Студопедия — Картина мира древнего человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Картина мира древнего человека






Уровни мироздания Существа, населяющие эти уровни Форма, в которой объекты отражаются в сознании человека
Мир богов · Мир богов самодостаточный, может существовать без людей. · Боги бессмертны, · Вечно молоды. · Обладают трансформизмом: могут воплощаться в предметы, людей, животных и др. · Свободно перемещаются в прошлое и будущее. · Мгновенно могут оказываться где угодно. · Мир богов иерархичен: есть главные боги и неглавные. · Боги «обладают специализацией», у них различные сферы деятельность и сферы власти. · Боги вмешиваются в дела людей, могут им вредить, могут помогать. · Рождение богов в основном изображается как рождение их другими богами, либо как процесс самозарождения. (Например, самозарождение Геи из Хаоса после Эроса).   · Жизнь каждого бога описана в группе мифов, где зафиксированы «основные события»: рождение бога, важные эпизоды его деятельности. · Образ бога, его атрибутика: одежда, отличительные предметы, знаки соответствуют его «занятиям».  
Мир героев · Герои – существа, рожденные от богов и людей. · Смертны, как люди, но обладают сверхъестественными качествами, доставшимися им от богов: могут быть необычайно сильны, необычайно быстры, могут понимать язык птиц и зверей и т.п. · Герои – живое, связующее звено между миром людей и миром богов. · Каждому герою посвящены циклы мифов, где описывается история рождения героя и его подвиги. · В образе героя просматриваются типические черты характера и мироощущения данного народа. · Через образ героя задается система идеалов поведения, которая достойна восхищения.
Мир людей · Мир вещей, созданных человеком. · Мир животных. · Мир окружающей природы: леса, горы, поля, реки, моря, небо, воздух, вода, огонь. · Мир «я», других людей: своих и чужих. · Отражается в сознании человека как производный и зависимый, в первую очередь, от воли богов. · Изображается зависимым от поведения в нем героев.

Итак, формирование мировоззрения – создание целостной картины мира было результатом длительной эволюции. На основе этнографических исследований и древнейших письменных источников мы можем судить о специфике мышления и мировосприятия древнего человека.

Как было сказано выше, сознание, мышление первобытного человека имели свои особенности.

1. Мышление было ассоциативно-образным. Человек оперировал представлениями на основе воображения и фантазии.

2. Древнее сознание было алогичным (нелогичным), так как опиралось на воображение и ассоциации, оно не отражало причинно-следственные связи окружающего мира в адекватной форме.

3. Оно было эмоциональным и поэтичным. Показательно, что древнейшие тексты имели стихотворную форму.

4. На основе обобщения жизненного опыта, в процессе разнообразных видов деятельности в сознании человека постепенно накапливался значительный объем практических, объективных знаний.

В связи с особенностями мышления древнего человека его мировоззрение тоже обладало своеобразной спецификой.

 

1. Для мировоззрения древнего человека был свойственен антропоморфизм (уподобление чего-то человеческой природе) – модель объяснение окружающего мира строилась на основе аналогий с жизненным миром человека. Это была самая простая модель объяснения, объяснение на основе отношений тождества и подобия. Например, дерево, река, гора – они подобны человеку. Они чувствуют, думают, действуют. С ними можно вступить в контакт: речевой, эмоциональный, практический.

2. Вследствие антропоморфизма мировоззрению древнего человека был свойственен анимизм – представление об одухотворенности всех элементов окружающего мира.

3. Другой отличительной чертой мировоззрения древнего человека был социоморфизм. Закономерности и связи окружающего мира были представлены в сознании человека как отражение связей внутри родовой общины. Поэтому генетизм – модель порождения одних существ другими – и иерархизм – модель субординации во взаимоотношениях различных существ – стали основными моделями объяснения структуры мироздания.

4. Отношения с окружающим миром человека были противоречивы: с одной стороны, он осознавал и чувствовал единство с окружающим миром, с другой стороны, временами он ощущал враждебность природы и ее превосходящее могущество. Могущество природы человек олицетворял через образ воли бога, неведомой и непреодолимой для человека. Поэтому мир богов в изображении человека – разнообразный и самодостаточный.

5. Конструирование образов богов и героев было сложной творческой интеллектуальной работой. Для этой цели человек изобрел очень удобную форму – миф. Миф – новый тип знания, особая форма хранения и трансляции информации. В мифах боги изображаются так же как идеальные объекты в научных теориях. Они наделяются человеческими качествами в предельных степенях, например, они – бессмертны, не стареют, обладают невероятной силой, перемещаются мгновенно, могут быть одновременно в нескольких местах, перевоплощаются во что угодно, могут проникать в будущее и прошлое. Между миром людей и миром богов человек помещает промежуточный мир – мир героев. Поэтому человек утверждает «особенность» рождения героев Они рождаются от богов и людей и наделены некоторыми качествами и тех, и других. Например, они смертны, как люди, и обладают невероятной силой и скоростью, как боги.

6. Содержание мифа синкретично, в нем переплетаются элементы объективных знаний, почерпнутых из жизненного опыта, элементы веры, магии и религии. Посредством художественно-поэтических образов при знакомстве с мифом у человека формировались знания о богах и героях, знания о природе, представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о справедливом и несправедливом, о должном и неподобающем. Таким образом, миф выполнял разнообразные функции: гносеологическую, культурно-образовательную, коммуникативную, идеологическую.

7. Вдохновленный успехами в своей практической деятельности, человек не оставлял надежды оказать воздействие на мир духов и богов, вступить с ними в контакт, заручившись их помощью и поддержкой. Для этих целей человек создает магию, мистику и религию, т.е. новые виды знания.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия