Студопедия — Первая по времени возникновения – субстратная модель мира.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первая по времени возникновения – субстратная модель мира.






Создана в рамках милетской философской школой Фалесом, Анаксимандром (ок. 610 – ок. 546 гг. до н.э.), Анаксименом (ок. 588 – 525 гг. до н.э.),а также Гераклитом (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) из соседнего города Эфеса.

В рамках субстратной модели мира рассматривается несколько проблем.

· Проблема первоначала. Ее решение предполагает ответы на вопросы: что это, какое оно, почему оно есть первоначало (перерабатываются мифологические знания, синтез мифологии и философии).

· Проблема генезиса мира, модель последовательного выведения элементов мира из первоначала (синтезируются физические знания и математические знания).

· Проблема устройства мира, проблема космологии (синтезируются астрономические познания).

В качестве первоосновы предлагались разные субстраты. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимандр – что это бескачественный апейрон, Анаксимен полагал, что это воздух, Гераклит называл огонь в качестве первоначала мира.

Все четыре стихии были хорошо известны древним грекам и согласовывались с мифологическим мировоззрением.

У Гомера начало мира – супружеская пара, Океан и Тефида. Земля – неподвижная круглая плоскость. Небосвод – медный. Пространство заполнено – внизу воздухом, наверху эфиром. Небосвод поддерживается столбами. Солнце – бог Гелиос. Луна – богиня Селена.

У Гесиода первоначало – Хаос, безграничный, вечный. Затем рождается Эрос – великая созидающая сила, Гея – Земля. Она порождает Уран – небо. А затем пара Гея и Уран рождают поколение других богов и существ, в том числе Океан.

Орфики принимали в качестве первоначала Воду, Океан.

Таким образом, плюрализм изначально был присущ мифологической картине мира. Философия, пыталось упростить ее, и создавала новые картины мира, и эти новые картины мира должны были доказываться, поскольку каждый философ хотел создать наиболее точную картину мира. Следование какой-то одной модели означало следование традиции, а как уже было показано, милетская школа не была связана с какой-то конкретной религиозно-мифологической традицией.

Мы видим, что наиболее «традиционным» был Фалес, который принимал за первоначало воду. Но поскольку имелись и другие варианты, Фалес стремился доказать, что это действительно так.

Совершенно «нетрадиционными» были модели мира Анаксимандра и Анаксимена. Согласно Анаксимандру, апейрон – бескачественная, беспредельная материя. Из нее выделяются две пары противоположностей – горячее и холодное, влажное и сухое, их комбинация порождает четыре стихии – Воздух, Огонь, Воду и Землю. А они являются основой всего многообразия. Земля – цилиндр, высота которого равна трети основания. Ее поверхность покрыта водой. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. В воздухе образовались три сферы огня, которые порвались и образовались Солнце, Луна и звезды. Ближе всего – звезды, дальше всего – Солнце.

Первые живые существа появились в воде. Живое зародилось под воздействием небесного огня из ила на границе моря и суши. Затем некоторые существа вышли из моря на сушу, сбросили чешую и стали жить на Земле. Первые люди развивались до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом люди вышли на сушу.

Как ученый Анаксимандр прославился тем, что первый составил географическую карту, он также соорудил небесную сферу, по которой можно было ориентироваться ночью.

 

Анаксимена больше интересовала «механика» происхождения мира из первоначала. Поэтому он выбрал в качестве первоначала воздух. Воздух может разряжаться; образуется, огонь, затем эфир. При сгущении воздуха – ветер, облака, вода, земля, камни. Земля и небесные тела – плоские и свободно парят в воздухе. Луна находится ближе всего, затем – Солнце и звезды. Беспредельный воздух не только начало всех вещей, но и души, поскольку души состоят из воздуха. По мнению Анаксимена, даже боги состоят из воздуха.

И, наконец, картина мира Гераклита, наиболее философская и парадоксальная. Гераклит был самым молодым из названных ученых, жил позже, и его учение является более зрелым. Гераклита больше интересовала не «механика» процесса превращения первоначала во множественность, сколько внутренний закон мироздания. Философия Гераклита была шагом вперед в осмыслении универсума. Мифологическое понятие судьбы Гераклит преобразует в философское понятие необходимости, а затем в научное понятие логоса – закона.

Гераклит пытается сформулировать закон бытия. Причем для Гераклита важно, чтобы закон бытия выражал природу первоначала и основу мира. Логос, по Гераклиту, созидает сущее из противоположного движения. У Гераклита безупречная логика. Начинает Гераклит с очевидность, с утверждения о том, что нет в мире ничего постоянно, все изменчиво и текуче, и нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Далее Гераклит стремится вскрыть природу этой вечной текучести. Первоначало мира обязательно должно быть таким же, текучим и очень подвижным. Из всех стихий, которые были известны к тому времени, более всех подходил огонь. Затем Гераклит идет дальше, он стремится объяснить саму подвижность и текучесть и обнаруживает, что предметы и явления меняются не как попало, а в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Горячее остывает, мокрое высыхает, день сменяет ночь, добро нельзя понять без зла, красивое – без уродливого. Кроме того, один и тот же предмет в разных отношениях объединяет в себе противоположные свойства: «красивейшая из обезьян безобразна перед родом человеческим». По словам Гераклита, «война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости».

Космос, с точки зрения Гераклита, «не создан никем из богов и никем из людей», «он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающий и мерами угасающий». Космос Гераклита живой, он мерами вспыхивает и мерами гаснет, поскольку пронизан логосом.

Гераклит справедливо ставит вопрос о познании мира. По Гераклиту, познание мира строится на основе чувств, особенно важны зрение и слух, но чувственное познание необходимо дополнить познанием на основе логоса, разума. «Не мне, но логосу внимая,– говорит Гераклит, – мудро признать, что все едино». Закон борьбы дополняется Гераклитом учением о гармонии: несмотря на то, что все кипит в борьбе, зло растворяется, поскольку зло частно, а добро абсолютно.

Таким образом, мы видим, что субстратная модель мира в рамках философии, преодолевает мифологическую картину мира и производит очень важный синтез философии и науки.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия