Ошо - Золотые самоpодки
Ошо - Золотые самоpодки
ПРЕДИСЛОВИЕ
Слова этой книги не нуждаются в предисловии. Они обращены ко всем нам: это самородки мудрости о любви, о жизни, о мире, в котором мы живем - о тебе и обо мне. Беглый просмотр любой страницы ведет нас в новый мир, мир Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), самого яркого мистика нашего времени. И если почему-то нужно предисловие, то это из-за тех необычных обстоятельств, в которых эта книга создавалась. В октябре 1985 года Бхагаван был арестован пятнадцатью тяжело вооруженными мужчинами без ордера на арест и удерживался под стражей в течение двадцати дней без права поручительства. Новообращенный христианин Чарльз Тернер, адвокат правительства Соединенных Штатов по этому делу, так описал Бхагавана Шри Раджниша: "Мне неприятно было видеть этого парня. Этот человек маленький и не вызывающий предрасположения, но вокруг него ощущается особый магнетизм. Его глаза светятся, в них почти сатанинский блеск. Я чувствовал зло вокруг этого человека. Многие исследователи рассказывали мне, что испытывали то же самое чувство." "Я не нашел в этом человеке, - добавил он, - ни единого признака спасителя. Даже в грабителе или в торговце наркотиками можно было что-то найти." Понтий Пилат был более осмотрителен в своих суждениях. Протащив Бхагавана по Америке в наручниках и в цепях на ногах и на теле, министерство юстиции Соединенных Штатов, ссылаясь на то, что Бхагаван виновен в нарушении закона о миграции, изгнало его из страны и оштрафовало почти на полмиллиона долларов. Так началась одна из самых странных саг современности. Длинная рука американской администрации протянулась через земной шар - не успевал самолет Бхагавана приземлиться в какой-нибудь стране, как на конце телефонного провода к местным властям обращался американский голос. Двадцать одна "демократическая страна" склонилась под давлением и отказала Бхагавану в праве на проживание. Однажды показалось, что возможно Греция, родина Сократа, которая имела возможность научиться на предыдущей ошибке, готова к тому, чтобы позволить Бхагавану остановиться. После того, как Платон описал все это, - что двадцать пять веков назад Сократ был отравлен афинским министерством юстиции, - ужасающая правда того, что они сделали с этим человеком, стала забываться. Платон пишет: "Когда тюремный смотритель вошел и приблизился к Сократу, он сказал: "Сократ, мне, во всяком случае, не придется ссориться с тобой, как я делаю это с другими из-за того, что они злятся и проклинают меня, когда я говорю им, чтобы они выпили яд, выполняя приказы правительства. В течение всего этого времени мне удалось узнать, что ты благороднейший, добрейший и храбрейший из всех людей, которые когда-либо приходили сюда, и теперь я уверен, что ты не сердишься на меня, потому что ты знаешь, кто ответственен за это. Я пришел тебе сказать: прощай и постарайся перенести все, что должно произойти, как можно легче." Сказав это, он разразился слезами, повернулся и вышел." Но этого не случилось. Те официальные лица современной Греции, так же как и их американские коллеги, которые "выполняют приказы правительства", так ничего и не поняли. Так же, как и Сократа, священники и политики сговорились обвинить Бхагавана в том, что он развращает молодежь и угрожает морали общества. Окруженный цепью вооруженных полицейских, которые сопровождали его к самолету, Бхагаван спросил собравшуюся толпу журналистов: "Что это за культура, если спустя две тысячи лет вашу мораль может разрушить один человек с двухнедельной визой?" Из страны в страну, из аэропорта в аэропорт, от одной группы вооруженных представителей правительства к другой, из одной тюрьмы в другую, от отказа к отказу продолжалась эта странная одиссея. Где бы Бхагаван ни проходил, люди любили его и быстро собирались послушать то, что он говорит. Действительно, его ученики очень беспокоились за мастера, было много таких, которые хотели быть рядом с ним. И власти как можно скорее старались изолировать его. Он стал человеком, которого все любили, но который никому не нужен. А чем занимался Бхагаван, когда политики со своими бандитами сбрасывали в канализацию все идеи своих священных "Прав человека", страстно желая сбросить Бхагавана со своей земли? Он как всегда был, насколько это возможно, доступен тем, кто его любит, своим ученикам, которые сидели у его ног везде, где они могли сидеть, в любой стране, где это удавалось им, когда бы то ни было. Как интернациональные эмигранты, они защищали своего Сократа как могли, записывали его слова во имя более цивилизованного времени, более цивилизованного мира, который, как они надеялись, должен однажды прийти. Пока обеспокоенные официальные лица играли свой безобразные исторические роли, Бхагаван провел около двухсот бесед, бесед о возвышенном мире и красоте, которые можно было бы издать полудюжиной томов. Здесь представлен глоток этих бесед. Здесь представлен кусочек человека, которого священники и политики везде старались сделать врагом народа номер один. Здесь вы познакомитесь с Бхагаваном, с человеком, которого власти везде отчаянно мешали вам открыть для себя. И здесь вы узнаете почему. В то время, как представители человечества и их политические машины разыгрывали свои грязные игры и отвратительными способами пытались нападать на Бхагавана, Бхагаван предлагал миру только цветы. Эта книга содержит ароматы тех цветов. Свами Дэварадж, Кельн, Германия, январь 1988 г.
Живите тотально, живите интенсивно, так, чтобы каждое мгновение становилось золотым, чтобы вся ваша жизнь стала серией золотых мгновений. Такой человек никогда не умирает потому, что у него есть прикосновение Мидаса - все, к чему бы он ни прикоснулся, становится золотым. На вас лежит единственная истинная ответственность: перед своим потенциалом, своим разумом и своей осознанностью - и вы должны действовать в соответствии с этим. Вы рождаетесь не как дерево, вы рождаетесь как семя. Вам нужно расти до того момента, когда вы начнете цвести, и это цветение будет вашей удовлетворенностью, вашей реализацией. Это цветение не имеет отношения к власти, к деньгам, к политике. Оно касается только вас, это - индивидуальный прогресс. Вы должны стать праздником самому себе. Острая тяга к утопии в основе своей является следствием страстного желания гармонии между личностью и обществом. Такая гармония никогда не существовала - здесь всегда был хаос. Общество разделилось на различные культуры, религии, нации, но все эти деления основаны на предрассудках. Ни одно из этих разделений не имеет смысла. Но эти разделения показывают, что человек разделился внутри себя. Они являются проекцией его собственного конфликта. Человек не единый внутри, и поэтому он не может создать единого общества, единого человечества во внешнем мире. И причина этого не во внешнем. Внешнее - это всего лишь отражение внутреннего человека. Никто не уделял должного внимания индивидуальному. И в этом коренная причина всех проблем. Но от того, что индивидуальное кажется таким маленьким, а общество кажется таким большим, люди думают, что если мы изменим общество, то тогда изменится и индивидуальное. Но так не будет, потому что "общество" - это только слово. Есть только индивидуальности, нет никакого общества. У общества нет души, в нем нельзя что-либо изменить. Можно изменить только индивидуальность, какой бы маленькой она ни казалась. И раз вы знаете, как изменить индивидуальность, то вы сможете применять это ко всем индивидуальностям везде. Я чувствую, что когда-нибудь мы достигнем такого общества, которое будет гармоничным, которое будет гораздо лучше всех идей, созданных утопистами за тысячелетия. Реальность будет намного прекрасней. Вы никогда не удовлетворены полностью тем, что вы есть, тем, что существование дает вам, потому что вы сбиты с толку. Вы направляетесь туда, где по природе не должны быть, вы не движетесь по направлению к своему потенциалу. Вы пытаетесь быть тем, кем вас хотят видеть другие, но этому невозможно соответствовать. И когда вы этому не соответствуете, логика говорит: "Вероятно этого недостаточно, нужно сделать для этого нечто большее". И тогда вы отправляетесь за большим, тогда начинаете смотреть вокруг. Все появляются в улыбающихся масках, выглядят очень счастливыми, и так все друг друга обманывают. Вы тоже появляетесь в маске, и другие думают, что вы счастливее их. Вы же думаете, что другие более счастливы. По другую сторону забора трава кажется зеленее. Она действительно выглядит более зеленой, более свежей и сочной. Это иллюзия, которую создает расстояние. Когда вы подойдете ближе, вы увидите, что это не так. Но люди держат друг друга на расстоянии. Даже друзья, даже влюбленные держат друг друга на расстоянии: чрезмерная близость может оказаться опасной, станет видна ваша реальность. Вы с самого начала сбиты с толку и, поэтому, что бы вы ни делали, вы останетесь несчастными. Вы видите, что у кого-то много денег, и думаете, что деньги приносят радость. Посмотрите на этого человека - каким он кажется веселым, - так что гонитесь за деньгами. Кто-то более здоров - бегите за здоровьем. Кто-то еще чем-то занят и выглядит довольным - следуйте его примеру. Но это всегда только другие. Общество устроило все так, чтобы вы никогда не задумывались о своем потенциале. И все несчастье в том, что вы не можете быть самим собой. Только будьте собой, и тогда не будет несчастья, конкуренции и беспокойства о том, что у других чего-то больше, чем у вас. Если вы хотите, чтобы трава была зеленее, нет надобности смотреть по ту сторону забора - сделайте траву зеленее с вашей стороны. Это же так просто - сделать траву зеленее. Человеку нужно укорениться в своих потенциальных возможностях во что бы то ни стало. И мир будет настолько прекрасен, что невозможно в это поверить. Быть живым означает иметь чувство юмора, глубокое качество любви и веселость. Я абсолютно против отрицательного отношения к жизни. А негативное отношение к жизни почиталось как нечто божественное. Для того, чтобы сделать его жизнеутверждающим, веселость, чувство юмора, любовь и уважение к жизни должны объединиться. Благоговение к жизни - это единственное уважительное отношение к божественному, потому что нет ничего более божественного, чем сама жизнь. Человек рождается с огромными богатствами, но он наследует также и все свойства животного. Вам нужно как-то освободиться от животного и создать пространство для того, чтобы осознать и разделить это богатство, потому что одно из его качеств - чем больше вы делитесь им, тем больше имеете. Многие из наших проблем существуют только потому, что мы никогда не сосредотачивали на них свое внимание, никогда не смотрели на них для того, чтобы понять, что они такое. Посвятите жизнь прекрасному. Не посвящайте ее отвратительному. У вас не так много времени, не так много энергии, чтобы растрачивать ее впустую. Такую маленькую жизнь, такой маленький источник энергии просто глупо тратить на гнев, печаль, ненависть, ревность. Используйте ее для любви, используйте ее в каком-то творчестве, для дружбы, для медитации. Сделайте что-нибудь с вашей энергией, чтобы она подняла вас выше. И чем выше вы идете, тем больше источников энергии станут доступны вам. Это в ваших руках. Человек - не остров. Это нужно помнить, как одну из основных истин жизни. Я подчеркиваю это потому, что мы пытаемся это забыть. Мы все - часть единой жизненной силы, часть единого океанического существования. И от того, что в глубине наши корни едины, вырастает возможность любви. Если бы мы не были едины, не было бы возможности любви. Человек все еще носит множество животных инстинктов: злость, ненависть, зависть, собственничество, хитрость. Все, что в человеке осуждалось, оказалось принадлежащим к глубоко укоренившемуся бессознательному. Вся работа духовной алхимии в том, чтобы избавиться от животного прошлого. Не избавившись от животного прошлого, человек останется разделенным. Животное прошлое и человечность не могут существовать как одно, потому что у человечности прямо противоположные качества. И, таким образом, все, что бы человек ни делал, становится лицемерным. Что касается формального поведения, то он следует идеалам человечности - идеалам любви, истины, свободы, необладания и сострадания. Но это остается только на поверхности, и в любой момент скрытое животное может выйти, любой случай может обнаружить его. Но выйдет оно или нет, внутреннее сознание остается разделенным. И это разделенное сознание создает глубокую тоску и проблему - как стать гармоничным целым в том отношении, что касается индивидуальности? То же самое можно сказать и обо всем обществе: как нам сделать общество гармоничным целым, где бы не было войн, конфликтов, классов, где бы не было разделений по цвету кожи, кастам, религиям, нациям. Вместо того, чтобы думать о революции, об изменении общества и его структуры, нам следует больше думать о медитации и изменении личности. Это единственная возможность, чтобы однажды вы смогли отбросить все разделения в обществе. Но сначала их нужно отбросить в человеке - и это возможно. Нет ничего такого, на чем был бы ярлык "истина", - чтобы однажды вы нашли и открыли коробку и, увидев содержимое, сказали: "Прекрасно, я нашел истину!" Такой коробки нет. Причина ясна, почему люди говорят об истине и продолжают оставаться в мире лжи. В их сердцах есть стремление к истине, но им стыдно перед собой за то, что они не могут быть правдивыми - вот почему они говорят об истине. Но это всего лишь разговоры. Жить в соответствии с истиной слишком опасно, люди не могут рисковать таким образом. То же самое происходит и со свободой. Что касается разговоров, то все хотят свободы, но в действительности никто не свободен. Никто по-настоящему не хочет быть свободным, потому что свобода несет ответственность. Быть зависимым просто. Не вы несете ответственность, а человек, от которого вы зависимы. И так люди создали шизофренический образ жизни. Они говорят об истине, о свободе, но живут во лжи и рабстве, в различных формах рабства, потому что всякое рабство освобождает вас от какой бы то ни было ответственности. Человек, который хочет быть действительно свободным, должен взять на себя огромную ответственность. Он не может сбросить свою ответственность на кого-то Другого. Он ответственен за все, что бы он ни делал и кем бы он ни был. Настоящий противник насилия - это тот, кто никого не убивает и никому не причиняет вреда, потому что он против убийства и зла. Даже если кто-то пытается причинить вред ему, он и тогда будет против зла. И если кто-то захочет его убить, он все равно будет против убийства; он не допустит этого. Он никогда не будет инициатором насилия, но если к нему будут применять насилие, он будет бороться изо всех сил. Только так люди, которые против насилия, могут остаться независимыми. Иначе они станут рабами, бедняками, которых постоянно грабят. Если вы будете самим собой, то это даст вам все необходимое для того, чтобы вы чувствовали себя реализованными, все, что сделает вашу жизнь замечательной и важной. Только если вы будете самим собой и будете расти в соответствии со своей природой, это приведет вас к осуществлению вашего предназначения. Будьте непредсказуемыми и постоянно меняющимися. Никогда не переставайте меняться и быть непредсказуемыми. Только тогда жизнь может быть радостью. В тот момент, когда вы станете предсказуемыми, вы превратитесь в машину. Машина предсказуема. Она вчера была такой же, как сегодня, и такой же она будет завтра. Она не меняется. И только у человека есть привилегия меняться каждый момент. В тот день, когда вы перестанете меняться, вы, в некотором тонком смысле, умрете. Подвергайтесь любой опасности. Будьте игроком! Рискуйте всем, потому что нет уверенности в следующем моменте. Зачем беспокоиться о нем? Зачем беспокоиться? Живите в опасности, живите радостно. Живите без страха и чувства вины. Живите, не страшась ада, и не стремитесь к раю. Просто живите. Каждая ошибка - это возможность учиться. Только не повторяйте одни и те же ошибки снова и снова - это тупость! Но совершайте как можно больше новых ошибок - не бойтесь, потому что это единственный путь, который природа предоставила вам, чтобы учиться. Религиозность просто означает вызов росту, вызов зерну, чтобы прийти к конечной цели его выражения, дать ему расцвести тысячей цветов, и освободить спрятанный внутри аромат. Этот аромат я называю религиозностью. Все настолько несчастны, что каждый хочет где-нибудь найти любую причину, чтобы объяснить себе, почему он или она так несчастны. И общество предложило хорошую стратегию - осуждение. Сначала вы, естественно, во всем осуждаете себя. Нет совершенного человека, и нет такого человека, который смог бы стать совершенным - совершенства не существует, - поэтому осуждать так легко. Вы несовершенны, и есть вещи, которые показывают вам ваше несовершенство. И тогда вы злитесь, злитесь на себя, злитесь на весь мир: почему я так несовершенен? И тогда вы смотрите на других с одной целью - найти несовершенство во всех. Потом вы хотите открыть свое сердце - и это естественно, потому что пока вы не откроете свое сердце, в вашей жизни не будет праздника, ваша жизнь будет почти что мертвой. Но вы не можете сделать это сразу. Вам придется разрушить все ваше воспитание от самых корней. Так что, прежде всего, перестаньте осуждать себя. Вместо того, чтобы осуждать, начните принимать себя со всеми несовершенствами, всеми слабостями, ошибками и неудачами. Не просите себя стать совершенным, это значит просить о чем-то невозможном, потом вы будете расстроены. Вы же человек, в конце концов. Вы только посмотрите на животных, на птиц - они не беспокоятся, не грустят, не бывают расстроены. Вы не увидите ни одного ненормального буйвола. Он вполне доволен тем, что жует каждый день одну и ту же траву. Он почти просветленный! Нет никакого напряжения, а только великая гармония с природой, с самим собой, со всем, как оно есть. Буйволы не создают партий для того, чтобы перевернуть мир и превратить буйволов в супербуйволов, сделать буйволов религиозными и добродетельными. Ни одно животное не озабочено человеческими идеями. Они все, должно быть, смеются: "Что с вами случилось? Почему вы не можете быть такими, как вы есть? Что за необходимость быть кем-то еще?" Так что, прежде всего, необходимо глубокое приятие самого себя. Не осуждайте чувственность. Ее осуждал весь мир, но из-за этого осуждения энергия, которая могла расцвести в чувственности, превратилась в извращения, в ревность, злость, ненависть - в скучную сухую жизнь без сока. Чувствительность - это одно из величайших блаженств для человечества. Это ваша чувствительность, ваше сознание. Это ваше сознание, фильтрующееся через тело. Родители через века пронесли идею о том, что дети принадлежат им, что дети - это всего лишь их копии. Но копия - это не сама вещь, и существование не верит в копии - оно радуется оригинальности. Вы должны помочь детям вырасти выше вас. Вы должны помочь им не подражать вам. В этом реальный долг родителей - помочь детям не стать имитаторами. Дети - подражатели, и, естественно, на кого они стараются быть похожими? Родители - самые близкие для них люди. До сих пор родителям очень нравилось, чтобы их дети были похожими на них. Отец испытывает гордость от того, что его сын похож на него. Но тогда одна жизнь оказывается растраченной впустую, тогда не нужен его сын, достаточно было его самого. И из-за этой ложной идеи - гордиться детьми, похожими на нас, - мы создали общество подражателей. Покорности не нужен разум. Все машины покорны. Никто никогда не слышал о непокорной машине. Покорность слишком проста. Она снимает с вас тяжесть любой ответственности. Вам не нужно сопротивляться, вы просто должны делать то, что вам скажут. Ответственность лежит на источнике, откуда исходят приказы. В каком-то смысле вы очень свободны, вас нельзя осудить за ваши действия. Религиозность - это не то, во что нужно верить, но нечто, что нужно пережить, испытать... Это не вера в свой ум, но вкус всего своего существования. Ум не может быть не-судящим. Если вы запретите ему судить, то в вашем разуме возникнет блокировка, и тогда ваш ум не сможет хорошо функционировать. Быть не-судящим - это не то, что приходит из области ума. Только тот, кто пошел за пределы ума, может быть не-судящим. Иначе то, что вам кажется фактическим и веским утверждением, - всего лишь иллюзия. Все, что ум решает или утверждает, искажено его обусловленностью, его предубеждениями - и это то, что делает его судящим. Например, вы видите вора. То, что он ворует, - это факт, в этом нет сомнений - и вы создаете утверждение по поводу вора. Конечно же, воровать нехорошо, так что, когда вы называете человека вором, ваш ум говорит: "Ты прав. Твое утверждение верно." Но почему вор плохой? И что такое "плохо"? Что заставило его воровать? Акт воровства - это только одно действие, и на основе одного действия вы составляете суждение обо всем человеке. Вы называете его вором. Но он не только ворует, он совершает множество других дел. Он может быть хорошим художником, может быть хорошим плотником, певцом, танцором - в человеке может быть тысяча качеств. Весь человек так велик, а воровство только одно из его действий. На основе одного действия вы не можете утверждать обо всем человеке. Вы вообще не знаете человека и даже не знаете, в каких условиях произошло воровство. Может быть, в тех условиях вам бы тоже пришлось воровать. Может быть, в тех условиях воровство не было чем-то плохим, потому что каждое действие связано с условиями. Если вы посмотрите на мир вокруг себя и увидите множество человеческих условностей, человеческие представления о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, то вы впервые сможете понять, что ваш ум также является частью определенной прослойки людей. Он не является выразителем истины, он просто представляет определенную прослойку. И через этот ум все, что бы вы ни видели, станет суждением. Существование едино. У него миллионы выражений, но выраженный дух один и тот же. Это одна божественность в бесконечном многообразии творений. Странная вещь деньги. Если у вас их нет, то все просто; у вас их нет - в этом нет ничего сложного. Но если они у вас есть, то это, конечно, создает сложности. Одна из величайших проблем, которую создают деньги, состоит в том, что вы никогда не знаете, вы ли желанны, или ваши деньги? И это бывает так трудно вычислить, что кто-то предпочел бы не иметь денег. По крайней мере, жизнь была бы проще. Сейчас нечто подобное деньгам, то, что могло бы приносить огромное удовольствие, превратилось в мучение. И это не деньги, это ваш ум. Деньги приносят пользу, не грех иметь их, не нужно чувствовать вину в этом. Так ум порождает страдания. У вас есть деньги, радуйтесь им. И если кто-то любит вас, не поднимайте эту проблему, потому что поставите человека в неловкое положение: если он говорит, что любит вас, вы ему не поверите, но если он скажет, что любит ваши деньги, тогда вы поверите ему. И если он любит ваши деньги, тогда всему делу конец. Глубоко внутри вы будете подозревать, что он любит ваши деньги, а не вас. Но в этом нет ничего плохого: деньги принадлежат вам, как ваши глаза и нос, и волосы, и этот человек любит вас во всей вашей полноте. Ваши деньги - это тоже часть вас. Не разделяйте себя, и тогда у вас не будет проблемы. Старайтесь жить, по возможности, с меньшими сложностями и проблемами - это в ваших руках. Знать весь мир - ничто по сравнению со знанием тайны своей собственной внутренней жизни. Сама идея сравнения является абсолютно ложной. Каждая индивидуальность уникальна, потому что нет того, кто был бы похож на кого-то. Можно было бы сравнивать, если бы все люди были похожи, - но они не похожи. Даже близнецы не совсем похожи. Невозможно найти еще одного человека, который был бы таким же, как вы. Так что сравнивая уникальных людей, мы создаем все трудности. Одно из самых трудных, но и самых основных в жизни не разделять ее на прекрасное и идиотичное, вообще не разделять. Все это части одного целого. А для этого нужно немного чувства юмора. И, по-моему, чувство юмора очень важно для того, чтобы человек был цельным. Что-то не так с мелкими идиотскими делами? Почему нельзя посмеяться над ними и получить от них удовольствие? Вы же все время судите, что правильно, а что неправильно. Все время вы сидите на месте судьи и это делает вас серьезными. Тогда цветы прекрасны, но как быть с колючками? Ведь они тоже часть существования цветка. Цветы не могут существовать без колючек, колючки защищают их, у колючек есть свои функции, цель и смысл. Но вы делите - и тогда цветы прекрасны, а колючки становятся отвратительными. Но в самом дереве один и тот же сок течет и к цветам и к колючкам. В существовании дерева нет разделения, нет осуждения. Цветы не являются любимцами, а колючки только терпимы. И те и другие полностью приняты. И таким должно быть наше отношение к своей собственной жизни. Есть вещи, маленькие вещи, которые, если судить о них, выглядят глупыми, идиотскими. Но это только из-за вашего суждения; на самом деле, они также выполняют что-то существенное. Вся работа ума состоит в том, чтобы продолжать разделять. Назначение сердца в том, чтобы увидеть объединяющую связь, о которой уму совершенно неизвестно. Ум не может понять то, что стоит за словами, он понимает только то, что лингвистически, логически верно. Он не имеет отношения к существованию, к жизни, к реальности. Сам ум - это фикция. Можно жить без ума. Без сердца жить невозможно. И чем глубже ваша жизнь, тем больше в нее вовлечено ваше сердце. Жизнь - это река, течение, постоянное движение. Люди думают, что они статичны. Только вещи статичны, только смерть не меняется - жизнь постоянно меняется. В богатой жизни огромные перемены происходят каждый момент. Нет ни высших, ни низших людей - так же, как нет равных. Каждый уникален. Равенство психологически неправильно. Не каждый может быть Альбертом Эйнштейном и не каждый может быть Рабиндранатом Тагором. Но это не значит, что Рабиндранат Тагор превосходит вас, потому что вы не можете быть им. Рабиндранат тоже не может быть вами. Весь смысл моих слов в том, что каждый - это уникальное проявление. Так что нам придется разрушить идею высшего и низшего, равенства и неравенства и заменить ее новой концепцией уникальности. Каждая индивидуальность уникальна. Только посмотрите с любовью, и вы увидите - у каждого человека есть то, чего ни у кого больше нет. Делайте только то, что вам приятно - приятно вам и окружающим вас. Делайте только то, что приносит вам песню и создает ритм празднования вокруг вас. Такую жизнь я называю религиозной жизнью. У нее нет принципов, нет дисциплины, нет законов. К ней есть только один единственный подход, и это - жить разумно. В послушании есть простота; для непослушания нужен чуть более высокий склад ума. Любой идиот может быть послушным, фактически, только идиоты и могут быть послушными. Разумный человек непременно спросит: "Почему? Почему я обязан это делать? И до тех пор, пока я не узнаю причины и следствия этого, я не стану в это впутываться." И тогда он становится ответственным. Для святого совершенно невозможно стать мошенником, но мошенник может быть святым. Человек еще не научился понимать красоту одиночества. Он всегда жаждет какой-нибудь связи, чтобы быть с кем-нибудь: с другом, с отцом, с женой, с мужем, с ребенком... с кем-нибудь. Он создал общества, клубы, он создал партии - политические, идеологические. Он создал религии, церкви. Но основная необходимость всего этого в том, чтобы как-то забыть, что ты одинок. Смешиваясь с таким множеством людей, вы пытаетесь забыть то, что внезапно в темноте вспоминается, - то, что вы родились одиноким и одиноким умрете, и что бы вы ни делали, вы проживете в одиночестве. Одиночество - это нечто настолько важное в вашей жизни, что нет способа избежать его. Каждая попытка избежать одиночества обречена на провал оттого, что она против основ жизни. Вам нужно не то, в чем вы могли бы забыть о своем одиночестве, вам нужно осознать свое одиночество, которое и есть реальность. И это так прекрасно - испытывать его, чувствовать его, потому что одиночество - это ваша свобода от толпы, от других. В нем ваша свобода от страха одиночества. Одно только слово "одинокий" сразу же напоминает вам о чем-то похожем на рану: нужно чем-то заполнить ее. Это разрыв, и он болит. Нужно заполнить его. "Одиночество" - само слово - не имеет того же смысла, что и "рана", разрыв, который нужно заполнить. Одиночество просто означает полноту, завершенность. Вы целы, и нет необходимости, чтобы кто-нибудь вас дополнял. Так что, постарайтесь найти свой внутренний центр, где вы всегда одиноки и всегда можете быть одинокими. В жизни, в смерти, где бы вы ни были, вы всегда будете одинокими. Но это одиночество такое полное - оно не пустое - оно совершенно, оно переполнено всеми соками жизни, всеми красотами и благословениями существования, и если вы однажды почувствуете вкус своего одиночества, боль в сердце исчезнет. И вместо нее появится новый ритм величайшей сладости, мира, радости, блаженства. Но это не значит, что человек, который отцентрирован в своем одиночестве, и завершен в самом себе, не может иметь друзей - фактически, только он и имеет друзей, потому что теперь это больше не необходимость, это всего лишь желание поделиться. У него так много, что он может этим поделиться. Мы все - часть одного существования. Кому бы вы когда бы то ни было ни причинили боль, вы причиняете ее, в конце концов, самому себе. Сегодня вы можете не иметь об этом представления, но однажды, когда вы станете более сознательны, вы скажете: "Боже мой! Эту рану я нанес самому себе." А ведь вы хотели причинить боль кому-то другому, думая, что люди различны. Нет никакой разницы. Все это существование - одно космическое единство. И из этого понимания исходит идея ненасилия. Когда вы гневаетесь, вы наказываете самих себя. Вы горите, вы разрушаете свое сердце и его высшие качества - вы полны ненависти. Человек наполнен, если он находится в гармонии со вселенной. Если он не в гармонии со вселенной, то он пуст, совершенно пуст. И из этой пустоты исходит алчность. Алчность существует для того, чтобы наполнять ее: деньгами, домами, мебелью, друзьями, любовниками, чем попало, - потому что вы не можете жить в пустоте. Она ужасает вас. Это призрачная жизнь. Если вы пусты и внутри вас ничего нет, то жить становится невозможно. Для того, чтобы почувствовать полноту внутри себя, есть только два пути. Либо вы входите в гармонию со вселенной... и тогда вас наполняет целое, все цветы, все звезды, И это реальное осуществление. Но вы не можете сделать этого - миллионы людей не делают этого - и тогда остается другой способ - наполнить себя любым хламом. Алчность просто означает, что вы испытываете глубокую пустоту и хотите наполнить ее всем, чем можно, не имеет значения чем. И если однажды вы это поймете, вам не нужна будет алчность. Вам придется что-то сделать для того, чтобы войти в связь с целым, и тогда исчезнет внутренняя пустота. Все человеческое прошлое восхваляло нищету и делало ее равной духовности, а это абсолютная чепуха. Духовность - это величайшее богатство, которое может случиться с человеком. Оно включает в себя все другие богатства. Оно не против любых других богатств. Оно просто против всех видов бедности. С одной стороны, люди почитают бедность, с другой стороны, они говорят: "Служите бедным". Странно! Если бедность так духовна, тогда наиболее духовным делом было бы превращать каждого богатого человека в бедного. Помогите богатому стать бедным, и тогда он будет духовным. Зачем помогать бедным? Вы что, хотите разрушить их духовность? Жить в изобилии - это единственная духовная вещь в мире. Деньги являются предметом нечестной добычи по той простой причине, что мы не способны разработать разумную систему, в которой деньги были бы слугой всего человечества, а не хозяином для некоторых алчных людей. Деньги являются предметом нечестной добычи потому, что человеческая психология полна алчности. Иначе деньги были бы простым средством обмена вещей, и превосходным средством; в этом нет ничего плохого. Но в том способе, которым пользуемся мы, все кажется неверным. Если у вас нет денег, вас осуждают, вся наша жизнь становится бедствием, и всю свою жизнь вы пытаетесь приобрести деньги любым способом. Если вы имеете деньги, то это, в основе своей, ничего не меняет - вы хотите больше, и этому хотению больше нет конца. И когда, наконец, у вас много денег - и хотя их недостаточно, их никогда не бывает достаточно, но у вас их больше, чем у кого-то другого, - вы начинаете чувствовать вину, потому что средства, которые вы использовали для того, чтобы накопить деньги, были отвратительны, насильственны и бесчеловечны. Вы эксплуатировали, вы пили кровь у народа, вы были паразитом. Теперь у вас есть деньги, но они напоминают вам обо всех преступлениях, которые вы совершили, зарабатывая их. Это создает два типа людей: одни - это те, кто начинает делать пожертвования на благотворительные институты, чтобы избавиться от чувства вины; другие - которые настолько чувствуют свою вину, что либо сходят с ума, либо совершают самоубийство. Их собственная жизнь становится мучением, каждое дыхание становится тяжелым. И самое странное в том, что человек проработал всю жизнь, чтобы добыть эти деньги, потому что общество провоцировало в нем это желание, это стремление быть богатым и иметь власть. Деньги действительно приносят власть; за деньги можно купить все, кроме тех вещей, которые невозможно купить за деньги. Но никого не интересуют эти вещи. Медитацию нельзя купить, любовь нельзя купить, дружбу и благодарность нельзя купить, - но никого это вещи не интересуют. Только посмотрите на жизнь в ее изобилии. Зачем миру нужно так много цветов? Одних только роз было бы достаточно. Но существование изобильно - миллионы и миллионы цветов, миллионы птиц, миллионы животных - всего в избытке. Природа не аскетична. Она пляшет везде - в океане, в деревьях. Она везде поет - в ветре, летящем сквозь сосны, в птицах. Зачем нужны миллионы галактик, в каждой из которых миллионы звезд? Кажется, в этом не было бы необходимости, если бы изобилие не было самой сутью существования. В этом богатстве вся его сущность, это существование не верит в бедность. Я не смотрю на алчность как на желание. Алчность - это экзистенциальная болезнь. Вы не в гармонии с целым, потому что только эта гармония с целым может сделать вас святым. По-моему, алчность - это вообще не желание, так что вам не нужно ничего с ней делать. Вам нужно понять ту пустоту, которую вы пытаетесь заполнить и спрашиваете: "Почему я пустой? Все существование так наполнено, почему же я пустой? Может быть, я заблудился? Я больше не двигаюсь в том направлении, я больше не экзистенциален - и в этом причина моей пустоты." Так что, будьте жизненными, экзистенциальными, отпустите все на самотек и будьте ближе к существованию в молчании, мире, в медитации. И однажды вы увидите, что вы так полны, что вы переполнены радостью, блаженством, благословением. У вас так много этого, что вы можете дать всему миру, не истощившись. В тот день вы впервые перестанете испытывать алчность - к деньгам, к пище, к вещам - к чему бы то ни было. Вы будете жить, но не с алчностью, которую невозможно удовлетворить, не с раной, которую невозможно излечить. Вы будете жить естественно, и все, что вам нужно, вы найдете. Каждый, так или иначе, чувствует себя стоящим ниже по положению. И причина в том, что мы не можем принять уникальность каждого. Проблема не в превосходстве или униженности. Каждый является единственным в своем роде - вопрос о с
|