу 1 части с последующим снижение динамики к «р». Автор использует динамические сопоставления в 1 части между мужкими и женскими голосами:
И во второй части между полным составом хора и отдельными партиями: Кульминация всего произведения исполняеться на FF, так же композитор использует акценты на протяжении всего такта Характер звуковедения смешанный. В основном звуковедение легато. Нонлегатто появляеться только в одном месте, во второй части, кульминации. Тональность произведения b-moll..Присутствует отклонение в тональность доминанты, субдоминанты, к VI ступени, в паралельную тональность. В связи с отклонениями, встречаються сложные гармонии в основном с обращениями Интервалика очень разнообразна. Но в основном ипользуються терции, кварты и квинты. Во второй части часто звучат унисоны между S и T, A и B, а так же общехоровой октавный унисон. Размер произведения 4/4 и остаеться неизменным. Темп произведения Tranquillo – спокойно. Который больше относиться к характеру произведения чем к темпу. К концу 1 части темп изменяеться на Largamente – долго, протяжно. «часть resoluto – решительно. 3 часть исполняеться в первоночальном темпе. Ритмический рисунок разнообразен. Часто встречаеться пунктирный ритм.В конце произведения триоль. Голосоведение в произведение смешанное. В основном движение поступенное, но встречаються скачки.
Тема плача которую использует автор берет свое начало с традицией Мусарского. Хор носит публицистический характер. Написано произведение в традициях своего времени. Тема Хатыни,города белогусии одна из важных тем в истории, которая затронула многих.
|