Совершенная конкуренция и ограниченность рынка
Противоположность институциональной картине составляет классическая теория совершенной конкуренции, игнорирующая значение любых конвенций. В классической модели возможны и даже необходимы постоянные корректировки цен до тех пор, пока не получено рыночное равновесие. Любая фиксированная ценовая норма, любое институциональное воздействие на цены, теоретически служили бы препятствием для этого процесса. Тем самым данная теория игнорирует информационное содержание самой ценовой нормы. Однако в настоящее время появились новые аргументы, подрывающие это положение. Большая часть доводов, так или иначе, связана с информационной функцией конвенций, норм или институтов. Поэтому корректировка цен возможна и должна производиться в рамках рыночных институтов. Дело в том, что в условиях совершенной конкуренции ни один экономический агент не может получить информацию об инвестиционных планах других субъектов. Стимул инвестировать отчасти зависит от информации об ограниченной конкурентоспособности предложения других фирм или от степени убежденности в том, что другие экономические агенты не располагают информацией об имеющихся у данного инвестора благоприятных возможностях.
Совершенная конкуренция не может обеспечить выполнения этих условий. Именно по причине своего совершенства она не ограничивает количество фирм, от которых можно ожидать, что они вступят в конкуренцию. Если благоприятный шанс извлечь прибыль известен всем, то им никто не может воспользоваться. Потенциальная возможность предпринимателя извлечь прибыль из своей деятельности становится реальностью в том случае, если аналогичные действия не планируются большим числом других предпринимателей. Иначе дело закончится избыточным предложением и убытками. Благоприятные возможности такого рода формируют надежные ожидания прибыли только в том случае, когда ожидаемая конкуренция со стороны других производителей ограниченна.
Такой подход, естественно, отличается от традиционных представлений. Необходимы условия приобретения адекватной информации несовместимы с совершенной конкуренцией. У производителей имеется в распоряжении целый ряд возможных способов получить информацию о предполагаемых действиях тех, чья деятельность взаимосвязана с их собственными намерениями: сговор, соглашение, альянс, компромисс, использование сдерживающих факторов (профсоюзы, фиксированные валютные курсы, препятствующие свободной конкуренции), которые просто необходимы для того, чтобы рыночная система функционировала.
Индивиды, выступающие в роли рыночных агентов, стремящиеся получить максимальную выгоду, вырабатывают определенные нормы, конвенции и институты, которые передаются из поколения в поколение, формируя рутинные стереотипы поведения. Это говорит в пользу того, что институты и рутины не только не являются несовершенствами рынка, но на самом деле необходимы, так как снабжают участников рынка актуальной информацией, особенно информацией о будущих действиях других агентов. Как бы ни развивались институты, – эволюционным путем или на основе сознательного плана, – они снабжают агентов информацией, позволяющей последним вырабатывать ожидания относительно будущего поведения других субъектов экономики. Представляется, что гораздо труднее формировать ожидания, наблюдая поведение, подверженное непрерывным изменениям в ситуации, когда деятельность людей неструктурирована и абсолютно нестабильна. Именно такое положение дел описывает неоклассическая модель корректировки цен в условиях совершенной конкуренции. В этом идеальном случае информативные сигналы поступают главным образом от системы цен, которая дает информацию о предложении ресурсов и спросе на них. Если же рынку присущи ограничения и несовершенства, то передается намного больше информации, в том числе отличной от той, которую можно получить посредством цен. Система институтов, структурирующих рынок, обеспечивает участников рынка информацией о потенциальных действиях других экономических агентов. Поэтому идеи совершенного конкурентного рынка нельзя считать очевидными. Рынок со свойственными ему ограничениями и несовершенствами, альянсами, компромиссами и конвенциями предоставляет агентам больше информации и более жизнеспособен в действии. Более адекватная теория институтов придает больше значения функциям привычек и рутин в росте и трансформации институтов.
Таким образом, рынок как социальный институт, в рамках которого регулярно происходит большое количество актов обмена, подобно другим социальным институтам, выполняет, с одной стороны, – ограничительные функции, а с другой, – создает новые возможности. Этот вывод возможен, поскольку рынок обеспечивает передачу информации о предпочтениях, ожиданиях и действиях индивидуумов. Данная функция рыночных институтов заключается не только в распространении информации о ценах или количествах конкретных продуктов, но и в воздействии на поведение и склонности экономических агентов, вовлеченных в рыночные отношения. Действие рыночных норм навязывает индивиду специфические формы поведения на рынке. Следовательно, рынок никогда не бывает совершенно свободным в смысле классического либерализма и не обязательно олицетворяет свободу индивида. Благодаря рынку возможно сокращение издержек, связанных с принуждением к соблюдению контрактов, так как рынок предусматривает наличие норм и правил поведения индивидов и организаций. При этом индивиды не находятся в одиночестве при выполнении контракта. Существует система мер и организаций по контролю качества продукции, транспортировки и хранения, сервиса, охраны и арбитража.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. C какой целью экономистами изучается категория «рынок»? 2. Представителями какой науки и когда были заложены основы научных исследований категории «рынок»? 3. Как трактуется «рынок» классическими экономистами? 4. Почему возникла необходимость исследования институциональных оттенков категории «рынок» в дополнение к традициям классической экономики? 5. Что означает формулировка категории «рынок» как организованной и институционализированной системы обмена вещными правами на материальные блага? 6. Какая роль принадлежит институтам в функционировании рынка? 7. Почему рынки существуют в качестве альтернативы нерыночному обмену? 8. Являются альтернативами или взаимно дополняют друг друга понятия «совершенная конкуренция» и «ограниченный рынок»? Основная литература:
Фуроботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. Под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб.: Издат. Дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: Пер. с англ.– М.: Дело, 2003. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность.– М., 2000.
Дополнительная литература:
«Невидимая рука» рынка: пер. с англ. / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П.Ньюмена; науч. ред. д-р эконом. наук, проф. Н.А.Макашева; Гос.ун-р – Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008; Линдблом Ч. Рыночная система: Что это такое, как она работает и что с ней делать / пер. с англ. Д.Шестакова, Р.Хаиткулова;Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. Маршалл А. Принципы экономической науки.- 1993. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / В кн. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. I. – М.:МП «ЭКОНОВ», 1993. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / В кн. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. I. – М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
[1] Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / В кн. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.I. – М.: МП «ЭКОНОВ», 1993. 1 Так, например, Джеффри Ходжсон отмечает, что Анахарсис Скифский обнаруживает рынок на том месте, где люди обманывают друг друга; Герри Бэккер стротит гипотезу “существования брачного рынка”; Питер Дойринджер и Майкл Пиор выдвигают концепцию “внутреннего рынка труда в фирме”. Подробнее в кн.: Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: Пер. с англ. – М.: Дело, 2003.– С. 253-258. 1 Коуз Р. Природа фирмы // Природа фирмы.– М., 2001.– С. 37. 2 Коуз Р. Фирма, рынок и право.– М., 1993.– С. 103.
1 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: Пер. с англ.– М.: Дело, 2003.– С. 265-266. 1 Танос Скоурас, опираясь на работы Джоан Робинсон, разработал линию аргументации, ставящую под сомнение многие аспекты неоклассического подхода к исследованию рынка. См. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: Пер. с англ.– М.: Дело, 2003.– С. 267. 1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. I.– М.: МП “ЭКОНОВ”, 1993.– C. 124-132; C. 446-448. 1 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: Пер. с англ.– М.: Дело, 2003.– C. 276
|