Алесей Васильевич Трехлебов КЛИЧ ФЕНИКСА
АГГА - причинная материя, образуемая из опыта живатм за бесчисленные периоды появления и уничтожения вселенных. Живатмы, попадая во вселенную при очередном ее проявлении, облекаются в оболочку из агги - "яйцехоре", именно эта причинная материя является источником стремления к разрушению. По большому счету - разрушения морока /иллюзии, неведения/. АРИЕЦ - последователь Ведической культуры. Это понятие было заимствовано немцами у индусов: на санскрите - "арьян". В свою очередь, это слово пришло в санскрит из древнерусского языка: "апрян" - мирный, невоинственный человек /"а" - нет, против; "пря" - спор, противник; отсюда "распря" - война/. АСИЯ - лагерь сторонников темных сил, вводящих людей в заблуждение /"а" - нет, против; "сия" - сияние, свет, просвещение/. АСУРЫ - существа с темным сознанием - демоны, т.е. те, чья деятельность направлена на разрушение мира /"а" - нет, против; "суры" - светлые, солнечные/, т.е. противостоящие полубогам, свету. БАСУРМАНЫ - те, кто имеет темный, невежественный ум, т.е. демоны /"б" - большой; "асур" - темный, демонический; "ман" - ум, человек/. БРАХМОЖГЕТИ - "брахмо" - высший /например, "брам-парус" - верхний парус/; "рахма" - единый, прекрасный покров ведения /арийский корень "рах" до сих пор живет в славянском языке: на украинском и старорусском "рахувать" - значит объединять разрозненные числа, сводить к единству; "неряха"- человек, противоположный раху, т.е. красоте, опрятности; "рахта"- праздник летнего и зимнего солнцестояния; "рахманы" - брахманы - высшие, знающие, т.е. люди раха/; "жгети" - означает свет, огонь, пламя /от слова "жгет"/. Т.е. Высший, Изначальный Свет, состоящий из живатм. ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА - Ведическое общественное жизнеустройство /"варна" - вар, краска, цвет; "ашрам" - временный рубеж, ступенька, уровень; "дхарма" - закон, основа, центр/ - система ступеней духовного развития, обеспечивающая благополучие. ВОЛХВЫ - священнослужители, которые по ведической традиции были пастухами: "волов /коров/ ховающие /оберегающие/". ГАВВАХ - тонкоматериальное излучение энергии, выделяемое при страдании живых существ: страхе, ненависти, злобе, гневе, обиде и т.п. отрицательных эмоциях. Самое сильное выделение гавваха происходит при кровоизлиянии, в процессе которого страдает не только существо, теряющее кровь, но и тысячи существ, находящихся в самой крови /лейкоциты, эритроциты, тромбоциты и т.п./. Именно поэтому существа Нави, которым гаввах служит пищей, заинтересованы не столько в убийстве других существ, сколько в кровопролитии /поэтому до сих пор существует множество скотобоен - основных и постоянных поставщиков гавваха/. ГАРБХАДХАНА-САНСКАРА - обряд "вложения семени". Служит для зачатия добродетельного потомства /"гарбха"- внутриутробный эмбрион, зародыш, находящийся в сгорбленном положении; "дхана" - дана, данная; "санскара" - круговорот рождения и смерти: "сан" - сан, положение, "кара" - кара, наказание, обучение, причинно-следственная связь/, т.е. этот обряд способствует перевоплощению предков. ДВИЖИ - дваждырожденные в плоти и в духе /деваконическом теле/; ибо "дви" - два; "жи" - жизнь. Те, кто способен перенести свое сознание в астральное, ментальное, будхическое и, самое главное, в деваконическое тело. ДЕМОНЫ - те, чья деятельность направлена на разрушение природы, мира. ДЕМОНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - демонический контроль и управление сознанием и мнением людей через магию, психотронное и психотропное оружие, средства массовой информации /периодическую печать, радио, телевидение/, формирующие общественное мнение, моду, идеологию, политику, стиль жизни. ЖИВАТМА - живая, атомарная частица Творца - человеческое "Я". Является индивидуальной, самосветящейся частицей Творца, равной Ему по качеству, но не по могуществу. Как пишется в Ведах, живатма имеет размеры одной десятитысячной части диаметра волоса, т.е. она меньше любой элементарной частицы. Это говорит о том, что живатма находится за пределами пространства и времени, именно поэтому она является духовной, а не материальной. ЖИД - иудей; в переводе с древнееврейского - "собачий пенис" - т.е. обрезанный, в отличие от понятия "гой"- мужской член. НАВИ - демоны, жители преисподней. ИСТОРИЯ - то, что соответствует, взято из Торы - иудейского писания /"из-торы-я"/ и является предвзятым пересказом действительных событий последователями Ветхозаветной традиции /Ветхий завет является специальным переводом Торы - для навязывания гоям рабской религии/. История предназначена для скрытия, искажения и шельмования Ведического наследия России. КОЩУН - предание, былина, сказание; "кощунник" - сказитель былой старины; "кощунословие" - повествование о жизнеустройстве славян дохристианской России. КУЛЬТУРА - культ света /"ур" - свет; отсюда русский клич "Ура!"/. Сторонники культуры следуют путем изменения /самосовершенствования/ себя в Природе. В отличие от них, сторонники цивилизации пытаются подчинить Природу своим корыстным целям. КУНДАЛИНИ - "змеиная сила". Сосредоточена в дремлющем состоянии в энергетическом "яйце", находящемся на конце копчика человека. Пробуждается при помощи концентрации и поднимается по сушумне /энергетическому каналу, проходящему внутри позвоночного столба/ при условии открытых чакрамов /психическо-энергетических центров, открывающихся при достижении качеств знания/. При этом у человека проявляются сиддхи /мистические способности/, сознание переносится в тонкие тела и происходит преобразование, дающее возможность индивидуальному "я" обрести качества личности. МАГИ - колдуны, чародеи, являются последователями цивилизации. МРИТЬЮ-ЛОКА - корень этого слова "мр" пришел в санскрит из русского языка и означает "смерть" /отсюда - "мрак", "мразь" и т.д./; с огласовкой этот корень образует слова на "мор", "мар" и "мер" /например: мор, мороз, морг, морока, морилка, морочить, морфий, мортира, морщина, марена, марать, маразм, марихуана, марксизм, мародер, мертвец/; "лока" - означает мир, пространство /отсюда -локальный, локатор/. НИРВАНА - т.е. "не рваное" мировосприятие, осознание нераздельности, единства своей сущности и Творца. РОССИЯ - "рос" - рост, увеличение; "сия" - сияние, свет, святость; т.е. Россия есть сила, увеличивающая просвещение. Именно поэтому Россия является единственной страной носящей эпитет "светая", - Светая Русь. САНАТАНА ДХАРМА - "санатана" - светая, вечная; "дхарма" - центр, основа, закон; т.е. Вечный Долг, Светая Обязанность каждого существа на земле. Закон Творца, следуя которому человек имеет возможность сохранить свой мир и счастье от воздействия зла, умиротвориться, взрастить в себе любовь к Всевышнему Господу и достигнуть таким образом совершенства. СИДДХИ - мистические способности, проявляющиеся у человека в процессе духовного развития. Увлечение сиддхами приводит к остановке развития. Поэтому дословный перевод с санскрита слова "сиддхи" - конопляные листочки, т.е. анаша, наркотик, и именно поэтому в русском народе сидхи называют "прелестью". ТРОЕЛИСТНЫЙ ПАДМА /лотос/ - лингам - стилизованное изображение мужского полового члена, олицетворяет животворную потенцию Всевышнего Бога. УПАНИШАДЫ - раздел Ведических писаний. ХАРАКИРИ - обряд самураев /тех, кто, совершая харакири, САМ направляет свой свет жизни - Ур в РАЙ/; дозволяющий в безвыходной ситуации направить свою жизненную силу, выходящую из центра ХАРА - анатомического и энергетического центра - К ИРИю, т.е. к славянскому раю. ШАСТРЫ - Раздел Ведических писаний. ЭГРЕГОР - информационное поле Земли /ноосфера/, создающаяся чаяниями, желаниями, устремлениями, представлениями и другой умозрительной жизнедеятельностью человечества. Существуют эгрегоры духовные, религиозные, национальные, политические, групповые, семейные. ЯЗЫЧНИКИ - отступники от веры предков, т.е. Ведического мировоззрения. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ АГАФИОС СХОЛАСТИК /Агафий Миринейский, 536-582/ - византийский историк, адвокат, поэт. Описал походы против готов, вандалов, франков и персов. Его труд - единственный источник сведений о событиях тех времен /552-558/. С. 74. АДАМ БРЕМЕНСКИЙ /после 1081/ - северогерманский хронист. Сочинение "Деяния епископов Гамбурской церкви" - ценный источник по славяногерманским отношениям. Описал храм Радегаста в древнеславянском городе Ретра. С. 106, 110, 120. АНЖУ Петр Федорович /1796 - 1869/ - исследователь Арктики, адмирал Русского флота. Описал северное побережье Сибири, сев.-вост. берег Каспийского и берега Аральского морей. Составил карту Новосибирских островов. С. 13 АНКЕТИЛЬ ДЮ ПЕРРОН /1731-1805/ - французский ориенталист. Изучал в Индии Зенд-Авесту и учение Зороастра. Привез 180 восточных рукописей. Осн. работы и переводы: "Зенд-Авеста", "Упанишады" и др. С. 140. АРИСТИЙ /Аристей, VII в. до н.э./ - древнегреческий писатель, поэт из Проконнеса. Написал эпическую поэму об одноглазых скифах-аримаспах. Сохранились фрагменты, которые содержат ценные сведения о жизни северопричерноморских народов. С. 11. АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ /384-322 до н.э./ - древнегреческий философ и ученый - энциклопедист. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Его трактаты и сочинения охватывают почти все доступные для своего времени науки. С. 219. АРРИАН ФЛАВИЙ /между 95-175/ - древнегреческий писатель, офицер. Автор дошедших до нас трактатов "Анабасис Александра" /походы Александра Македонского, в 7-ми кн./ и "Индия" /философское сочинение/. Оба произведения - важный документальный источник времен Александра Македонского. С. 79. АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович /1902-1978/ - советский археолог. Член-коррепондент АН СССР, профессор и зав. кафедрой Московского университета. Крупный специалист по древнерусской археологии. Более 30 лет руководил раскопками в Новгороде, где были открыты берестяные грамоты. Осн. труды посвящены новгородским и московским древностям: "Курганы вятичей" /1930/, "Основы археологии" /1955/, "Новгородские грамоты на бересте" /1953-63/ и др. Впервые в СССР ввел университетское преподавание общего курса археологии. С. 61. АСОВ /Барашков/ Александр Игоревич - закончил отделение геофизики и аспирантуру Московского университета. Член редколлегии журнала "Наука и религия". Осн. работы: "Русские веды" /1992/, "Велесова книга" /1994/, "Мифы и легенды древних славян" /1998/, "Звездная книга Коляды". С. 62. АТТАР ФАРИД-АД-ДИН /ок. 1119/ - персидский и таджикский поэт-суфий. Поэмы "Беседа птиц" /ок. 1175/, "Мухтар-наме", "Книга назидания", "Книга восхождения"; лирические стихи; антология "Жизнеописание шейхов". С. 396. АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич /1826-1871/ - знаменитый издатель русских народных сказок, этнограф, систематизатор и исследователь русского фольклора. Осн. труды: "Народные русские сказки" /1865/, "Поэтические воззрения славян на природу", в 3-х тт. /1868/.
БОДЯНСКИЙ Осип Максимович /1808-1877/ - русский филолог. Один из основателей славяноведения в России. Профессор Московского университета. Осн. работы: "О мнениях касательно происхождения Руси" /1835/, "О народной поэзии славянских племен" /один из первых трудов, посвященных изучению славянской народной поэзии /1837/, "О времени происхождения славянских племен" /1855/. Перевел работу Шафарика "Славянские древности" и работы польских славистов. Издал ряд письменных памятников славянского наследия. С. 95. БОРИЧЕВСКИЙ Иван Петрович /1810-1870/ - русский этнограф. Ныне незаслуженно забыт. Издал сборник "Повести и предания народов славянского племени" /1840/. С. 95. БРАФМАН Яков Александрович /1825-1879/ - еврейский писатель. В 1858 г. передал записку по еврейскому вопросу Александру II. В 1869г. напечатал статью "Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта еврейского народа в России", где доказывал вред еврейского самоуправления. В 1869 г. издал книгу "Еврейское братство" и затем "Книгу Кагала". С. 5. БРЮСОВ Александр Яковлевич /1885-1966/ - русский археолог, доктор исторических наук. Занимался археологией эпохи неолита и бронзы. Осн. труд: "История древней Карелии". С. 40. ВАВИЛОВ Николай Иванович /1887-1943/ - биолог, генетик. Академик АН СССР. Основоположник учений о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. В годы Великой Отечественной войны сохранил семенной фонд элитных сортов злаков. Репрессирован, реабилитирован посмертно. С. 230. ВЕЛЬТМАН Александр Фомич /1800-1870/ - русский писатель. Член-корреспондент Петербургской АН. Занимался вопросами археологии и древнерусского наследия. Был директором Оружейной палаты. Осн. работы: "Индо-Германе, или Сайване" /1856/, "Атилла и Русь IV-V в." /1858/, "Первобытное верование и буддизм" /1864/, роман-путешествие "Странник" /1831-32/, романы "Кощей Бессмертный" /1833/ и "Былина старого времени" /1833/. С. 95, 130, 133, 134, 137. ВЕНЕЛИН /наст. фамилия - Хуца/ Юрий Ивановича /1802-1839/ - русский филолог и исследователь-славист. Осн. работы: "Древние и нынешние бомаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам", в 2-х тт. /1829-41/, "Влахо-болгарские или дако-славянские исследования об истории болгар" /1849/. С. 95. ВИВЕКАНАНДА СВАМИ /Нарендранатх Датта, 1863-1902/ - индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Последователь Рамакришны. В 1893 г. выступал на Всемирном конгрессе религий, затем совершил поездки с лекциями по Америке /1894/. Позднее эти лекции были изданы: "Карма-йога", "Бхакти-йога", "Раджа-йога", "Джняна-йога". В 1897г., после возвращения в Индию, создал Миссию Рамакришны. Осн. работы: "Разум и религия", "Дух и влияние Веданты", "Мой учитель". С. 192, 198. ГАНДИ МАХАТМА /Мохандас Карамчанд, 1869-1948/ - политический и государственный деятель, президент Индии. Его принципы справедливого общества - необходимость сохранения и воссоздания ведического народоустройства. С. 273. ГАККЕЛЬ Яков Яковлевич /1901 - 1965/ - советский океанограф, полярник, доктор географич. наук. Профессор, руководитель Отдела географии Арктич. и Антарктич. НИИ. Принимал участие в различных географич. экспедициях. Один из крупнейших знатоков Арктики и рельефа дна Ледовит. океана. Открыл хребет Ломоносова, составил первую батиметрич. карту Арктического бассейна. С. 14, 15. ГЕЛЛАНИК /V в. до н.э./ - греческий писатель из Митилены. Пытался упорядочить собрание и описание греческих мифов и сказаний по генеалогическому, хронологическому и этнографическому принципу. С. 46. ГЕЛЬМОЛЬД /ок. 1125 - после 1177/ - немецкий миссионер. Описал захват германскими феодалами земель славян и их христианизацию в "Славянской хронике". Это один из важнейших источников по наследию полабских славян. Описал древне-славянский город Винету. С. 93, 106, 115, 120, 293. ГЕОРГИЙ АРМАТОЛ - Грешник /сер. IX в./ - византийский монах. Автор хроники в 4-х кн., в которой изложил события от "сотворения мира" до 842 г. Она была переведена в X - XI вв. на славянский язык и использована в качестве материала по всемирной истории русскими летописцами. С. 76. ГЕРОДОТ /ок. 484 - 425 до н.э./ - древнегреческий исследователь, прозванный иудохристианами "отцом истории". Стремился к достоверному изложению событий, много путешествовал. Автор "Истории" в 9-ти кн., посвященной описанию греко-персидской войны /500-449 до н.э./. В 4-й книге - первое в античной литературе систематическое описание жизни и быта скифов. С. 11, 75, 77, 97, 106, 129, 131. ГЕСИОД /VIII-VII вв. до н.э./ - древнегреческий поэт. Его сочинения: "Теогония" /"Происхождение богов" - попытка привести в систему мифологические представления греков/, "Труды и дни" /земледельческая поэма - источник сведений о календаре и технике сельского хозяйства в Древней Греции/, "Щит Геракла", "Эойя" /сведения о женщинах - прародительницах знатных родов/. С. 11. ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович /1831-1872/ - русский славяновед, фольклорист. Председатель Отделения этнографии императорского географического общества, член-корреспондент Петербургской АН. Крупнейший собиратель былин в Онежской губернии /записал 318 текстов с большой точностью/. Осн. работы: "О сродстве языков славянского с санскритским" /1853/, "Об отношениях языков славянских к языкам родственным" /магистерская диссертация, 1853/, "История прибалтийских славян" /1855/. С. 366, 367, 368, 371, 374. ГИППОКРАТ /ок. 460 - 377 до н.э./ - выдающийся врач Древней Греции, основоположник античной медицины; его труды объединены в "Гиппократов сборник". С. 219. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин /ок. 329-390/ - арианин, деятель восточно-римской церкви, патриарх Константинополя. Один из "отцов церкви".
ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ /538-594/ - франкский писатель из среды галло-римской аристократии. С 573 года епископ г.Тура. Автор "Истории франков" /до 591/ - важнейшего источника сведений о политической жизни Франкского государства V-VI вв. С. 315. ГРИГОРЬЕВ Александр Дмитриевич /1874-1940/ - русский фольклорист, собиратель древнерусской литературы. Записал более 400 былин, народных песен, духовных стихов на побережье Белого моря - "Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899 - 1901 г." /1904/. Исследование "Повесть об Акире Премудром" /1913/ охватывает период в две тысячи лет. С 1922 г. жил в Польше и Чехословакии. С. 364, 365, 368, 372, 374. ГРИНЕВИЧ Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества. Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Осн. работы: "Праславянская письменность. Результаты дешифровки" /1993/, "В начале было слово" /1997/. С. 35, 36, 43, 44, 45, 62. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич /1912-1989/ - русский историк, географ, этнолог. Главная тема его исследований - история этногенеза. Осн. работы: "Древняя Русь и великая степь" /1992/, "Древние тюрки" /1993/, "Этногенез и биосфера Земли" /1993/, "Этносфера. История людей и история природы" /1993/. С. 336, 355. ГУСЕВА Наталья Романовна - крупнейший специалист по культуре Индии. Доктор исторических наук, лауреат международной премии имени Дж.Неру, член СП СССР. Автор более 150 работ, среди которых: "Индуизм" /1977/, "Художественные ремесла Индии" /1987/, "Раджастханцы" /1988/, "Русские сквозь тысячелетия" /1998/. С. 69. ДАЛЬ Владимир Иванович /1801-1872/ - русский писатель, лексикограф, этнограф. Член-корреспондент Петербургской АН. За труд "Толковый словарь живого великорусского языка", в 4-х тт. /1863-66/ удостоен звания почетного академика. Другие работы: "Пословицы русского народа" /1861-62/, "Повести. Рассказы. Очерки. Сказки" /1861/. С. 153, 389. ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ /ок. 90 - 21 до н.э./ - древнегреческий ученый эпохи эллинизма. Сочинение "Историческая библиотека", в 40 тт. включает наследие Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Зап. и Вост. Средиземноморья. До наших дней сохранилось 15 томов /события с древнейших времен до сер. I в. до н.э./, остальные - во фрагментах. С. 11, 46, 129, 130, 132, 135, 140. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ /V или нач. VI в./ - христианский мыслитель, первый епископ Афин, член Ареопага. Ему приписывают появившиеся в V в. в Сирии трактаты и послания с проповедью мистицизма, в которых была попытка соединить христианство с неоплатонизмом Плотина, Прокла, Ямвлиха. Впервые в подлинности авторства усомнился итальянский гуманист сер. XV в. Лоренцо Валла. По мнению Ш.Нуцубидзе /"Тайна Дионисия Ареопагита", 1942/ и Э.Хонигмана /"Петр Ивер и сочинения псевдо-Дионисия Ареопагита, 1952"/, автором книг, предписываемых Д.А., является Петре Ивер /412-488/ - грузинский мыслитель, деятельность которого проходила главным образом в г. Газа в Палестине. С. 392, 395. ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ /2-я пол. I века до н.э./ - древнегреческий ритор. Автор "Римских древностей" /наследие Рима с мифических времен до 264 до н.э./ в 20 кн., где сохранил варианты ранних римских сказаний. Автор сочинений по риторике. С. 46 ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил /ок. 260 - 339/ - римский церковный историк и писатель, приверженец Оригена. Епископ Кесарии /Палестина/. Работы: "Церковная история" /краткий обзор всемирной жизни, Римской империи и христианства до 324 г./, "Житие императора Константина". С. 131. ЗУБОВ Николай Николаевич /1885 - 1960/ - советский океанолог, исследователь Арктики, доктор географич. наук. Окончил морской корпус и Морскую академию /1910/, участник Цусимского сражения. Инженер - контрадмирал. Создатель и руководитель кафедры океанологии в Моск. гидрометеорологическом институте, руководитель нескольких научных экспедиций. Выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. Осн. труды: "Льды Арктики" /1945/, "Избранные труды по океанологии" /1955/. С. 13 ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади /1182-1235/ - египтянин. Крупнейший арабский поэт-мистик. Наиболее известны произведения: "Винная песня" и "Большая таийя". С. 183, 391, 393, 394, 395. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович /р. 1929/ - российский лингвист, филолог, переводчик. Доктор филологических наук. Работы по индоевропейскому, славянскому, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальное исследование /совместно с Т.В. Гамкрелидзе/ - "Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры", в 2-х тт. /1984/. Осн. работы: Иванов В.В., Топоров В.Н. "Славянские языковые моделирующие семиотические системы /древний период/" /1965/, "Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев" /1976/, ст. "Славянская мифология" в энциклопедии "Мифы народов мира" /1988/. С. 48. ИЕРОНИМ Блаженный /340-420/ - богослов. Перевел Библию с греческого на латинский язык, за это был причислен к лику святых. С. 80. ИННОКЕНТИЙ IV /1195-1254/ - римский папа. Боролся за верховенство над светской властью. Идейно возглавил наступление католицизма и немецких феодалов на Прибалтику /"Дранг нах Остен"/. Поддерживал Тевтонский орден в походах в Вост. Европу. Пытался толкнуть Александра Невского на поход против татар в 1252 г., когда Русь была ослаблена. Одновременно посылал миссию к татарам для сотрудничества против Руси. С. 85. ИОАНН БОГОСЛОВ /I в./ - один из 12 апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Ему приписывается составление Евангелия от Иоанна, Апокалипсиса и трех посланий /в дей-ствительности являющихся сочинениями различных авторов/. С. 173, 174, 390, 397, 410, 425. ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом /ок. 350-407/ - византийский церковный деятель, константинопольский патриарх. Видный идеолог вост.-христ. церкви. Прозвище Златоуст получил за свое красноречие. Автор многих проповедей, псалмов, комментариев к Библии. Ошибочно считают его автором литургий. Его работы интересны в культурно-историческом смысле. Причислен к лику святых. С. 299, 309, 327, 351, 410. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ /Сергеев Иван Ильич, 1829-1908/ - протоирей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни славу "народного святого". Канонизирован Русской православной церковью. С. 5. ИОАНН МАЛАЛА - Ритор /491-578/ - сириец, византийский хронист. Автор Хроники в 18-ти тт. /всемирная летопись от египтян до 563/, которая была известна русским летописцам и входила в Ипатьевскую летопись 1114 г. Содержит интересный материал о жизни Византии VI в. С. 120. ИОРДАН /VI в./ - алан или гот из знатного рода в Мезии. Имел духовный сан и выступал посредником между готами и Византией. Главное сочинение - "О происхождении и деяниях готов" /"Гетика"/ доведено до 551 г. Дополнил преданиями германских племен. Источник о жизни готов периода их переселения и основания государств вестготов и остготов, содержащий важные сведения по наследию древних славян, доказывающие их этногенетическую связь с венедами. Отмечает важную роль славян в жизни Византии. С. 95, 98. КАРАМЗИН Николай Михайлович /1766-1826/ - русский писатель. Почетный член Петербургской АН. Много сделал для становления национального литературного языка. С 1803 г. занимался русским наследием, получил звание официального историографа и пенсию от царя. В 1811 году подал Александру I "Записки о древней и новой России". С 1816 г. начали выходить первые тома "Истории государства российского", 12-й том вышел в 1821 г. С. 102, 355. КИННАМ /ок. 1143 - неизв./ - византийский секретарь императора Мануила I Комнина. Сохранился в отрывках труд о Византии /1118-1176/. С. 75, 80. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич /1808-1856/ - русский собиратель фольклора, археограф, публицист. Привлек к этому многих видных деятелей /А.С. Пушкина, В.И. Даля, Н.М. Языкова и др./. В 1838 г. были подготовлены к изданию 800 свадебных песен, но не изданы. В 1848 г. изданы 55 духовных стихов под названием "Русские народные лирические и духовные песни". Народные песни и былины из архива изданы только после его смерти и включают несколько тысяч текстов /"Песни, собранные Киреевским", 1860/. С. 366, 371, 372, 373. КИРША ДАНИЛОВ /Кирилл Данилович, XVIII в./ - составитель и исполнитель первого сборника русских былин, духовных и лирических песен, стихов, записанных после 1742 г. Сборник представляет большую научную ценность. Его составитель, по-видимому, уральский казак, выполнил эту работу для заводчика П.А. Демидова. Письмо Демидова к Г.Ф. Миллеру свидетельствует, что былины записаны в приуральских западно-сибирских районах. 26 текстов сборника впервые опубликовал А.Ф. Якубович в книге "Древние русские стихотворения" /1804/. Наиболее полное и научное издание /71 текст с нотами/ - "Сборник Кирши Данилова" /1901/. С. 369, 370, 372, 373. КЛАССЕН Егор Иванович /1795-1862/ - русский ученый-энциклопедист, доктор философии. Статский советник, секретарь Московской Коммерческой Академии, где преподавал с 1825 по 1847 гг. математику, механику, технологию и каллиграфию. Автор книг, учебных пособий. Написал ряд трудов по естественным и гуманитарным наукам: "Физика в приложении к зодчеству" /1835/, "Руководство к устройству артезианских или водометных колодцев", "Речь об основании истинного просвещения и о ходе оного в России". Наиболее известный труд - "Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов до рюриковского времени в особенности" /1854/. С. 3, 35, 49, 74, 79, 95, 96, 98, 100, 101, 102, 105, 106, 108, 147. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ /Тит Флавий, ок. 150 - ок. 215/ - христианский теолог и писатель. Большой знаток греческой философии, в своих трактатах цитирует более 360 древних авторов. Осн. труды: "Увещевание к эллинам", "Педагог", "Строматы". С. 105. КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович /1841 - 1911/ - крупнейший представитель русской историографии, профессор Московского университета. Занимался вопросами хозяйственного и общественного развития Древней Руси. Издал: "Курс русской истории", в 5 тт. /1908/, "Сказания иностранцев о Московском государстве" /1866-67/, "Древнерусские жития святых как исторический источник" /1871/, труды по историографии с привлечением большого архивного материала. С. 355. КОМНИН АННА /1083 - ок. 1148/ - дочь императора Алексея I Комнина. Автор трактата "Алексиада" /события царствования Алексея I/ - ценный источник к. XI - н. XII вв. по наследию Византии и первого крестового похода. С. 75, 80. КОНСТАНТИН VII, Багрянородный /905-959/ - византийский император с 913 г. /фактически с 945 г./. Долгие года вынужденного бездействия провел в занятиях наукой и литературой, собрал вокруг себя ученых. Был инициатором и организатором изданий компилятивных сборников типа энциклопедий. Автор работ: "О фемах", "Об управлении империей" и др. - ставших ценными источниками по русско-византийским отношениям X в. В них есть сведения о "варварских" народах, обитавших на окраинах империи и рекомендации дипломатического характера. С. 75, 80, 85, 98. КОНФУЦИЙ /Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э./ - древнекитайский мыслитель. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" /"Беседы и суждения"/, составленной его учениками в VI в. до н.э. С. 138. КОССОВИЧ Каетан /Гаэтан/ Андреевич /1815-1883/ - русский востоковед, санскритолог. Впервые перевел на русский язык и издал "Махабхарату". В 1854 г. начал издавать оставшийся незавершенным "Санскритско-русский словарь". С 1858 г. читал лекции по санскритскому языку и литературе, преподавал древнеперсидский и авестийский языки в Петербургском университете. Осуществил издание свода древнеперсидских клинообразных надписей и перевод "Еврейской грамматики" В. Генезиуса. С. 140. ЛЕВ ДИАКОН, Колайский /X в./ - византийский хронист из придворных кругов. Сочинение "История", в 10-ти кн. посвящено событиям 959-976 гг. - важный источник по наследию Древней Руси /описание походов князя Светослава на Балканы/. С. 75. ЛЕВОЧКИН И.В. - доктор исторических наук, палеограф. Зав. сектором славяно-русских рукописных книг Отдела Рукописей РГБ, председатель Московского отделения Русского исторического общества. Рецензировал издание "Велесовой книги" в 1994 г. С. 61. ЛИВИЙ ТИТ /59 до н.э. - 17 н.э./ - римский ученый. Автор компилятивной работы "Римская история от основания города" в 142-х кн. /с прибытия Энея в IX в. до н.э./. Важный документ по изучению ранних периодов жизни Рима. Превозносил культ предков. С. 46, 83. ЛИКУРГ /IX-VIII в. до н.э./ - спартанский правитель и законодатель. Ему приписывают заимствование законов с о. Крит по велению Дельфийского Оракула и нахождение текстов Гомера в Кеми. С. 102. ЛОМБРОЗО Чезаре /1835-1909/ - итальянский психиатр, криминалист. Родоначальник антропологического направления в криминологии и праве. Выдвинул идею о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Работа: "Гениальность и помешательство". С. 238. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич /1711-1765/ - выдающийся русский ученый-энциклопедист, поборник отечественного просвещения. Академик Петербургской АН, инициатор создания Московского университета. Работы в области физики, химии, астрономии, геологии, географии, литературы. В 1749 г., когда на публичном собрании Академии обсуждался доклад Миллера Г.Ф. "Происхождение народа и имени российского", резко выступил против норманской теории. В 1751 г. начал работу над созданием труда по наследию России, но закончил только 1-ю часть /"Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года", 1766/. Осн. труды: "Российская грамматика" /1757/, "Краткой Российской летописец с родословием" /1759/. С. 95, 96, 348. ЛУКАШЕВИЧ Платон Акимович /1809-1887/ - русский филолог, лингвист. Автор исследований: "Чаромятие, или священный язык магов, волхвов и жрецов" /1854/, "Примеры всесвятского славянского чаромятия астрономических выкладок" /1854/, "Объяснение ассирийских имен" /1868/, "Мнимый индо-германский мир или истинное начало образования языков" /1873/. С. 95, 104. ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич /1891-1964/ - еврейский историк, автор работ по древнегреческой литературе, языкознанию, фольклору, истории, философии. Основные труды: "Антисемитизм в древнем мире" /1922/, "История античной общественной мысли" /1929/, "История Греции" /1940/, "Очерк по истории античной науки" /1947/. С. 314, 318. МАВРИКИЙ, Стратиг /к. VI - нач. VII вв./ - византийский писатель, живший во времена императора Маврикия. Автор трактата "Стратегикон" о военном искусстве. Особое внимание в трактате обращается на описание способов ведения войны со славянами - наиболее сильными и опасными противниками Византийской империи в VI-VII вв. Значительный интерес представляют сведения о военной организации, тактике, быте, нравах и обычаях славян. Рекомендуя разорять славянские поселения и истреблять жителей, автор предостерегает императора от возможных военных хитростей и ловушек противника. С. 74, 93. МАКАРИЙ /1482-1563/ - московский митрополит и всея Руси, церковный и политический деятель, писатель. Составил Минеи-четьи, Никоновскую летопись, "Степенную книгу". Под его влиянием Иван IV в 1547 г. принял царский титул. Предпринял канонизацию пантеона русских святых с целью унификации местных культов. С. 135. МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович /1804-1873/ - украинский и русский ученый, философ, фольклорист, ботаник, зоолог. Профессор Московского и Киевского университетов. Изучал русское наследие и языкознание. Работы: "Откуда идет русская земля по сказанию Несторовой повести" /1837/, "О происхождении вармо-руссов" /1841/, "История древней русской словесности", "В каком веке жил Илья Муромец", в 3-х тт.; издал "Малоросские песни" /1827/ и сборник украинских песен /1849/. Перевел "Слово о полку Игореве" на украинский язык и посвятил ему ряд статей. С. 95. МАНЕФОН /Манетон/ /к. IV - нач. III вв. до н.э./ - древнеегипетский верховный жрец в г. Гелиополе. Написал на греческом языке "Историю Египта" /от мифических времен по 343 г. до н.э./ в 3-х тт., используя документы египетских архивов. Впервые разделил наследие Др. Египта на периоды /Древний, Средний, Новый/. Это произведение, содержащее ценные хронологические данные, нам известно через иудейского историка Иосифа Флавия, римского исследователя Евсевия и др. С. 131, 132. МАРКОВ Алексей Владимирович /1877-1917/ - русский фольклорист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Приобрели известность собранные им "Беломорские былины" /1901/. Исследования: "К вопросу о методе исследования былин" /1907/, "Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в Северной России" /1909/, "Обзор трудов В.Ф. Миллера по народной словесности" /1916/. С. 364, 372. МЕРКАТОР /латинизированная фамилия Кремера/ Герхард /1512-1594/ - выдающийся фламандский картограф. Опираясь на древние знания, предложил новый способ составления карт. Вычислил координаты магнитного полюса Земли. С нач. XVII в. по настоящее время почти все навигационные морские карты составляются в проекции Меркатора. Итог деятельности - сборник карт европейских стран, изданный после его смерти /"Атлас", 1595/. С. 12. МИЛЛЕР Всеволод Федорович /1848-1913/ - русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог. Академик Петербургской АН. Изучая былины, разработал основы методологии в фольклористике. Работы: "Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой" /1867/, "Осетинские этюды" /1881-1887/, "Экскурсы в область русского народного эпоса" /1892/, "Былины новой и недавней записи" /1908/. С. 363, 365, 372, 373. МИЛЛЕР Герард Фридрих /1705-1783/ - немец, русский историк и археограф. В России с 1725 г. Член Петербургской АН. Сторонник "норманской теории". Проводник фальсификации наследия России. В течение 10 лет /1733-43/ обследовал архивы административных центров Зап. и Вост. Сибири и Приуралья, где собрал коллекцию документов /т.н. "портфели Миллера"/. Осн. труд: "И
|