Классификация постсоветс прав систем.
Проблема классификации постсоветс прав систем на сегодняш день является не только прав, но и полит вопросом, поскольку выбор того или иного направления развития прав системы естеств образом предопределяет полит, эконом и соц путь развития общества. Процесс трансформации постсоветс прав государств позволяет определить разные уровни и разные ориентиры в их развитии, что позволяет условно объединить их в несколько групп. Прав системы государств Балтии, сделавшие серьезные шаги в направлении присоединения к романо-германскому праву. На основе совр критериев классификации прав систем существуют все основания, позволяющие причислить их к романо-германской прав семье. Подтверждением этого является их полноценное включение в общеевропейс интеграцион процесс. Этому способствовало их истор (досоветс) прошлое. Напр, прав система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различ прав культур: главным образом, немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Немцы принесли с собой развитое право, создали законод-во, опиравшееся на принципы старогерманского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Прав системы государств, ориентирующиеся на романо-германское право, включающие в себя прав системы России, Украины, Молдовы, Беларуси, Армении, Грузии, трансформируются в сторону присоединения к романо-герм праву. Несмотря на то, что по своей внешней форме они мало чем отличаются от романо-герм права, существует много причин, не позволяющих однозначно отнести прав системы этих гос-в к вышеуказ прав системе, в частности, сфера прав идеологии и связанная с ней правоприменит дея-ть. Географич положение государств, входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной, в контексте совр тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизацион элементов, в т.ч. в прав сфере, как результат диалога прав культур. Данные прав системы, обладая общими и специфич особенностями прав развития, заимствуют прав положения у романо-герман права. Однако, это заимствование затрагивает внешнюю сторону прав здания, а содержательная сторона все еще остается за рамками традиции романо-герман права. Прав системы постсовет государств с преобладающим мусульманским населением, где исламское право носит декларатив характер, реально не влияющий на функционирование прав систем этих государств, ориентируются на романо-герм право. Главным критерием для их объединения в отд группу служит то, что подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман. Основ положения исламской религии оказывают опр влияние на полит и прав систему этих государств. Это проявляется, прежде всего, в сферах формирования прав менталитета, прав сознания и прав культуры. Однако, исламское право не играет значит роли в общественно-полит и государственно-прав жизни этих государств. Хотя необходимо оговориться, что в разных государствах, входящих в данную группу, ситуация неодинаковая. Это государства Средней Азии — Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан, а также Азербайджан. Напр, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную прав систему, трансформирующуюся от социалистич к романо-герман типу. В то же время ей присущи отд черты, отражающие национ узбекские и общеисламские прав традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата. Законод-во этих государств, носящее светский характер, гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на беспрепятственное исповедование религии и выполнение религ обрядов. Приоритет ислама в религ жизни не является фактом гос права. Это — культурологич фактор, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения. К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербайджане, как и во всех исламских государствах, действовали традиц источники исламского права. Кроме того, местные правители издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Судеб функции, в основном выполняли кади (исламские судьи). В дореволюц период изменениям подверглись, главным образом, отрасли публич права; в сфере част, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиц исламские и обычно-прав нормы. Формирование и функционирование совр прав системы Азербайджана не может обойтись без этого обстоятельства.
|