Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические приемы показа объекта в экскурсии





В процессе проведения экскурсии показ экскурсионных объектов является основным методическим приемом. В контексте экскурсионного метода показ определяется какпроцесс реализации принципа наглядности. Это наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности

предмета. По определению Б.В. Емельянова показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью [26].

Рассмотрим сущность и функции методов показа и демонстрации объектов. Д емонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Особенности показа экскурсионного объекта заключаются в активной целенаправленной демонстрации, согласованной с основной целью экскурсии. Большое значение в показе объекта играет вид экскурсии, в контексте которой один и тот же объект имеет определенную тематическую интерпретацию. Например, жилой дом Х1Х в. в исторической экскурсии демонстрируется как памятник истории в контексте исторических событий, связанных с этим зданием. В концепции искусствоведческой экскурсии этот же объект демонстрируется в контексте стилевых архитектурных тенденций, декора фасадов, градостроительного искусства и т.д. В отличие от показа объекта, его осмотр объекта предполагает самостоятельное знакомство экскурсанта с объектов. Задача экскурсовода – определить оптимальный ракурс, видовую площадку осмотра объекта.

Выбор объектов показа должен быть согласован с общей сюжетной линией и тематикой экскурсии. Показ объектов должен быть логически последовательным, согласованным с основной темой экскурсии, направлен на раскрытие основной темы экскурсии. При разработке маршрута экскурсии, несмотря на то, что современная планировка города не позволяет соблюсти хронологическую последовательность в раскрытии темы, необходимо найти оптимальный вариант показа объектов, сформулировать текстовые подвязки и переходы от одного объекта к другому, обеспечивая тем самым системное восприятие объектов в общем контексте сюжетной линии экскурсии. В случае неоднократного обращения к одному и тому же объекту, экскурсоводу необходимо продумать этот ход, найти логическое объяснение по данному поводу. Показ объекта может предшествовать рассказу. Для обеспечения силы восприятия объекта экскурсоводу заранее необходимо определить самый оптимальный ракурс показа объекта, найти ту видовую площадку, с которой возможен панорамный осмотр или показ в перспективе, если объект вписан в двухуровневый рельеф местности, как, например, Тобольск, который считается самым зрелищным, картинным городом России. Во время проведения автобусной экскурсии выделяется четыре вида показа объектов: 1.по ходу движущегося автобуса; 2. осмотр из окон автобуса при медленном движении транспорта; 3.показ объекта на остановке, но без выхода из автобуса; 4.показ объекта с выходом из автобуса, на остановке. Во время следования автобуса экскурсовод осуществляет последовательный показ заранее выбранных для экскурсии объектов по четкой разработанному плану, который обозначен в методической разработке. Показ должен быть согласован с целью, задачами и индивидуальным текстом экскурсии, схемой движения городского транспорта и планировкой улиц, При выборе объектов показа важно определить степень его транспортной доступности. В ином случае необходима разработка карты-схемы движения группы от автобуса к объекту, проведение хронометража для расчета времени продвижения группы от автобуса к объекту и обратно, определение места остановки автобуса, на период посещения группой объекта. В случае, когда рассказ опережает показ объекта, экскурсоводу важно дать общий чувственно-эмоциональный настрой встречи экскурсантов с объектом Для этого необходимо предварительно, еще на этапе проектирования маршрута экскурсии и определения перечня объектов показа, выбрать наиболее зрелищный ракурс показа объекта. Учитывая, что главной целью экскурсии является формирование у экскурсантов чувственно-эмоционального восприятия от увиденного, экскурсоводу необходимо стремиться к тому, чтобы увиденное не обмануло заданного предшествующим рассказом импульса и максимально совпало с ожидаемой силой восприятия объекта. При показе объекта рассказ должен быть связан непосредственно с объектом. При показе объект должен просматриваться с нескольких разных точек, что особенно важно для памятников архитектуры. В рамках ретроспективного подхода целесообразно использование для показа объекта дополнительного наглядного материала, фотографий, иллюстраций, с целью проведения сравнительных аналогий с прежним обликом памятника, определения степени его сохранности. К объектам показа в экскурсии относятся памятники природы, рельеф, ландшафты, водоемы, реки, представители флоры и фауны; памятники истории, памятники гражданской и культовой архитектуры, архитектурные ансамбли, усадебные комплексы, жилые дома, исторические кварталы города, площади, мосты; подлинные и предметные объекты; изобразительные объекты, иллюстративный материал из портфеля экскурсовода, фотографии.

К основным методическим приемам показа относятся:

1) предварительный осмотр - как начало показа памятника (экскурсовод показывает и называет объект);

2) зрительный анализ при показе произведения искусства и архитектуры; искусствоведческий анализ, естественнонаучный анализ при показе объектов природы; исторический анализ при показе объектов истории – зданий, сооружений, связанных с выдающимися историческими событиями, личностями;

3) зрительная реконструкция, когда несохранившийся объект реконструируется посредством рассказа или наглядного иллюстративного материала из портфеля экскурсовода;

4) зрительный монтаж, когда облик объекта восстанавливается по сохранившимся деталям;

5) зрительное сравнение с соседними объектами или с прежде увиденными, или наглядный материал из портфеля экскурсовода - фотографии, гравюры; 6 ) зрительная аналогия при сравнении нескольких объектов;

7) наглядные пособия из портфеля экскурсовода;

8) панорамный показ – города, поселения, архитектурного ансамбля, кремля, монастыря, парка, усадьбы;

9) локализация событий, когда показывается конкретное место, где произошла битва, сражение, встреча, о которых идет речь в экскурсии;

10) показ объектов по ходу автобуса;

11) интеграция, т.е. показ объектов с помощью приема по объединению частей объекта в единое целое;

12) моделирование при показе модели несохранившегося объекта – здания, сооружения, храма, инженерных сооружений;

13) жест прямой рукой, посредством которого экскурсовод демонстрирует объект, подкрепляя свою речь об объекте (этот прием показа используется в том случае, если объект показа сохранился, он представлен вниманию группы).[27] Во время автобусной экскурсии экскурсовод показывает объекты не в лобовое стекло, а только в боковые окна. Пока автобус подъезжает к объекту, экскурсовод дает общую информацию об объекте. Основную информацию, историческую справку и легенду об объекте экскурсовод дает уже непосредственно у объекта, после выхода из автобуса. Группа располагается у объекта полукругом, лицом к памятнику, а сам экскурсовод стоит к объекту спиной, обращенный вперед к группе. Стоять перед группой рекомендуется прямо. Во время экскурсии экскурсоводу нельзя держать руки в карманах, курить, С экскурсионной группой необходимо вести себя вежливо, корректно, доброжелательно. Экскурсия это, прежде всего, работа души, особое вдохновение, творческий поиск, открытия, любовь к своим слушателям. Экскурсовод должен следовать соответствующей манере поведения и культуре речи. После проведения экскурсии и осмотра всех объектов, группе предоставляется время для самостоятельного дополнительного осмотра объектов или прогулки. В указанное время группа должна вернуться в автобус.

Итак, показ объекта определяется каксистема целенаправленных действий экскурсовода, связанных с демонстрацией и характеристикой основных признаков памятника (объекта), прочтением и интерпретации языка архитектуры. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ предполагает созерцание и осмотр объектов, природных и антропогенных ландшафтов. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда. Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе экскурсант видит не только памятник, но и различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе. Показ в экскурсии является суммой трех элементов: самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; показа под руководством экскурсовода других приемов.

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета. Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Сюжетные произведения в искусстве относятся к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать процесс развития события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании и вызывает эмоции. Сюжетный показ экскурсионного объекта предполагает персонификацию. Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятие «условия показа» входят:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. Оптимальным ракурсом осмотра памятника архитектуры является его трехмерная проекция (длина, высота, глубина). В утренние часы храм необходимо осматривать с северной стороны, так как сильное солнечное освещение поглощает трехмерность памятника, приглушает его краски, линии, придает зданию силуэтные формы, поглощает детали. Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма, экскурсанты должны обходить его вокруг. Методика направлена на последовательность показа в экскурсии. Использование ритма в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к целостному чувственно-эмоциональному восприятию пространства. Определение ритма в пространстве и времени является гармоническим каноном красоты окружающего мира. Пространственная ритмика выражается в форме рельефа, территориальной организации ландшафта. Ритм воплощен в архитектуре, классической музыке, живописи, музыке. Все пространство окружающего мира наполнено энергией ритма.

Особенности показа объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, определяются панорамным показом. Сила этого приема реализуется в показе архитектурного ансамбля в гармонии с целостным художественным образом природного ландшафта; в созерцании пейзажа во всей гамме его красок, тонов, очертаний, композиций. Прием многократного зрительного обращения к образу способствует восприятию панорамы всей совокупностью чувств. Эффективность показа зависит от умения экскурсовода раскрыть смысловую, функциональную нагрузку, заложенную в конструкцию объектов (зданий и сооружений), передать эстетический импульс восприятия пространства. Это помогает раскрыть гармонию и эстетику пропорций, симметрию, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой, раскрыть на примере объекта принципы золотого сечения, соотношения частей и единого. Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открываются самые зрелищные перспективы. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-либо другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, вертикаль колокольни, человек. Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследова­ние объектов).

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта,когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

- ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

- направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

- рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);

- разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

- выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

- предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необ­ходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску. Прием показа объектов природы основан на процессе визуального анализа пейзажа, пронизанного сквозной композиционной осью, которая становится визуальным фокусом, направленным на русло реки, рельеф, террасу, ущелье, берег, перспективы полей, озер, лугов и т.д. Визуальные аттракторы, усиливающие выразительность пейзажа определяются на основе выбора точек пейзажного обзора. В экскурсионной практике выделяют следующие точки пейзажного обзора: 1. узкий (щелевой); 2. секторный; 3.панорамный; 4.круговой (циркорамный), где важно определить видовые точки, композиционные пейзажные узлы, пейзажныеи кулисы и фон [28]

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа объектов

1) по ходу автобуса из окон при скорости 50—60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает 1возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности. Активность показа заключается не в пассивном любовании памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а в целенаправленном наблюдении (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Вэкскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля.

В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показасостоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта са­мостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет событийный ряд на основании образного рассказа экскурсовода. Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор(ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объектаиз совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

Воснову познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экскурсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д. Благодаря зрительному восприятию предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действительность. На основе полученных экскурсантом представлений происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотография) - дополнительный иллюстративный материал, который включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотографии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие пособия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность:примеры и факты; отрывки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую. При восприятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слуховые анализаторы.

Слуховая наглядность слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчитанные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает использование образов и произведений художественной литературы. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического события, внешний облик человека, дающий зрительное пред­ставление о явлениях природы.

При выборе оптимального ракурса показа объекта необходимо учитывать рельеф местности, расстояние между группой и объектом показа (для полного осмотра объекта необходимо находиться не ближе 30 метров от места его расположения. С нижней точки обеспечивается панорамный осмотр, с верхней – перспектива. Рассмотрение методических приемов показа позволяет заключить, что в экскурсионной методике накоплен богатый опыт показа и демонстрации экскурсионных объектов, которые широко используются в экскурсионной практике, способствуют качественному экскурсионному обслуживанию. Методические приемы показа имеют прямое взаимодействие с методическими приемами рассказа в экскурсии.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 7218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия