Садхана.
Садхана - это процесс очищения тела, ума и души в потоке растущей духовности, нравственности и праведности. Она возрождает истину, добро и красоту с помощью возвышенных мыслей (джняна - "Гаятри"), правдивых и весомых слов (бхакта - "Гита") и благородных действий (карма - "Ганга"). Баба рекомендует девять видов поклонения - мост между Богом и преданными Ему - как духовную практику, садхану для человечества. Это шраванам (слушание о славе Бога), киртанам (воспевание славы Божьей), вишнунамасмаранам (неустанное памятование Божьего имени), падасеванам (служение Лотосным стопам Господа), арчанам (ритуальные обряды), ванданам (смиренный отказ от себя), даасьям (служение людям как служение Господу), шнехам (поклонение в форме дружбы), атманиведанам (полное предание себя Господу) (Санатана Сарати, май 1994 г., с. 125). Памятование имени (намасмарана), пение (киртанам) и слушание (шраванам), как формы выражения преданности, играют решающую роль в садхане. Воспевая имя Бога достигли блаженства такие святые, как Нарада, Тукарам, Тулсидас, Рамдас и другие. Чайтанья и Мира упивались экстатическим восторгом божественного видения, благодаря пению Имен Бога и медитации. В садхане, духовной практике, особое значение имеет падасеванам - поклонение Лотосным стопам Господа. Предание себя стопам Всевышнего - один из самых легких путей завоевания Божьей милости. Баба говорит: "Вы не способны понять, какая сила кроется в стопах Господа. Стопы составляют основу не только физической оболочки тела - в них заложено и духовное, и нравственное начала...Стопы, которые омывал Брахма, Создатель, Стопы, почитаемые Бхаратой в образе сандалий Рамы и правившие царством Айодхьи 14 лет, - вот объекты, заслуживающие вашего поклонения" (Санатана Сарати, август 1995 г., с. 210). Арчанам - это ритуальные формы выражения поклонения и смирения избранному божеству. Они включают обряды, призывающие Бога (аваханам), дань гостеприимства (арчхьям), очистительное омовение (шнанам), жертвование одежд (вастрам), цветов (пушпам), пищи (наиведьям), посуды (тамбулам), возжигание камфарных светильников (ниранджанам). Ванданам - это предание Богу в виде жертвы пяти органов действия и пяти органов чувств. Символически это выражается приветственным жестом намаскарам, где сложенные вместе ладони означают "многое в одном" (Баба, Санатана Сарати, январь 1992 г., с. 2). Даасьям означает служение верного слуги своему хозяину. Именно таким образом должен садхака служить человечеству. Шнехам - это истинная дружба, основанная на взаимопонимании и любви и проявляющая себя в благородстве мыслей, слов и действий. Баба говорит: все человеческие связи основаны, в сущности, на телесных взаимоотношениях, но связь с Богом - это путь от сердца к сердцу. Только такая связь надежна и неизменна (Санатана Сарати, май 1994 г., с. 125). Атманиведанам - это полное отречение от индивидуального "я" и осознание, что все есть Бог. Это значит, что все, что преданный "жертвует" Богу, - не что иное, как дар самого Бога, и потому атманиведанам следует понимать как полный отказ от чувства "эго". Садхана, таким образом, привносит в движение бангару "божественное измерение" и дух добродетели. Она ведет к пробуждению сил, скрытых в человеке и мироздании, и по мере того, как растут глубина нашей веры, искренность молитвы и покорность Божьей воле, приближает нас к реальности Саи и Его Вездесущности. Сарати Шри Сатья Саи Баба - это Санатана Сарати, или Вечный Колесничий вселенной. Уместность слова "Сарати" следует из заявления Бабы, сделанного в 1958 году: "Бхагавад Гита - это путеводитель, карта для искателя пути к миру и освобождению. В каждом сердце Господь утвердился как Колесничий. Попросите Его направить колесницу в нужную сторону, и Он откликнется и повлечет вас за собою". Значение этого эпитета можно уяснить и из обращения Бабы к читателям первого номера журнала "Санатана Сарати" (ежемесячного издания), увидевшего свет в январе 1958 года: "С этого дня Санатана Сарати возглавит "армию" духовных текстов и священных писаний в борьбе против злых сил несправедливости, беззакония, лжи и порока, ведомых демоном Эго. Этот Сарати будет сражаться в бою за прочное утверждение мира на земле и возвестит о своей победе торжествующей барабанной дробью. Этот триумф принесет блаженство, ананду, всему роду людскому". В связи с движением бангару нам полезно вспомнить слова Бабы в одном из Его обращений к преданным: "Осознайте Бога как Колесничего, всем сердцем стремитесь держаться Его пути, и вы окажетесь у цели в счастье и здравии". Несомненно, что Космический Колесничий - Баба - явился на землю, повторяя роль Кришны по возрождению дхармы, с той единственной разницей, что вместо физического уничтожения грешников и злодеев Он намеревается исправить и очистить их, и силой своей божественной любви превратить в достойных человеческих существ. Его предназначение как Колесничего - преобразить человечество и воскресить славу вечной дхармы.
|