Исполнительский анализ
Произведение написано для смешанного 4-х голосного хора(acapella). В хоре присутствует divizi в партиях сопрано, тенора и баса. Общий диапазон произведения
Диапазоны партий
Что косаеться строя вцелом партии удобны. Но на кульминации произведения пение храмматизмами и неудобные скачки:
Очень важно следить за строем так как произведение исполняется а саррella. Партии хора должны аккуратно исполнять (интонационно чисто) нисходящее движение. Которое встречаеться сдесь довольно часто. Особенно в начале второй части, так как он захватывает достаточно большой диапазон, а высокие голоса (сопрано и тенора) поют на выдержаных нотах:
И в 30-33 тактах. Так как после унисонного пения вступает весь хор, и очень важно не понизить.
Так же следует работать над ритмическим ансамблем, так как ритмический рисунок разнообразен. Сложность для исполнения в ритмическом ансамбле является исполнение пунктирного ритма - этот ритм встречается в партитуре довольно часто. А так же множество выдержаных звуков. А ак же необходимо следить за исполненим унисонов. Певцам необходимо соблюдать единую певческую манеру, с одинаковой артекуляцией гласных, а так же в единой высокой певческой позиции. Так как это разные партии по окраске тембров, нужно добиться не только чистого интонирования этого предложения, но и сливания женских и мужских тембров воєдино. Тембровый ансамль. Окраска звука зависит от характера произведения, следовательно в начале и в конце произведения окраска звука светлая. А в середине более суровая, темная. Автор использует тембровые сопоставления высоких голосов (сопрано и альтов) с пением всего хора, следом низких голосов (альт и бас) с полным составом хора. Так же присутствует тембровое имитирование диалогичности в первой части произведения. К сложностям динамического ансамбля стоит отнести резкую смену динамики во 2 части (f - p). А так же в первой части (mf – p).Женские голоса как бы дополняют сдесь мужскую линию.
Дикция это очень ваэный момент в работе с хором. Нужно пользоваться основным правилом дикции в пении – быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяжность гласных звуков. Глухие согласные на конце слов часто при пении выпадают совсем, поэтому требуют особого внимания от дирижера и певцов. Если глухие согласные на конце слова предшествует долгий гласный звук, то его следует как бы повторить перед сдующим гласным звуком. Согласная как бы переноситься к следующему слову.(Бом, бом, бом…) Шипящие звуки следует произносить особенно коротко так как они обладают резким тембром и хорошо улавливаються слухом. Если их не смягчать и не укорачивать то они образуют ощущение шума и свиста (не сожжешь) Для непрерывности звучании мелодии необходимо соблюдать еще одно правило: согласные стоящие на конце слова или слога при распевании произносяться в пении к следующему слогу. Если два звука встречаються на стыке двух слов, то оно разделяеться цезурой. «Только песня она не мертва» Если два гласных звука стоят внутри слова, то они произносятся слитно: «Что случилось с тобою Хатынь?» «В небе стаи парили» Частицы –ся,-сь на конце слов произносяться твердо на «са», «с» «ца» «Что случилось..С Сонорный звук «р» произноситься утрированно. Крик до неба; Сжег деревню;И горька,так горька. Дыхаие в произведении пофразное, границы отмечены паузами, а так же литературными фразами. В остальных случаях используеться цепное дыхание. Необходимо четко и внятно показывать все снятия и вступления, давать четкий и понятный ауфтакт при каждом вступлении хора или отдельных партий. Точно показывать динамику и передать жестами и мимикой характер произведения. Исполнители в свою очередь должны точно следовать указаниям дирижера. Особое внимание уделять чистоте интонирования интервалов и аккордов, особенно при отклонениях в другие тональности, так как произведение исполняется a’capella. Партии должны звучать, в общем и частном ансамбле. Так же от них требуется донесение содержания произведения слушателю.
|