Философско-математическая модель мира.
Эта модель мира была создана в рамках пифагорейской философской школы, и связана она с именем Пифагора (580-500 гг. до н.э.), Гиппаса, Алкмеона, Каллифона и др. Родившись на острове Самосе, Пифагор много путешествовал, был в Египте, волею судьбы оказался в Вавилоне, возможно, даже в Индии, учился у Фалеса. Наконец, Пифагор обосновался в Италии, в городе Кротоне и создал там Пифагорейский союз – философско-математическую школу. В отличие от Гераклита, Пифагор усматривает логос мира в гармонии, в соразмерности, в числе. Пифагор утверждает, что все есть число. Число – это и начало мира, и его закон. Космос отличается от хаоса, как раз, порядком. С точки зрения Пифагора мир противоречив и основа его противоречивости лежит во взаимодействии двух противоположностей (предела – числа и беспредельного – материи, апейрона). Затем следуют еще девять пар противоположностей: четное – нечетное, единое – множество, правое – левое, мужское – женское, покоящееся – движущееся, прямое – кривое, свет и тьма, хорошее – дурное, четырехугольное и разностороннее. По мнению Пифагора, противоположности не переходят друг в друга, а взаимодополняют друг друга в определенных пропорциях. Пять стихий состоят из материальных тел, имеющих определенную форму: Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдров (четырехгранных пирамид), воздух – из октаэдров (восьмигранников), вода – из икосаэдров (двадцатигранников), эфир – из додекаэдров (двенадцатигранников). В области космологии Пифагор утверждал шарообразность Земли, геоцентризм, и определял траектории движения планет в виде окружностей. Подобные заключения были связаны с представлениями Пифагора о совершенных фигурах, к которым он относил шар и окружность. По мнению Пифагора, от трения планет и эфира возникает звук, поэтому можно слышать музыку сфер. В области математики, Пифагору приписывают доказательство теоремы, которое носит его имя, открытие иррациональности, изучение пропорций. Пифагор ввел в оборот слово философия. Кроме того, Пифагор, как и Фалес, зачинатель науки как традиции, поскольку он создал школу. Несмотря на то, что его школа носила черты религиозной организации (Пифагор запрещал разглашать знания вовне), эта была самая знаменитая математическая школа в то время. На первое место пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное, на второе – полезное и выгодное, на третье – приятное. Важнейшими правилами общежития были дисциплина, подчинение младших старшим, и самодисциплина. Цель пифагорейцев – мудрость и совершенство. Путь к этому – (катарсис) очищение и воспитание души (победа над страстями). Пифагорейцы усиленно развивали память с помощью специальных упражнений, делали гимнастику, тренировали тело, соблюдали строгий режим и правильную диету. Пифагорейцы считали, что занятия наукой и философией, служат очищению и совершенствованию души. Красота и гармоничность человека должны соответствовать гармонии космоса. Поскольку достижение совершенства было важнейшей целью пифагорейцев, в школе большое внимание уделяли телесному здоровью. Из школы Пифагора вышло много талантливых медиков, именно здесь было положено начало научной медицине. Пифагорейцы лечили тело – гимнастикой и наружными лекарствами, душу – музыкой. Они избегали отрицательных эмоций – гнева, уныния, душевной тревоги. Они много внимания уделяли пище и отдыху. Одним из представителей пифагорейской медицины был Каллифон. Известно, что его сын Демокед оказался в персидском плену. Он вылечил персидского царя Дария, за что тот сменил ему пару железных наручников на золотые, позднее Демокед вернулся на родину. Самым известным врачом-пифагорейцем был Алкмеон. Его интересовали общая причина болезней. И он ее нашел в нарушении равновесия и смешении качеств тела. Пифагореизм в целом отображает модель мира, построенную на основе математики. Как мы убедились, она оригинальна и успешно конкурирует с субстратной моделью мира. Открытие иррациональности числа √2 нанесло серьезный удар по мировоззрению пифагорейцев, получалось, что стройная картина мира с единицей в основании не совсем верна. Но, что с этим делать, Пифагор не знал, знание о несоизмеримости положено было хранить как величайшую тайну.
|