Типология трансакций
На современном этапе в экономических системах используются различные типы трансакций (обмена), взаимодействие которых определяет соотношение между частными и общественными согласованиями. В этих целях обычно разграничивают персонифицированные и неперсонифицированные формы отношений. Персонифицированный обмен осуществляется на основе повторяемости, добровольности, отсутствия большого числа объектов и субъектов сделок, однородности ценностных ориентиров каждого из партнеров. То есть субъекты персонифицированного обмена составляют, как правило, известный круг лиц (например, знакомые друг другу поставщики сырья для производства стеклотары и ее потребители), состав которого меняется редко. Перечисленные свойства персонифицированного обмена приводят к тому, что трансакционные издержки являются относительно невысокими по сравнению с трансформационными. В современных условиях персонификация отношений обмена приводит к снижению трансакционных затрат. Персонификация достигается за счет укрепления долговременных связей фирм с поставщиками и потребителями ее продукции (пример с производством стеклотары). Во внутрифирменных отношениях степень персонификации выше в небольших фирмах по сравнению с более крупными. Более высокая степень персонификации внутрифирменных отношений и частично межфирменных, доступная малым предприятиям, определяет их конкурентоспособность.
Неперсонифицированная форма обмена развивается по мере увеличения и усложнения актов обмена, разнообразия его форм, увеличения числа участвующих в отдельных актах обмена сторон. Усложнение условий обмена приводит к усложнению контрактов, что порождает необходимость закрепления стандартных правил, норм и процедур, приводящих к деперсонификации заключаемых соглашений, передаче функций по заключению контрактов специалистами, стандартизации форм экономических взаимодействий. Примером такой формы обмена являются биржевые и аукционные сделки, сделки широкого ассортимента малыми партиями и торговля в розницу. То есть для этих форм обмена характерны все новые и новые контрагенты, которые часто меняют не только поставщиков, но и ассортимент поставок. Например, небольшая торговая точка, торгующая дешевыми товарами (прохладительные напитки, мороженное и т.д.) в розницу.
Деперсонификация помогает решить многие проблемы обмена, унифицируя институционную форму соглашений. Вместе с тем неперсонифицированные формы обмена имеют опосредованный характер и приводят к возникновению новых проблем. В частности, это ведет к расширению границ рынка, росту числа субъектов и объектов, а также к увеличению пространственной отдаленности. Вместе с тем выход обмена за пределы определенных географических рамок делает персональное общение затруднительным.
Неперсонифицированные формы трансакций (обмена), адекватные рыночной форме организации экономики, обусловливают возрастание роли государства, узаконивающего институциональные формы контрактации. Роль государства при этом является двойственной. С одной стороны, оно берет на себя функции защиты и обеспечения прав собственности участвующих в сделках сторон, с другой, – вмешательство государства порождает увеличение трансакционных затрат и институциональных барьеров на пути частных согласований. Обычно персонифицированные и неперсонифицированные формы обмена взаимодействуют и переплетаются, образуя частные и общественные согласования, а это порождает смешанные формы обмена. Кроме этих форм, может осуществляться неперсонифицированный обмен под контролем третьей стороны (государства), действующей через юридическую систему и выполняющей функции принуждения и насилия. Такая форма обмена свойственна рынкам лицензируемых товаров и услуг (подакцизных алкоголя, табачных изделий, топлива и т.д.), а так же товаров и услуг, находящихся под особым контролем (наркотических средств, оружия и т.д.).
Институциональные ограничения могут способствовать, либо затруднять развитие определенных процессов, внутрифирменные нормы и правила поведения всегда создаются такими, чтобы служить целям лиц, занимающих руководящее положение в фирме. Совпадение личных целей руководителей и производственной организации способствует более успешному развитию фирм. На малых предприятиях степень эластичности внутрифирменных норм и правил поведения выше, потому, что они находятся под непосредственным контролем предпринимателя и, как правило, поддерживаются коллективом, отношения в котором строятся на доверии и сотрудничестве. Это верно, по крайней мере, в отношении неформальных правил. Внутри малых фирм подавляющее большинство правил и норм поведения является неформальным и носит дружественный характер. Наличие указанных взаимосвязей отражается на типах поведения членов организации и самой организации. Различные модели поведения, вырабатываемые индивидами, испытывают на себе влияние тех способов координации, в которых протекает их деятельность. Между выбираемыми экономическими субъектами, формами координации и согласования предстоящих взаимодействий и склонностью к определенному типу поведения существует гораздо более прочная и разнообразная система связей, чем принято считать. При выборе форм экономических взаимодействий рационально действующий субъект выбора руководствуется ожидаемой полезностью, которая связана с широким выбором потребительских благ, включающим как материальные элементы благосостояния, так и нематериальные его составляющие. Элементами ожидаемой полезности становятся возможности заниматься определенными видами деятельности в тех условиях, которые рассматриваются как наиболее приемлемые.
В результате можно сделать вывод, что наличие в экономических взаимодействиях различных форм отношений приводит к тому, что экономические субъекты могут при определенных условиях выбирать между такими вариантами, как персонифицированные или неперсонифицированные формы. Персонифицированные формы обычно порождают отношения кооперации. Кооперативный характер взаимодействия в этом случае рассматривается не с технологических или организационно-экономических позиций, а как элемент, формирующий определенные модели поведения, включая такие моменты, как доверие между партнерами, осознание общности интересов, сотрудничество. Элементы кооперативного поведения субъектов контрактных отношений приобретают устойчивость при условии, что сформировавшиеся контрактом отношения воспроизводятся на постоянной основе.
Неперсонифицированные формы обмена привносят элементы кооперации, но обычно проявляются в ограниченных масштабах. Это обусловлено большим количеством участников, меняющимся их составом, неполной и недостоверной информацией об их действиях и намерениях. Это предполагает участие третьей стороны в процедуре осуществления контрактов. Чем сложнее контракты, тем настоятельнее необходимо участие третьей стороны. Ее роль заключается в обеспечении принудительного воздействия, поэтому третей стороной становится государство в виде специализированных учреждений. При этом третья сторона должна быть нейтральной по отношению к данному договору, способной объективно оценивать выполнение контракта, принуждать к выполнению его условий без дополнительных издержек. Принуждение состоит в том, что индивидуум, нарушивший условия контракта возмещает пострадавшему потери в таком размере, который делает невыгодным нарушение условий контракта. Общественный контроль над исполнением контрактов осуществляется через правовую систему.
Проведенный анализ показывает, что направления исследования фирм, альтернативные неоклассике, справедливо на наш взгляд, считать результатом критического переосмысления традиционных версий, использованием стандартных приемов и дополнением их новыми теориями, позволяющими прослеживать многообразные взаимосвязи, возникающие на новых этапах развития.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Являются ли фирма и рынок альтернативами или дополняющими друг друга формами согласований, координации экономической деятельности и организации обмена Аргументируйте защищаемое Вами положение. 2. Какие методы анализа внутрифирменных и межфирменных взаимодействий используются экономической наукой? 3. При каких условиях фирма как индустриальная организация индивидуального воспроизводственного процесса становится массовым явлением? 4. Какие интересы свойственны индивидам и фирмам? Есть ли различия в этих интересах? 5. Почему интересы фирмы разделяются на внешние и внутренние? В чем заключаются их принципиальные отличия? 6. Какое значение для эффективного функционирования фирмы имеют трансакционные издержки? 7. Какое значение для нерыночных форм обмена имеют понятия эквивалентности и возмездности. В чем заключается их взаимозависимость и взаимодополнение? 8. C какой целью в институциональном анализе используется понятие ограниченной рациональности? 9. Какие типы обмена используются в экономических системах на современном этапе? 10.Дайте характеристику персонифицированного обмена. В чем заключаются его основные признаки? 11.Есть ли преимущества и/или недостатки неперсонифицированного обмена по отношению к обмену персонифицированному? Что означает термин деперсонификация?
Основная литература:
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей редакцией А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. акад. Д.С. Львова.– М.: ИНФРА-М, 2001. Коуз Р. Природа фирмы.– М., 2001. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003. Дополнительная литература: Уильямсон О. Экономические институты капитализма.– М., 1996. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.– М.: ФЭК “Начала”, 1997.
|