История формирования и развитие Романо германского права
Среди существующих в настоящее время правовых семей семья законодательного права - романо-германская правовая семья занимает особое. Как отмечал Р. Давид, она является первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире1. Сформировалась она на территории континентальной Европы в романских (Франция, Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Австрия, Швейцария). К данной правовой семье примыкают правовые системы всех государств Латинской Америки (особенно в сфере частного права), национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира. Свое историческое начало она берет в Древнем Риме, поскольку ее истоки находятся в римском праве. По поводу времени формирования романо-германского права существуют разные точки зрения: 1) романо-германское право сформировалось в XII—XIII вв. в эпоху Возрождения, когда началось изучения римского права в рамках европейских университетов (Р. Давид). Этот период можно назвать периодом доктринальной разработки и обоснования романо-германского права. 2) романо-германское право сформировалось в континентальной Европе в XVIII—XIX вв. (С.С.Алексеев), т.е. по сути, французская кодификация ознаменовала формирование романо-германской правовой системы. 3) романо-германского права его рассмотрение необходимо начинать с периода, предшествовавшего непосредственному формированию данной правовой семьи, т.е. до XII—XIII вв. (М.Н. Марченко). Условно можно выделить несколько основных периодов в его формировании и развитии. Период, предшествующий непосредственному формированию романо-германского права. До XIII в. существовали элементы этой системы, не связанные между собой, прежде всего, римское право, а также обычное право и законы варваров. Как известно, римское частное право оформилось на протяжении первых веков нашей эры (I—III вв.) как логически взаимосвязанная правовая система, которая стала правовой-основой функционирования и существования Римской империи, вплоть до ее распада (476 г.). В период с V по VIII вв. на территории Западной римской империи снова римское право стало основой правового регулирования, основные положения которого содержались в компиляции Юстиниана, т.е. Кодексах, Дигестах, Институциях, опубликованных с 529 по 534 гг., дополненных серией новелл в 506 г., и т.д. Характер устойчивости римского права, объясняется казуистическим характером его норм, Варварские королевства, наряду с обычаями, продолжали использовать положения римского права. Так же, римское право, было правом частных лиц, направленным на регулирование сферы взаимоотношений, прежде всего, между частными лицами.
Обычное право, например, обычаи германских племен, расселившихся на территории бывшей Западной Римской империи. Как отмечает Г. Дж. Берман, в Европе вплоть до второй половины XI в. основные черты обычного права были племенными и местными с некоторыми феодальными элементами. Обычное право до рецепции римского права считалось господствующим правом на европейской территории. В эпоху варварских королевств регулирование отношений наряду с положениями римского права, строилось на обычном праве. Германское обычное право стало вторым по важности источником всей европейской юридической культуры, оно было записано и частично кодифицировано, эти письменные своды получили название варварских правд, известные как законы варваров. Законы варваров были созданы под влиянием римского права, они содержали выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов, многие из которых или меняли нормы обычного права, или санкционировали государственное применение писаного права. Одной из ранних и классических правд считается Салический закон, принятый франками, ранняя часть относится к концу V в. (486—496). После распада Римской империи и нашествия варваров, они принесли с собой обычаи отдельных племен и народностей и языческие нормы. С VI в., на территории европейских стран применялись разнообразные законы германских, славянских, нордических и иных племен — законы варваров, которые не были согласованными, систематизированными и всеобщими, они регулировали отношения в отдельных городах-государствах. Усиление государственных институтов и влияния власти привело к усилению законодательства. Только за годы правления Карла Великого было издано около 200 капитуляриев — актов короля, адресованных населению, должностным лицам, церкви, регулировавших судебные и административные дела, семейные отношения, а также вопросы религиозных и церковных учреждений. Процесс создания этих законов продолжался до XII в. Период непосредственного формирования романо-германского права начался в XII в. и продолжился в эпоху Возрождения. Лишь в эпоху Возрождения появились условия для рецепции классического римского права. Этот период продолжался до XVIII в. Р. Давид писал, что новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность. Идеал христианского общества был отброшен. Сама церковь, признав это, стала более отчетливо различать религиозное общество — общество верующих, и светское общество, суд совести и правосудие. Следует особо подчеркнуть, что, в отличие от общего права, оно не является результатом расширения, усиления и централизации королевской или иной власти. Расположенные на европейском континенте государства не только не были объединены друг с другом в единое целое, но и идея о создании объединения казалась неосуществимой. Его фундаментом с самого начала служила общность культуры и традиций западноевропейских стран. Как отмечает А.Х. Саидов, в новых условиях, когда стали популярными идеи разума, справедливости и гуманизма, ощущалась острая потребность в устойчивом порядке, защите интересов частных лиц от государства, этим средством стало право, т.е. романо-германская правовая семья возникла как продукт культуры, независимый от политики. Преподавание римского права в университетах. Преподавались методы, позволяющие создавать справедливые нормы. Право рассматривалось как прообраз социальной организации общества, изучалась связь права с религией, философией и моралью. Право преподавалось не в качестве позитивного, фактического права, а в качестве противовеса несовершенству существующих местных обычаев. Влияние университетского права на практику поддерживалось при помощи приема: в случаях сомнения суды имели право переслать материалы спорного дела на тот или иной юридический факультет, который выносил свое заключение, которое фактически было судебным решением. В XII—XIII вв. рецепция римского права происходила в форме изучения, комментирования и толкования положений кодекса Юстиниана и сочинений классических римских юристов. В то же время нормы римского права применялись в том случае, когда обычное германское право не могло регулировать отношения. Значительное внимание в этот период уделялось каноническому праву. Оно представляло собой совокупность решений церковных соборов, а также постановлений и других актов, исходящих от Папы римского. С помощью норм канонического права регулировались вопросы внутренней жизни церковных организаций, а позднее — некоторые семейные, брачные и имущественные отношения. Следующий период в развитии романо-германского права связан с кодификационными процессами, имевшими место в XIX в. во Франции и Германии, ознаменовавшие и обусловившие повышение роли позитивного права, закона. Кодификация позволила упорядочить действующее законодательство, избавиться от норм архаизмов. С 1804 по 1810 г. при непосредственном участии Наполеона было подготовлено и издано 5 кодексов (Гражданский, Торговый, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный), вошедших в историю под названием кодификации Наполеона. Вместе с тем, Французская кодификация восстановила прерванную в годы революции преемственность в праве и обратилась к дореволюционному праву, каноническому праву, римскому праву. В результате кодификации французское право в целом и его составляющие (его структура с делением на публичное и частное право, его основные конструкции и понятия, многие юридические определения) восходят к римскому праву. Во многих государствах Европы (Франция — 1804—1810 гг., Германия — 1896 г., Швейцария — 1881 —1907 гг.) были проведены систематизации действующих законодательных актов, и следствием этого стало принятие кодексов, гражданские кодексы, в последующем — уголовные, уголовно-процессуальные и другие аналогичные им нормативно-правовые акты.
Р. Давид, не без оснований, подчеркивал, что именно кодификация явилась великолепным орудием для распространения романо-германского права. Кодификация содержала в себе идею о юридической общности между европейскими нациями (тем более неевропейскими) и романо-германской правовой семьей. Право путем кодификации обретает системность, определенность и ясность, является логическим завершением сложившегося в континентальной Европе понимания правовой нормы и правопонимания в целом. Кодификация символизировала собой окончательное завершение процесса формирования системы романо-германского права как целостного явления. Она способствовала преодолению существовавшей дробности права, множественности и разноплановости обычаев, разрыва между правовой теорией и практикой.
Современный период в истории развития и эволюции романо-германского права начинался после Второй мировой войны и связан с усилением влияния интеграционных процессов в Европе. Монопольное и безграничное действие романо-германского права на территории континентальной Европы начинает частично ограничиваться. «Новое европейское право», куда входит право Совета Европы и право Европейского Союза, выступает в качестве интегративной правовой системы, включающей в себя компоненты как романо-германского, так и общего права. В результате этого меняются положения в структуре права, системе его источников, в сфере правопонимания в национальных правовых системах, традиционно относящихся к романо-германской правовой семье. Так, в некоторых национальных правовых системах, относящихся к романо-германскому праву, (например, Германии и Испании), судебный прецедент является нормативным источником права; в некоторых национальных правовых системах, относящихся к общему праву (например, США) законодательство, которое не противоречит Конституции, считается наравне с судебным прецедентом основным источником права. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, путь формирования и развития романо-германского права может быть назван классическим. Классическим, потому что здесь на основе многовековой развитой правовой культуры в результате прямого правотворчества компетентных органов, использования нормативных обобщений высокого уровня открывается простор для развертывания такой отработанной системы правовых средств, которая образует главное содержание развитого права, отвечающего требованиям цивилизации, и наиболее полно и всесторонне характеризует с интеллектуальной и одновременно со специально-юридической сторон, правовой прогресс в обществе. (Бехруз, стр. 301-311)
|